Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Конституционно-правовые основы статуса национально-территориальных субъектов российской федерацииКонституционное право
МАТВИЕНКО АННА ИВАНОВНА
Конституционно-правовые основы статуса национально-территориальных субъектов российской федерации
Специальность 12.00.02 -
конституционное право; муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Ростов-на-Дону 2001
Диссертация выполнена на кафедре конституционно-правовых дисциплин Института управления, бизнеса и права
Общая характеристика работы
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем обстоятельством, что современная Россия, в которой проживает более ISO наций, является огромным евроазиатским многонациональным государством. Многообразие наций и народностей, различие уровней их этнонацио-нального развития, принадлежность к разным историко-культурным средам мировой цивилизации, взаимное влияние друг на друга в процессе длительного пребывания в едином государстве - все это предопределило уникальность Российского федерализма как формы государственного устройства нашей страны. Известно, что социальная практика не терпит шаблона, тем более, когда речь идет о сложном полиэтничсскрм государстве. На формирование федерализма в России всегда оказывали влияние особенности национальной структуры состава ее населения. Отсюда необходимость регулирования национальных отношений и более четкого определения конституционно-правового статуса национально-территориальных субъектов Российской Федерации.
Актуальность исследований, посвященных этим проблемам, была значимой на всех исторических этапах развития Российского федерализма. Однако в наше время проблемы федерализма стали приоритетными. В ряду указанных проблем первостепенное значение приобрели вопросы конституционно-правового регулирования современного Российского федерализма, выступающего наряду с разрешением иных задач, одновременно и государственно-правовым средством регулирования межнациональных отношений. В силу отмеченного, Российская Федерация заметно отличается от классических видов этой формы государственного устройства. В современных условиях в процессе осуществления конституционной реформы и становления новой государственности, Россия развивается по пути общедемократических конституционных гарантии. В такой ситуации сердцевиной вновь создаваемой правовой системы, становится Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года. Ее существенной особенностью является то, что в истории России впервые востребована Конституция «...не как орудие или ре-зультат* Политической борьбы, а как средство поддержания и обеспечения гражданского мира и согласия в обществе»1.
Будучи сложным государством. Российская Федерация по своей правовой природе состот из территориально-политических образований особого характера, за которыми со времени принятия Конституции 1993г. утверди-
1 Бондарь Н С., Зипченко С. А. На пуги к новой Конституции Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: 1993.- С.6
лось название «субъектов Российской Федерации» (ст.5 Конституции РФ)', впервые закрепилась система всех видов субъектного состава РФ (ст.5 Конституции РФ), а также в алфавитном порядке приводится полный перечень наименований восьмидесяти девяти субъектов, находящихся в составе Российской Федерации (ст.65). В ст.5 действующей Конституции закрепляется шесть видов субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом в Конституции 1993г. использована формула, согласно которой субъекты «находятся в составе Федерации», а не образуют эту Федерацию (как это было в Конституции РСФСР 1978 года), что имеет немаловажное значение для сохранения государственного единства России. Согласно нового Основного Закона все субъекты Российской Федерации имеют конституционный статус государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов государственной власти, собственного законодательства, своеобразного проявления принципа территориального верховенства, их равноправие. Тем не менее, по логике вещей, все виды субъектного состава РФ могут быть объединены в два типа субъектов, к одному из которых относят субъекты, созданные по национально-территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), к другому - по территориальному принципу (края, области, города федерального значения).
Важно подчеркнуть при этом, что характер государственных образований субъектов Федерации, как справедливо отмечают В. А. Ржевский и А. В. Киселева, является существенным шагом в направлении к унификации субъектного состава РФ на историческую перспективу, что будет способствовать преодолению асимметричности современного Российского Федерализма2.
В развитии российской государственности последнего десятилетия ХХв. одно из центральных мест занимает проблема конституционно-правового статуса национально-территориальных субъектов Российской Федерации, исследованию которой посвящена данная диссертационная работа. Эта проблема получила повышенную актуальность в постсоветский период, который характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных как с критической переоценкой исторического опыта советского федеративного строительства, так и с необходимостью исследования причин периодически возникающих федерально-регионатьных и межнациональных конфликтов; поиска путей их предупреждения, а так же использования эффективных конституционно-правовых средств разрешения
Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. - М : Юридическая литература -1997. - С. 11
См.: Ржевский В. А., Киселева А. В Субъекты РФ: типология и конституционные основы организации ^Государство и право. -№10. 1994. С38-45.
межнациональных конфликтов. Все это. несомненно, существенно актуализирует задачу совершенствования современного Российского федерализма, ориентированного на общечеловеческие ценности: укрепление демократии, консттуционного правопорядка, гарантированное(tm) прав и свобод человека и гражданина. Одновременно Федеральная Конституция исходит из идей национального равноправия и конституционно закрепленного неотъемлемого права народов на самоопределение. Вместе с тем, как нам кажется, реализация права на самоопределение ни в коей мере не должна противоречить правам и интересам каждого человека, проживающего в регионе самоопределяющегося этноса, ибо противоположное будет противоречить конституционным положениям, сформулированным в ст.2 Федеральной Конституции. Иной подход к решению национальных проблем является разрушительным и бесперспективным.
Сердцевину понятия Федерации составляет сочетание двух неравнозначных (по своей юридической природе - по «силе власти») - властей: власти Федерации и власти субъектов Федерации. Обе они должны функционировать в определяемой Конституцией РФ иерархической сопод-члненности.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в качестве одной из важнейших основ конституционного строя закрепила принцип федерализма, хотя не дала, и не могла дать исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся проводимых в нашей стране преобразований, связанных с формами взаимодействия и способами разрешения возможных разногласий между субъектами Федерации и Федеральным Центром; вопросами базовых принципов действенности государственной власти современного Российского Федеративного государства1. Опыт последнего десятилетия показывает, что при отсутствии надежных, четко отработанных правовых механизмов взаимодействия органов всех ветвей власти Федерации и ее субъектов кроется серьезная опасность для Российского' государства в целом. Не случайно, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию значительное внимание уделено реформе государственной власти Российской Федерации. Три федеральных закона («О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодателыгых (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
1 См.:Волкова М. «Государство-Россия» без лишних деталей. // Независимая газета-8
июля.-2000; Лысенко В. Н. Федерация в начале XXI века.// Независимая газета.-11
апреля-2000,
Лагутенко Б Т. Как обустроить «Асимметричную» Россию7 //Независимая газета. - 24
октября-2000.
Федерации»1, «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2, «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»3), принятые Федеральным Собранием в июле 2000 года имеют конечной целью укрепление государства в целом -федеральной власти, и власти региональной. В названных нормативных актах в числе первоочередных задач обозначены правовые рамки по разграничению предметов ведения между Федерацией и субъектами Федерации, к примеру, Федеральный Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации»4.
Новые подходы к совершенствованию взаимосвязи государственной власти Федерации и ее субъектов, получившие свое нормативно-правовое выражение в Законах России 2000 года, предусматривают возможность роспуска Законодательного (представительного) органа субъекта РФ Законом федерального парламента (в случае установленного судом нарушения Конституции РФ и федеральных законов, довлекших вредные последствия), предусмотрена возможность временного отстранения (по представлению Генерального прокурора в случае совершения тяжкого преступления) и отрешения от должности главы субъекта Федерации (в случае принятия нормативных правовых актов4, грубо нарушающих Конституцию РФ и федеральные законы) Президентом РФ. Наряду с этим, усилены судебные гарантии для органов государственной власти субъектов РФ: нарушение устанавливает суд, меры принимаются только после предупреждения со стороны Президента РФ, которые тоже могут быть обжалованы в суде, установлены точные сроки (в том числе и сроки давности). Можно предполагать, что реализация этих и последующих актов существенно укрепит характерную для демокра-
' Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацию) // Российская газета. - 2000.-1августа.
2 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих' принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета.-2000.- 8 августа.
3 Федералыгый закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»// Российская газета. - 2000. - 8 августа.
4 Федеральный Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24.06.99г.// Собрание Законодательства Российской Федерацют-1999.-№26. Ст. 3176.
тического федерализма идею гармонии федеративных отношений при одновременном усилении централистских начал1.
Верховенство федеральной государственной власти заключается еще и в том, что Федерация осуществляет текущий и чрезвычайный контроль в отношении ее субъектов. Чрезвычайный контроль связан с различными формами федерального принуждения: введение чрезвычайного положения в субъектах Федерации или отдельном субъекте, президентское правление и другие. Словом, возможность применения федерального принуждения в его различных формах отчетливо свидетельствует о необходимости иерархии «государственных властей» в Федерации, а не об их абсолютном равенстве.
Диссертант не исключает целесообразности дальнейшего статуирова-ния государственных образований, которые могут привести к их укрупнению, что, думается, будет способствовать полному использованию пока еще во многом потенциальных возможностей демократического федерализма России.
Степень разработанности диссертационной работы необходимо оценивать с учетом комплексного характера исследуемой проблемы. Многие рассматриваемые в диссертации вопросы предполагают необходимость их анализа в единстве конституционного, административно-правового, управленческого подходов с уяснением общетеоретических проблем правового статуса национально-территориальных субъектов Российской Федерации и выявлением закономерностей их функционирования на основе использования научных достижений конституционного права, теории государства и права, истории политических и правовых учений, политологии, философии, социологии и других отраслей науки.
Степень разработанности темы необходимо оценивать с учетом того, что субъекты Федерации не существуют и не функционируют сами по себе, они являются органической частью системы российского федерализма, представляя собой главный элемент его содержания и структуры. Суверенитет федеративного государства есть результат единства суверенитетов субъектов Федерации. Понятно, что здесь имеется ввиду не механическая сумма элементов, образующих единое целостное государство, а нечто большее Это тот случай, когда количественный показатель переходит в новое качество.
В советском многонациональном государстве осуществлялось активное исследование теории советского федерализма. Вполне закономерно, что в исследованиях данного периода доминировал марксистско-ленинский подход к анализу федерализма, как государственно-правового средства разрешения национального вопроса в СССР. Вместе с тем, с учетом критического осмысления их труды не утратили своего значения и в современный период Мы
' См.: Овсегош Ж.И. Экспертные заключения на проекты Федеральных законов (внесены Президентом РФ в Государственную Думу 19.05.2000г)// мир права - 2000. -август
7
имеем в виду работы: Д. Л. Генкиной, Д. Л. Златопольского, А. И. Кима, М Г. Кириченко, В. Ф; Котока, К. Д. Коркмасовой, С. С. Кравчука, И Д. Левина, А. И Лепешкина, Н Л. Манелиса, В. С. Основина. С. М. Равина, С. И Русиновой, В. А. Ржевского, О. И Чистякова, Б.В. Щетинина и других.
Значительный вклад в научный поиск основополагающих проблем современного Российского федерализма для выявления его пока еще не полностью использованных потенциальных возможностей имеют труды, изданные за период конституционно-правовых реформ 1990-2001гг. К их числу относятся работы: Р.Г. Абдулатипова, С.А. Авакьяна Г.Б. Агабекова, Н.А. Бобровой, М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Л.Ф. Болтенковой, Н.А. Богдановой, С.Д Валентея, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, В.Н. Иванова. В.В. Иванова, В Г. Кабышева,К. Д. Коркмасовой, Л.М.. Карапетяна, А. В. Киселевой, И.А. Конюховой, ОЕ. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.О Лучина, В.Н. Лысенко, ВС. Нерсесянца, Ж.И. Овсепян, В.А. Ржевского. Л.В. Смирнягина, Н.С. Соколовой, М.В. Столярова, Б.А. Страшуна, Т.П. Титовой, В.А.Тишкова. Ю.А. Тихомирова, Н.А. Ушакова, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина, Г.Л. Чудновского, Б. С. Эбзеева и ряда других авторов.
В работах названных авторов рассматриваются вопросы образования и распада СССР, самоопределения народов и сохранения целостности федеративных государств, суверенитета народов их национальной государственности, государственно-правовое регулирование национальных отношений, «асимметричности» Федерации, образования автономных округов, конституционно-правового регулирования межнациональных отношений, национальной автономии) сочетания территориального и национального в развитии федерализма, национальных отношений в субъектах Федерации и др. По этим проблемам также высказываются различные, порой взаимоисключающие друг друга, мнения. Большое внимание в работах ученых уделяется исследованию суверенитета Федерации и ее субъектов, договорных отношений между ними, понятию конституционно-правового статуса, 'другим вопросам федеративного устройства ч национальной политики в РФ. • В опубликованных работах противоречивость мнений колеблется от попыток обосновать неизбежность развала многонациональных федеративных государств и возникновения новых моделей федерализма до отрицания государственного суверенитета и права народов на самоопределение. Несмотря на значительный круг авторов, посвятивших свои исследования проблемам федерализма, - все еще остается ряд нерешенных проблем, их наличие в определенной мере объясняется тем, что процесс формирования Российского федерализма пока еще далек от совершенства.
Современная Россия - Российская Федерация, как закреплено в Конституции 1993г., является демократическим федеративным правовым государством. Демократический федерализм предполагает согласие
равноправных субъектов, в том числе и тех субъектов, которых меньшинство. Настоящее диссертационное исследование посвящено конституционно-правовым основам статуса национально-территориальных субъектов РФ.
Отмечая несомненный факт активизации научных исследований проблем федерализма в последнее десятилетие, вместе с тем следует признать, что многие вопросы, касающиеся соотношения компетенции, а так же конкретных органов власти, государственно-правовых форм взаимодействия различных ветвей власти Федерации и субъектов Федерации, их организации и функционирования, путей совершенствования их взаимодействия (тем более, что ряд положений носит дискуссионный характер), все еще нуждаются в дальнейшем серьезном научном исследовании.
Целями и задачами диссертационного исследования являются:
-выявление тенденций исторической предрасположенности России к федеративной форме государственного устройства;
-обоснование особенностей суверенитета в федеративном государстве и права народов на самоопределение, обеспечение территориальной целостности государства;
-обоснование значения и назначения современного демократического федерализма как наиболее целесообразного государственно-правового (конституционного) средства разрешения проблем межнациональных отношений;
-выявление места и роли статуса субъекта Федерации как органической части федерализма, представляющего собой главный элемент его сущностного содержания и структуры, выражающий федеративный строй государства;
-анализ специфики конституционно-правового статуса субъектов РФ, созданных по национально-территориальному принципу;
-обоснование тезиса, согласно которому степень суверенности наций (народностей) отнюдь не определяется формой (тилом, видом) субъекта Федерации. Исходной является позиция, согласно которой - полная и всесторонняя демократия - основа решения всех национальных проблем. Именно такой подход дает основание диссертанту для вывода о том, что национальный суверенитет в условиях последовательно - демократического, правового государства выступает как присущее народности свойство, полностью поглощаемое формулой действующей Конституции РФ, согласно которой носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ);
-одна из задач работы - показать динамичность субъектного состава РФ, возможность перехода от одной формы к другой. Факты подобного рода имеют место не только в советский период истории нашего государства, но и в постсоветское время. Достаточно сослаться на то, что субъекты Федерации, созданные по национально-территориальному принципу, преобразованы
из советской автономии. А в наше время дискутируется вопрос о правовых основах изменения состава субъектов Российской Федерации'.
Таким образом, цели и задачи исследования состоят в анализе конституционно-правового регулирования правового статуса национально-территориальных субъектов Российской Федерации; в выработке путей совершенствования их статуса, основанного на самоопределении в рамках РФ; в обеспечении территориальной целостности Российской государственности и выработке рекомендаций, имеющих практическое значение в становлении и укреплении многонационального демократического правового государства.
Предмет диссертационного исследования включает в себя теоретико-практические проблемы конституционно-правового регулирования федеративных отношений в современном многонациональном Российском государстве.
Объект исследования составляет срез общественных отношений, который обеспечивает конституционно-правовые основы статуса субъектов Федерации, созданных по национально-территориальному принцшгу.
Методологической и теоретической основой исследования являются общенаучные методы исследования концепции Российского федерализма, его роль как конституционно-правового средства разрешения национального вопроса, анализ конституционного регулирования правового положения национально-территориальных субъектов. В работе использован системный, сравнительно-исторический и сравнительно-правовой методы исследования, позволяющие обосновать принцип равноправия конституционного статуса субъектов Федерации.
Известно, что абстрактно-теоретическая форма исследования предполагает рассмотрение предмета в «чистом виде» со стороны его структуры (то есть составляющих его элементов и их взаимодействия) и системы. Исходя из специфики исследуемой проблемы как проблемы динамичной, постоянно развивающейся, автор стремился сочетать специально-юридический подход к государственно-правовым явлениям с подходом сравнительно-историческим и конкретно-социологическим. В работе использованы, также, такие приемы исследования, как логический, социологический (подборка и разработка статистических и других фактических данных, составление сравнительных таблиц, систематическое наблюдение), широкое привлечение нормативного материала и официальных документов.
Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993г., Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля
MB Золотарева, Т Я. Хабриева. Правовые основы изменения состава субъектов Российской Федерации.// Государство и право. -2001. -№ 1. -С. 91-96.
10
1978г.; Конституция СССР 1977г. и другие конституции советского периода, федеральные конституционные законы, федеральные .чаконы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики, послания Президента Российской Федерации, фундаментальные труды отечественных ученых.
Научной новизной диссертации является комплексное исследование проблем конституционно-правовых основ статуса национально-территориальных субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовое регулирование в условиях федеративного устройства многонационального государства. По мнению диссертанта, конкретные элементы новизны исследования проявляются как в самом подходе к исследованию поставленной проблемы как комплексной и многоплановой, так и в предлагаемых решетшх ряда конкретных вопросов, что находит выражение в основных положениях и выводах, выносимых на защиту:
1. В диссертации дается авторское понимание значимости и предназначения Российской Федерации, заключающееся в решении триединой задачи: территориальной целостности России, единства ее многонационального народа и учета его национально-специфических особенностей. Рассматривается необходимость усиления вертикали государственной власти в современных условиях. В этой связи обосновывается острая необходимость приведения в соответствие законодательства субъектов Федерация с законодательством Российской Федерации. Определяется возможность укрупнения субъектов Российской Федерации. Автор считает, что современный Российский федерализм как форма государственного устройства, способен обеспечить оптимальное комплексное управление государственными образованиями на своей территории, одновременно являясь государственно-правовым средством разрешения национального вопроса, как в масштабе всей Федерации, так и в рамках ее субъектов, созданных по национально-территориальному принципу.
2. В диссертационном дсследовании субъекты Российской Федерации рассматриваются как органическая неотчуждаемая часть, представляющая главный элемент ее содержания и структуры и составляющая одну из важ-неюиих основ конституционного строя Российского государства. Основополагающим принципом Российского Федерализма является равноправие субъектов РФ. Несмотря на то, что тезис о равноправии субъектов целым рядом авторов оспаривается, исходной позицией диссертанта остается незыблемость конституционных положений о равноправии субъектов РФ, ибо они рассчитаны не на период становления нового федерализма, а на конечные результаты его развития.
3. Все субъекты, созданные по национально-территориальному принципу, имеют принципиально равноправный статус, хотя в правовом положе-
11
нии каждого из этих видов существуют различия, конституционно-правовые особенности. Данное обстоятельство, по мнению диссертанта, свидетельствует о том, что о равноправии субъектов Федерации в полном смысле, можно говорить лишь применительно к однотипным - тождественным видам. Следовательно, равноправны между собой республики (их 21), автономные округа (их 10).
4. В диссертации ообосновывается вывод о том, что сущностная основа Российского федерализма нисколько не искажается наличием, в некоторых пределах, проявлений асимметричности, усиленной на определенном историческом этапе целесообразной договорной практикой; утверждается важность признания договорной практики как дополнительной гарантии достижения мира, взаимопонимания и согласия между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации как по горизонтали, так и по вертикали; отстаивается тезис о необходимости проведения предварительной научно-правовой экспертизы проектов договоров с точки зрения принципиального соответствия их Конституций Российской Федерации. ;
5. Автором впервые в научной литературе, предпринята попытка исследования конституционных основ единства территориальной целостности России, и единства ее многонационального народа, именуемого новым термином «россияне». Равное и единое гражданство, установленное в РФ, является убедительным подтверждением равноправного фактического положения всех россиян, безотносительно к их национальной принадлежности.
6. В диссертации рассматриваются научные критерии для определения типа и вида национально-территориальных субъектов РФ. По мнению автора, в качестве наиболее стабильного определителя конкретного вида субъектов, следует рассматривать этнический фактор, подкрепленный компактным проживанием данной нации (народности) на данной территории. Дается авторское понимание сущности автономии, которая, по мнению диссертанта, является одной из форм реализации многонациональным народом суверенности и равноправия в государственном строительстве.
7. Раскрывается авторское понимание суверенитета как политико-правовой основы единства Российского федерализма; показывается, что категория «суверенитета» сопутствует государству как обязательный его атрибут на всех этапах его исторического развития; анализируется характер соотношения трех аспектов суверенитета: народного, национального, государственного; автор предлагает свое видение понятия национального суверенитета в условиях современного российского правового федеративного демократического государства, который, по мнению диссертанта, являясь своеобразной этнической персонификацией самосознания его носителя, поглощается кате-
12
горней «многонациональный народ РФ», отражая территориальную целостность государства и единство его многонационального народа.
8. Исследуется соотношение категорий национального суверенитета и право наций на самоопределение в рамках РФ, в соответствии с этим, показывается, что эти категории эффективно обеспечиваются возможностями федеративной формы государственного устройства России, о чем свидетельствует факт сосуществования двух типов субъектного состава РФ: территориального и национачьного (национально-территориального); выявляется позитивная тенденция эволюционного (поэтапного) перехода к формированию Российской Федерации по территориальному принципу. В силу этого представляется перспективным самоопределение наций в рамках национально-культурной автономии в составе субъекта Федерации, обосновывается мысль о полной совместимости принципов права наций на самоопределение и территориальной целостности в соответствии с провозглашенным Конституцией 1993 г. демократическим федеративным правовым государством. Самоопределение наций в конституционном (государственном) праве РФ относится к сугубо внутригосударственным отношениям.
9. Обосновывается необходимость учреждения во всех субъектах Федерации конституционной юрисдикции (Конституционных Судов), института Уполномоченного по правам человека, которые могли бы, согласно ст. 2 Конституции РФ 1993г., существенно усилить федеративные основы с точки зрения защиты прав и законных интересов граждан независимо от места их проживания, поскольку они не могут быть различными в зависимости от субъекта Федерации.
10. В диссертации утверждается необходимость предупреждения и эффективного предотвращения конфликтов, поскольку даже самая дорогостоящая политика их предотвращения, с точки зрения человеческих жизней и ресурсов, все равно обходится намного дешевле, нежели самое дешевое силовое вмешательство. Предотвращение разногласий и разрешение конфликтов, возникающих в сфере реализации совместной компетенции органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации, должны основываться на специальных юридических процедурах, которых, по мнению диссертанта, в настоящее время еще недостаточно. Предлагаемыми процедурами могут стать: согласование, обмен информацией, переговоры и примирительный процесс, запрет на совершение определенных действий, равно как и более активное участие федеральных органов государственной власти в разрешении соответствующих коллизий. Они должны, по мнению диссертанта, способствовать созданию режима конституционной законности, а также обеспечивать оптимальное взаимодействие между федеральными органами власти и соответствующими органами власти субъектов Федерации.
13
Приведенный выше перечень основных вопросов теории и практики современного Российского Федерализма, исследуемых в диссертации, свидетельствует, с одной стороны, об актуальности избранной проблемы, а с другой - о ее сложности. В одной работе невозможно поставить, и тем более разрешить, все вопросы, относящиеся к этой многоплановой и сложной проблеме. Автор и не преследовал подобной цели. Заявленная в названии работы тема с учетом ее комплексного характера может быть полностью исследована только усилиями коллектива ученых. Этим, в частности объясняется и то, что в определенных случаях автор ограничивается лишь постановкой вопросов, а 1рактовка ряда проблем продолжает оставаться дискуссионной. В целом же диссертант стремился развить выводы исследований по рассматриваемой проблеме и высказать по некоторым вопросам свое мнение.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется сделанными в ходе исследований научными выводами и разработанными на их основе предложениями, направленными на совершенствование правового статуса национально-территориальных субъектов Федерации Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса конституционного права Российской Федерации и спецкурса по проблемам Российского федерализма. Результаты диссертационного анализа, по Чтению диссертанта, могут быть полезными в дальнейшей разработке соответствующих проблем.
Апробация результатов исследования была обеспечена, прежде всего, научными публикациями автора диссертации. Исследования докладывались ita межвузовских научных конференциях: «Актуальные проблемы права» (Украина, Луганск, Восточно-украинский государственный университет, 1999г.), «Научный и образовательный потенциал вузов как ресурс развития региона» (Ростов-на-Дону, ИУБиП, 1999г.,2000г.), «Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран» (Москва, МГУ, кафедра конституционного права юридического факультета,2000г.), на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Института управления, бизнеса и права (Ростов-на-Дону, 2000г.) Материалы диссертационного исследования используются автором в учебном процессе при проведении занятий на, юридическом факультете Института управления, бизнеса и права по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации».
Структура диссертационного исследования построена в соответствии с кругом вопросов, раскрывающих тему и обеспечивающих последовательное освещение анализируемого материала, источников и формулируемых выводов, вытекающих из проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
14
II. Основное содержание диссертационной работы
Во «Введении» обосновывается актуальность темы, характеризуется., состояние ее научной разработанности, определяется предмет, объект, цели,, задачи и методология исследования, научная новизна, практическая значимость и апробация диссертационного исследования.
В первой главе «Советский опыт федеративного строительства России» дана историческая ретроспектива вопросов, составляющих предмет диссертационного исследования; показан историко-правовой фон формирования советского федерализма. Соответственно, при рассмотрении отдельных вопросов привлекаются исторические материалы, а также нормативный материал, иллюстрирующий место национальных окраин в системе управления единого и неделимого, бюрократически централизованного Российского империализма.
Основополагающая часть этой главы посвящена теоретическим основам понятия и сущности советского федерализма. Соответственно, в ней рассматривается становление различных форм советской национальной государственности: союзной советской социалистической республики, каковой являлась РСФСР и разновидностей автономии: автономных советских республик, автономных областей и автономных округов; раскрывается их государственно-правовая природа и анализируется конституционно-правовая регламентация. В этой главе акцентируется внимание на государственно-правовой природе РСФСР как на Федерации, основанной на базе автономии; показываются процессуальные особенности ее образования; подчеркивается теоретическая посылка, согласно которой форма реализации национального суверенитета, воплощенная в том или ином виде национальной государственности не определяет (не должна определять) степень суверенности наций, народностей, народов.
Особое внимание уделяется анализу динамики конституционно-правовой регламентации как Российского федерализма (РСФСР) в целом, так и его частей, представленных в виде различных форм автономии в рамках исторически первых двух этапов развития российского федерализма.
Основополагающей, своего рода «несущей», является глава вторая «Современный Российский федерализм: конституционно-правовое закрепление и тенденции развития», разбитая на четыре параграфа, в которых последовательно анализируется политико-правовая сущность федерализма, его особенности, в том числе и структурного характера.
Современный Российский федерализм должен быть охарактеризован как избыточно сложный. Сложностью характеризуется как его конфигурация, так и сущностное содержание, исторически беспрецедентной является Федерация из 89 (!) субъектов Причем, примерно третья часть из них создана, в отличие от других двух третей, по национально-территориальному принципу.
15
И это еще не все Существует различная типология и различные виды субъектов Федерации и, соответственно, - существуют различия и в их статусе.
Исторические корни современного Российского федерализма зарождались в советской истории. Тогда и там федерализм был признан в качестве государственно-правового средства разрешения национального вопроса. Национальный фактор.и в современных условиях объективно заложен в федеративное устройство России. Более того, в наше время характер межнациональных отношений во многом предопределяется тем, насколько последовательно реализуются проводимые в стране реформы; насколько оказывается способным реально функционирующий федерализм обеспечить триединую задачу: территориальную целостность России; единство ее многонационального народа; учет его национально-специфических особенностей, культуры, быта, языка. При этом совершенно естественно, что речь идет о национальных особенностях, очищенных от «угара» национализма, шовинизма и других разновидностей экстремизма. Речь идет о развитии позитивных национальных чувств, воплощенных в востребованных ныне традициях, обычаях и некоторых других особенностях национального менталитета,,
Конституция Российской Федерации 1993г. способствовала стабилизации правовой ситуации в нашей стране. Она установила, что Федеративное устройство России основано на равноправии и самоопределении народов (ст. 5). Субъекты Российской Федерации перечислены в Конституции поименно (ст.65 Конституции РФ). Несмотря на то, что тезис о равноправии субъектов оспаривается в специальной литературе рядом авторов, исходной является позиция диссертанта о том, что запись Законодателя в Конституции страны о равноправии субъектов имеет все основания быть, ибо она рассчитана не на период становления Российской Федерации, тем более, переживающей ныне кризисную ситуацию, а на конечные результаты его развития, когда набирающий силу российский федерализм сможет воплотить в реальность все программные установления Основного Закона Российской Федерации.
Все субъекты, созданные по национально-территориальному принципу имеют принципиально равноправньш статус, хотя в правовом положении каждого из видов этих субъектов существуют различия, свои конституционно-правовые особенности - свой статус, поэтому, по мнению диссертанта, о равноправии субъектов Федерации в прямом полном смысле, можно говорить лишь применительно к однотипным - тождественным видам. Равноправны между собой республики (их 21), автономные округа (их 10).
Конституция РФ применительно к республикам употребляет термин «государство». Однако республики не обладают государственным суверенитетом, поскольку над ними есть другая государственная власть - власть Федерации. Применительно к республикам как к субъектам РФ, - полагает диссертант, можно говорить лишь об отдельных признаках, элементах госу-
16
дарственного суверенитета, что не влияет и не меняет общепризнанную в современном мире концепцию, согласно которой государственным суверенитетом обладает только стоящая над всеми субъектами Федерация. Только она обладает верховенством государственной власти, устанавливая основы для всего федеративного государства, единого общественного и правового порядка во всех субъектах Федерации. Отказ от конституционного закрепления государственного суверенитета республик, по мнению диссертанта, связан с отказом от сецессии применительно к субъектам Федерации, что. несомненно, укрепляет идею нерасторжимости Федерации и являегся весомой гарантией государственной целостности России.
Диссертант исходит из того, что субъекты Федерации, не обладая государственным суверенитетом, обладают государственной властью, самостоятельность которой определена лишь вопросами, относящимися к их исключительной компетенции. При этом гармония между Федерацией и ее частями обеспечивается существованием многообразных возможностей координации деятельности государственных органов Федерации и ее субъектов. Иначе говоря, существует иерархическая соподчиненность: власть Федерации - верховная власть, стоящая над властью субъектов Федерации. Обе эти власти соотносятся между собой как целое и часть, а часть, как известно, не может быть равной и равноправной с целым; равными и, соответственно, равноправными между собой могут быть лишь идентичные части целого.
Аналогичным образом решается вопрос с законодательством в Российской Федерации. Статьей 76 действующей Конституции закрепляется иерар-; хия законодательных актов в Федерации, конкретизируется принцип верховенства Федерального Закона. За субъектами Федерации признано важное полномочие на осуществление собственного правового регулирования, включающего законодательную деятельность, однако таковая ограничена пределами ведения исключительной компетенции РФ и совместного с субъектами Федерации ведения. Вместе с тем, Конституцией РФ не предусматривается за субъектами возможности ни рецепции федеральных законов, ни права их нуллификации.
На территории Российской Федерации должны действовать единые конституционные принципы, единое правовое пространство. «Исходя из этих конституционных принципов все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации, до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено пунктом 2 раздела второго
17'
«Заключительные и нерех'одные положения»'. Система конституционной юстиции субъектов Федерации развита недостаточно, она не обеспечивает конституционного контроля в отношении законодательных актов субъектов РФ. Настоятельная необходимость создания Конституционных Судов в каждом субъекте РФ является разрешением проблемы конституционализации законе^"' дательной балы субъектов РФ. ' '' :•
Суверенитет предполагает, согласно ст. 3, 4, 5, 67,79 Конституции Российской Федерации 1993 г., верховенство, независимость и самостоятель-••.'.• ность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территорию и независимость в между на-' родном общении2. По мнению диссертанта национальный суверенитет является, как бы этнической персонификацией его носителя. Он воплощает в себе-совокупность признаков, характеризующих данное сообщество людей как i нацию, отражая ее территориальную, экономическую, языковую и культур-' ную индивидуальность. Автор исходит из того, что национальный суверенитет наций, народностей, многонациональной России может быть реализован различным образом, но всегда посредством использования конституционного права на самоопределение (Преамбула Конституции РФ, ч.З, ст.5). В рамках Российской Федерации право на самоопределение наций, народностей регулируется внутригосударственным - конституционным правом. Исходной является позиция диссертанта о том. что существует принципиальное различие в характере межнациональных отношений внутри отдельного государства и между государствами.
Анализ наиболее существенных особенностей автономии во всем разнообразии ее форм (исходя из обобщенного исторического опыта нашей страны) приводит к выводу, *гго советская автономия - являлась одной из форм реализации народами национального суверенитета, одним из юридиче-
' Постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацию). // Сборник законодательства Российской Федерации. - 2000.-№25.-Ст. 2728.
2 См по этому вопросу: Постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // Сборник законодательства Российской Федерации. - 2000.-№25.-Ст. 2728.
18
ских выражений принципа суверенности и равноправия народов в государственном строительстве. Пределы самостоятельности автономии, регламентировавшиеся государственной властью СССР и государственной властью союзной республики (при участии данной автономной единицы), обусловливались потребностью самовыражения субъектами автономии их национальных, специфических особенностей. В целом же можно сделать вывод о том. что в Российской Федерации существует, по крайней мере, несколько серьезных проблем, связанных с автономией. К их числу относятся: разрешение вопроса о целесообразности существования в современных условиях такой разновидности автономии как автономная область; вопрос о вхождении или не вхождении того или иного автономного округа в область или в край и правовая обеспеченность их взаимоотношений.
Автор приходит к выводу о том, что эта проблема должна решаться дифференцированно и поэтапно. В одних автономных округах, по-видимому, решить вопрос о выделении из состава краев и областей целесообразно посредством референдума. Другие, думается, могли бы обрести статус федеральной территории, управляемой прямым президентским правлением. Кроме того, отмечает автор, до настоящего времени особо актуальным и неурегулированным как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации остается вопрос о сохранении исконной среды обитания малочисленных народов, проживающих в автономных округах.
Для теоретического осмысления путей дальнейшего развития Российского Федерализма немаловажное значение имеет научная разработка вопро-. сов, касающихся критериев, лежащих в основе определения того или иного вида национально-территориального субъекта Федерации. Вопрос этот не получил в специальной литературе сколько-нибудь полного освещения. Диссертант считает, что к его рассмотрению надо подходить исторически, ибо эти критерии подвижны, подвержены изменениям. Абсолютных, универсальных, теоретически неуязвимых и годных на все времена и для всех народов критериев нет и быть не может. Применительно к современным условиям становления Российского демократического федеративного правового государства можно говорить лишь о большей или меньшей степени стабильности критериев. В качестве наиболее стабильного, «весомого» определителя конкретного вида субъекта, следует рассматривать этнический фактор, который, естественно, органически связан с территориальной компактностью нации (народности) - ее расселением в границах экономически целостной территории. Отсутствие этого фактора, как предмета обсуждаемого вопроса, делает бессмыслешым само существование национально-территориального типа субъектного состава Российской Федерации.
Через всю работу проводится мысль о том, что принцип равноправия является «сквозным» и выражается в различных видах его реализации: и в
19
виде равноправия граждан перед законом, и в равенстве всех перед судом, и в равноправии женщин и мужчин. Как справедливо отмечается в специальной литературе, вся совокупность общественных отношений, характеризз'тощих положение человека, людей, наций, народа, общества представляет собой своеобразный «отпечаток» достигнутого уровня «равноправия»1.
Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Принятие в феврале 1997г. Федерального Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» обусловило необходимость учреждения института Уполномоченного по правам человека в каждом субъекте Федерации в соответствии с конституцией, уставом субъекта РФ. Уполномоченный должен защищать гражданские права независимо от места проживания гражданина России, поскольку они не могут быть различными в зависимости от субъекта Федерации. Уполномоченный по правам человека должен стать правовым институтом, действующим дополнительно к существующим правозащитным институтам. '
Наиболее яркое проявление и «громкое» звучание принцип равноправия обретает в многонациональном федеративном российском государстве, что, несомненно, актуализирует практическую необходимость разрешения национального вопроса как специального направления социальной политики, основополагающие принципы которой закрепляются в Основном Законе.
Не случайно действующая Конституция Российской Федерации решение национального вопроса рассматривает в двух аспектах, один из которых воплощен в правовом статусе человека и гражданина РФ; другой связывается с равноправием наций, народностей и имеет прямое отношение к сушностно-му содержаюто федеративной формы ее государственного устройства. Известно, что при неблагоприятных обстоятельствах национальные отношения могут создавать взрывоопаагуго ситуацию во всех сферах жизни Российского общества. Вот почему, в отличие от традиционного для Запада восприятия нации исключительно как народа-государства, в диссертации осуществлен иной подход, суть которого в том, что национальная политика должна охватывать все уровни безопасного и устойчивого развития Российского общества и государства - от конкретной личности до многонационального народа, государства в целом. Такой подход обусловлен необходимостью не игнорировать существующие сегодня очаги межнациональной напряженности. Речь идет, в частности, о Северо-Кавказском регионе нашей страны, который характеризуется взбудораженным состоявшем некоторых наций-этносов и связанной с этим острой проблемой их достойного обустройства.
' См.: Бондарь Н С Права человека и Конституция России Ростов-на-Дону. -Изд-воРГУ.-199Г>.
20
Конституционное закрепление идей демократии, справедливости и национального равноправия с наибольшей выразительностью воплощено в социально-политической и правовой природе установленного в РФ равного и единого гражданства. По действующей Конституции установление единого гражданства не опосредовано федеративной формой государственного устройства, поскольку Законодатель не рассматривает Республики в составе Рос^ сийской Федерации в качестве суверенных государств. В отличие от советских Конституций, действующая Конституция не признает республиканского гражданства, что является одной из гарантий единства народа нашей страны. В то время как ошибочное (?) или, во всяком случае, противоречащее федеральной Конституции решение вопросов гражданства некоторыми республиками в составе РФ. естественно «тянет» за собой положения, противоречащие ч. 1,ст. 19 Конституции РФ. предусматривающей равенство всЪс перед законом и судом при регулировании мер по защите прав и свобод человека и гражданина. В этой связи немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что вопросы правового статуса личности относятся к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «в», ст.71 Конституции РФ).
Убедительным подтверждением реальности равноправного положения всех россиян, безотносительно к их национальной принадлежности является и факт того, что в наше время графа «национальность» - уже не указывается в паспорте. Иначе говоря, категория «гражданство» «не привязана» к национальной принадлежности. Она как бы «поглощается» Российским гражданством, выступающим в роли интегратора многонационального народа Федеративной России. В этой связи представляется весьма плодотворной идея о необходимости всемерно способствовать укреплению в общественном сознании термина «Россияне» применительно к каждому гражданину нашей страны, безотносительно к ею национальной принадлежности.
Процесс обретения зрелого уровня демократического федерализма, думается должен быть неторопливотпоэталным. Но и тогда, когда этот процесс будет завершен, полагает автор, останутся вкрапления асимметрии, которые, однако, не будут искажать сущностной основы Российского демократического федерализма, в силу того, что поднимется политическая и правовая культура многонационального народа как носителя власги. Народ осознает истину, что многонациональный характер этнического состава населения обогащает Россию: что наличие многих национальностей для страны не трагедия, а потенциал, который приумножает ее мощь. Межнациональное уважение, мир, взаимопонимание и согласие невозможно завоевать силой власти или силой оружия. Это - сфера разума, воспитания и образования. Сфера в значительной мере морально-нравственного толка. Она не может быть навязана народу, она вызревает в самом народе Эта истина особенно
21
актуальна в наше время, когда идет процесс формирования современного демократического Российского федерализма.
Подводя итоги прошедшего XX века, прежде всего, мы отмечаем поднятие, возвышение человека на небывалую ранее высоту, а так же выдающиеся достижения научно-технического свойства -обретение эпохи НТР.
Но есть и грустные приметы прошлого столетия: гуманитарная область человеческого бытия, отягощенная межнациональными конфликтами, кровопролитными событиями, социальными бедами. В итоге век оставил нам в наследство религиозный фанатизм, терроризм, разноликий национализм, попытку навязать свой образ мысли и образ жизни другим и тому' подобное. А как бороться с категоричностью, лежащей в основе любого экстремизма? Надо думать, прежде всего, необходимостью уделять значительно больше внимания правовому воспитанию и повышению правосознания.
В новых условиях современной России, национальная политика должна быть нацелена на своевременное предотвращение межнациональных конфликтов. Известно, что национальные проблемы нужно решать и через экономику, что национальная политика предполагает примерно пропорциональное развитие страны. Такой подход представляется отвечающим сутдно-стной основе демократического Российского федерализма. В этом плане явно нуждается в корректировке или, во всяком случае, в комментарии утверждение Президента страны В. В. Путина о том, «...что равенство регионов при формировании Совета Федерации должно строиться на основе соответствия вклада субъекта Федерации в «общую копилку», в частности, в бюджетную. Чем больше субъект Федерации вкладывает в бюджет, тем больше у него прав иметь в Совете Федерации представителей. В этом, - считает он, - есть определенный смысл - политический и экономический»1.
Поиск максимально эффективной модели реального демократического федерализма в России, способного обеспечить утверждение тенденций стабилизации Российской государственности, укрепления в ней мира и гармонии федеративных отношений в рамках как вертикального, так и горизонтального характера связей, в том числе и субъектами, созданными по национально-территориальному принципу, - можно думать, сделает реальностью проводимую в стране реформу федеративного строя. И тогда, по-видимому, грядущее статуирование государственных образований приведет к укрупнению субъектов Федерации и поставит четкие грани ответственности каждого из субъектов за сохранение режима конституционной законности и правопорядка2.
1 Права регионов должны зависеть от их бюджета./ Независимая газета - 2000. -1 июня.
2 См. по этому воп.: Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации.//Государство w право-2000.-№10-С.5-12: Привалова С. В. Коиституционно-иравовая реформа в современной России.(Научно-практическая конференция).//Государство и право.-№5.-2000.- С.88-98.
22
Первоочередным неукоснительным требованием, в этом плане, является уже начавшая реализовываться необходимость устранения для многих реагублик в составе Российской Федерации, (как и иных субъектов), ряда существенных несоответствий регионального законодательства и. прежде всего - конституционного - федеральной Конституции. Подчеркнем при этом необходимость приведения всего регионального законодательства в соответствие с Федеральными Законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»', Федеральным Законом «О националъно-культурной автономии»2, Налоговым кодексом Российской Федераций3, Бюджетным кодексом Российской Федерации1, Федеральным Законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в РФ»5 и других законодательных актов.
Существующие в специальной литературе различные варианты структуризации России как федеративного государства не могут, не должны базироваться, во всяком случае, в обозримом будущем, на идее отказа от национальной основы определенной части субъектного состава Российской Федерации. По мнению диссертанта, отказ Российского Федерализма от национально-территориального принципа и переход к исключительно территориальному, (который, как свидетельствует международный опыт, является наиболее устойчивым и жизнеспособным), может быть осуществлен только неторопливо поэтапным путем в труднообозримом будущем.
Думается, что именно такой эволюционный путь совершенствования федерализма будет естественным и безболезненным. Тем более, что идейные предпосылки именно такого «мягкого» пути своеобразной унификации субъектного состава Российской Федерации, прямо скажем, - уже заложены в весьма деликатной форме в действующей Конституции РФ. В этом плане в
' Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года //Российская газета.-2000.-1 августа
2 Федеральный Закон «О национально-культурной автономии»: Принят Государственной Думой 22 мая 1996г.,одобрен Советом Федерации 5 июня 1996г. Хрестоматия по Конституционному праву Российской Федерации/Сост. Д-р юрид. наук ТО. Л. Шуль-женко.-М.: Юристь.-1997.
3 Налоговый кодекс Российской Федерации: Принят Государственной Думой 16 июля 1998г.. одобрен Советом Федерации 17 июля 1998г./Сборник новейшего налогового и бюджетного законодательства Ростов-на-Дону: Феникс.-1998.
Бюджетный кодекс Российской Федерации Сборник новейшего налогового и бюджетного законодательства Ростов-на-Дону.: Феникс.-1998.
' Федеральный Закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народом в РФ» // Сборник законодательства РФ. - № 18. - 3 мая 1999 г
23
качестве иллюстрации достаточно обратиться к гибкой модели, создаваемой договорной практикой перераспределения полномочий между Центром и субъектами, позволяющей учитывать специфику каждого субъекта РФ.
Диссертант исходит из необходимости проводить предварительную научно-правовую экспертизу проектов договоров с точки зрения принципиального соответствия их Конституции Российской Федерации. Исходной является позиция, согласно которой историческое значение и назначение Российского Федерализма, материализующего идеи демократии, состоит в изживании межнациональных антагонизмов эпохи империализма и тоталитаризма; в утверждении нерасторжимого единства многонационального народа РФ. Цели и выгоды федерализма многоаспектны. В целом же - они состоят в «примирении единства и разнообразия»; как средство участия многонационального народа РФ в политическом процессе на нескольких уровнях.
Никто не должен ставить под сомнение суверенитет, территориальную целостность и единство многонационального народа Федеративной России.
В заключении подведены итоги исследования, кратко сформулированы основные выводы. Автор приходит к убеждению, что формирование, развитие и функционирование национально-территориальных субъектов Российской Федерации - многофакторный процесс. Диссертант не считает методически правильным пытаться дать исчерпывающий перечень закономерностей проходящего в нашей стране процесса становления основ современного федерализма, и тем более, сколько-нибудь четко определить конкретные пути и этапы его развития на перспективу. Однако, представляется несомненным, что в любом случае, речь идет о многогранном процессе, требующим диалектического сочетания широких полномочии субъектов Федерации и координационных функций федерального Центра; взаимоограничений компетенции, как Федерации, так и ее субъектов; создания правовых механизмов защиты национальных меньшинств и, самое главное - обеспечение прав и свобод человека и гражданина в пределах всего единого пространства Российской Федерации. В этой связи следует оттенить и то обстоятельство, что горизонтальное разделение властей содержит важные гарантии функционального обеспечения прав и свобод граждан. Угроза всесильного Федерального Законодателя в соединении со слабо контролируемой центральной исполнительной властью может быть нейтрализована рациональной системой власти в субъектах Федерации. И напротив - отклонение от принципов правового гос}'дарства в силу местнической целесообразности превращает права личности в фикцию.
Словом, речь идет о том, что главная цель современного Российского федерализма в обеспечении гармоничного и эффективного функционирования и поступательного развития как Федерации в целом, так и ее частей -субъектов Федерации.
24
Основные работы, опубликованные по теме диссертационного исследования:
1. К вопросу о нациях и национальных отношениях. // Сборник научных трудов. Актуальные проблемы права: теория и практика. - Украина, Луганск: Изд-во ВУГУ.- 1999.- 0,4 п.л.
2. О понятии и видах суверенитета. //Сборник «Научный и образовательный потенциал вузов как ресурс развития региона». Материалы Межвузовской научной конференции. - Ростов -на -Дону: Изд-во ИУБиП. - 1999,-0.2 п.л.
3. Значение и роль Федеративного договора 1992 года в федеративном строительстве России // Сборник «Научный и образовательный потенциал вузов как ресурс развития региона». Материалы Межвузовской научной конференции Ростов-на-Дону: Изд-во ИУБиП.- 1999. -0,3 п.л.
4. Вопросы методологии исследования Российского федерализма. -Росто-на-Дону: Изд-во ИУБиП.-2000.-0,2 п.л.
5. Место национальных окраин в системе зттравления российской империи. //Сб. научных трудов «Научный и образовательный потенциал вузов как ресурс развития региона». - Ростов-на-Дону: Изд-во ИУБиП.- 2000.- 1,2 п л.
6. К вопросу о концептуальных основах Российского федерализма./ Сборник «Политико-правовая культура и духовность». - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского юридического института МВД РФ .- 2001. - 0,4 п.л.
7. К вопросу о национальном факторе в Российском федеративном строительстве.// Материалы конференции МГУ «Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран». М.: Изд-во МГУ .-2001.- 0,5 п. л.
8. Исторический опыт Советского федеративного строительства России (историко-социологический аспект).- Украшга, Луганск: Изд-во ЛГНУ.-2001.-0,4 п. л.
Описание предмета: «Конституционное право»Конституционное право - отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной
власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина, а также и другие
отношения, которые закрепляются конституцией и нормативными актами, изданными в ее исполнение.
Литература - Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". – М.: Деловой двор, 2012. – 600 с.
- Виталий Иванов. Глава субъекта Российской Федерации. Правовая и политическая история института 1990-2010. – М.: Праксис, 2010. – 328 с.
- Н.А. Михалева. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации. – М.: Юркомпани, 2010. – 368 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (комплект из 7 книг). – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 4736 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008. В 7 томах. Том 1. – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 672 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008. В 7 томах. Том 2. – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 664 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008. В 7 томах. Том 3. – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 536 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008. В 7 томах. Том 4. – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 656 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008. В 7 томах. Том 5. – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 608 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008. В 7 томах. Том 6. – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 672 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008. В 7 томах. Том 7. – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 930 с.
- Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). – М.: Издательский дом "Право", 2010. – 4704 с.
- В.В. Иванов. Автономные округа в составе края, областей. Феномен "сложносоставных субъектов Российской Федерации". – М.: Издательство МГУ, 2002. – 256 с.
- Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. 2000-2007. В 2 томах (комплект из 2 книг). – М.: Новости, 2008. – 1006 с.
- В.Ю. Мазуров. Конституционно-правовой статус глав администраций субъектов Российской Федерации. – М.: Юркомпани, 2001. – 156 с.
- Г.С. Кириенко, А.Н. Нифанов. Территориальный фактор предметоведческой дифференциации. Конституционно-правовые возможности и опыт их реализации субъектами Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2016. – 200 с.
- И.И. Григорьева, Д.Н. Черноног, К.В. Вырупаев. Нормативные и правовые основы организации спортивной подготовки в Российской Федерации. Сборник документов и материалов. – М.: Советский спорт, 2014. – 338 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|