Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Методические основы подготовки учителя технологииМетодика преподавания
Аралина Лариса Николаевна
Методические основы подготовки учителя технологии
к обучению школьников предпринимательской
деятельности
специальность 13.00.02. - Теория и методика обучения труду.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва, 2000г.
Работа выполнена в Тольятинском филиале Самарского государственного педагогического университета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования. В условиях рыночных отношений и информатизация общества возникают процессы, направленные на практическое применение получаемых знаний и умений, способных удовлетворять потребности человека. Изменившиеся социально-экономические условия диктуют необходимость внесения существенных корректив в подготовку школьников к жизни и труду. Одно из новых требований - развитие качеств делового человека. Подготовить юношей и девушек к быстрейшей адаптации в жизни можно, предоставив им возможность овладеть такими основами профессиональных знаний и умений, которые помогут сориентироваться я условиях рыночной экономики, грамотно вести собственное дело, найти свое место в жизни. В связи с этим особенно важно обеспечить экономическую грамотность молодежи, создать адекватную новым условиям систему экономической подготовки, ставящей своей целью не только овладение школьниками необходимыми знаниями, но и создание условий для формирования активного субъекта экономической деятельности. Одним из направлений реализации деловой экономичгосой активности человека является предпринимательская деятельность. Несмотря на трудности переходного периода, предпринимательская деятельность является достаточно привлекательной для молодежи. По данным социологических опросов примерно 75% выпускников городских школ и 65% сельских хотели бы начать «свое дело». При этом только 12% городских и 7% сельских учащихся считают, что знают, с чего нужно начинать это «собственное дело». Представления о предпринимательстве у большинства подростков, как правило, ограничены личным житейским опытом и не выходят за рамки стереотипов.
Одним из важнейших условий достижения успеха в формировании у школьников основ предпринимательской деятельности является соответствующая подготовка учителя
В настоящее время в отечественной я зарубежной науке представлены исследования ко проблеме экономического и технологического образования учи-имей и школьников Научной базой изучения проблемы разносторонней подго-
4
товки учителей технологии являются фундаментальные работы П.Р. Агугова, ПН. Андрианова, В.Д. Симонснко, C.Я. Батышева, Н.И. Бабкина, В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой. Исследования этой проблемы основываются яа теории всеобщности экономического образования в работах известных зарубежных и российских учёных-экономистов, таких как В.Я. Горфннкелъ, Д.М. Кейнс, П. Самуэльсон, B.C. Немчинов, Ю.М. Осипов, БА. Райзберг и других; на научно-педагогических основах проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в работах З.Ф. Мазура, Содержание, формы, методы экономического образования и воспитания студентов и школьников исследовали в своих работах И.А. Сасова, Ю.К. Васильев, Т.И. Шамова, Б.П Шемякин, Л.А. Липсиц и другие. Специфику содержания и методики изучения экономической теории и опирающихся на неб экономических дисциплин выделяют в своих работах А.В. Сидорович, ВТ. Рязанов, И.И. Столяров, М.Н, Чепурин, Р.М. Нуре-ев и другие. Многие отечественные ученые, в частности Атутов П.Р., Поляков В.А., Сасова ИА., исследуют в своих работах проблему технологической подготовки учащихся и учителей. Подчеркивая значимость подготовки, ученые сходятся во мнении, что технологическая и экономическая направленность учебного процесса в школе, требующая соответствующей подготовки специалистов, приобретает социальную значимость.
В связи с вышеизложенным, именно учитель технологии, осуществляющий экономическую и технологическую подготовку школьников, является основной фигурой в школе, способной подготовить школьников к предпринимательской деятельности.
Возникло противоречие между потребностью общества в сложившихся социально-экономических условиях в кадрах, подготовленных к обучению школьников предпринимательской деятельности и педагогической практикой. Это противоречие можно разрешить за счёт подготовки к предпринимательской деятельности самих учителей технологии и предпринимательства.
Проблема заключается в разработке методических основ подготовки будущих учителей к обучению школьников предпринимательской деятельности, Вс* это определило выбор темы, цель, объект и предмет исследования.
Цель исследовании - разработка методических основ подготовки учителя технологии к эффективному обучению школьников предпринимательской деятельности.
Объект исследование ~ система подготовки учителя технологии к обучению школьников основам предпринимательской деятельности.
Предмет нсследояашш -процесс подготовки
учителей, обеспе-
чннающж*'формирование у них готовности к обучению школьников предпринимательской деятельности.
Гипотеза исследования - учитель технологии будет успешно подготовлен к обучению школьников основам предпринимательской деятельности, если, на основе анализа формирования экономической образовательной среды, рассматриваемой нами как один из главных компонентов структуры педагогического процесса, а также на основе раскрытия содержания предпринимательской деятельности, псяхолого-педагогической характеристики учителя технологии и пргдпрягнгщатеяьства:
* будет реализован дифференцированный подход к содержанию подготовки учителя технологии с учетом их лснхолого-педагогической готовности к обучению школьников основам предпринимательской деятельности, основывающийся на лнчнсчпно-орненткрованной концепции обучения;
* процесс подготовки учителей технологии на основе дифференцированного подхода, предусматривающий активное применение новых информационных технологий, будет вестись по четырехзтапной методической схеме с двумя вариатнвными моделями на каждом этапе, обеспечивающем мотивацию предпринимательской деятельности.
В соответствия с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования: 1. Проанализировать современное состояние среды и нового класса предпри-
6
нимаггельской деятельности и обосновать педагогическую целесообразность подготовки учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности.
2. Определить критерии готовности учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности.
3. Выявить основные методические принципы отбора дифференцированного содержания подготовки учителя технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности.
4. Разработать дифференцированное содержание подготовки учителей к фор* мированию у школьников основ предпринимательской деятельности,, позволяющие учащимся развивать способность к самореализация, самоопределиться на рынке труда и при желании включиться в цивилизованный малый бизнес.
5. Разработать четырехэтапную методическую схему с вариативными моделями подготовки учителей технологии к деятельности по формированию основ предпринимательской деятельности у школьников.
6. Определить место и роль, возможности новых информационных технологий как одно из средств формирования основ предпринимательской деятельности в процессе шдгатовкя учителя технологии и школьников.
Методологической основой исследования является: теория о деятельной сущности человека и его творческой активности; основные положения культурно-исторической теории; основные положения теории поэтапного формирования умственных действий ПЛ, Гальперина; положение теории проблемного обучения; концепция философии взаимосвязи общества и образования; концепция непрерывного экономического образования; основы положения теории научш-педагогического проектирования средств и технологии интеллектуальной собственности,
Основные методы исследования: теоретическое изучение и анализ имеющихся исследований по проблеме; изучение документации школ и вузов; изучение я анализ педагогического опыта преподавания экономических дисци-
плия вузов; изучение результатов продуктивной совместной предпринимательской деятельности учителей технологии и школьников; опытно-экспериментальная работа.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
1-й этап (1995-1996гг.) состоял в теоретическом изучении проблемы, определении целей и задач теоретической и ояьггно-эксг^рементальной работы, проведении констатирующего эксперимента.
2-й эпгап (1996-1999) заключался в проведении формирующего эксперимент подготовки учителей технологии, имел своей целью обработку данных экспериментальной работы, обобщение результатов исследования.
3-й этап (1997-1999гг.) 4-й этап (1999-2000тт.) состоял в оформлении результатов исследования.
Научная новизне заключается в том, что
• обоснована педагогическая концепция, способствующая повышению качества подготовки учителей технология к обучению школьников предпринимательской деятельности, заключающаяся в повышении уровня готовности учителя технологии в развития собственной предпринимательской деятельности и реализации соответствия базовой профессиональной подготовки и практической педагогической деятельности по формированию основ предпринимательской деятельности у школьников;
• разработаны критерия уровней состояния готовности учителя технология к обучению предпрявдшательсхой деятельности школьников;
« выявлены и обоснованы общедидшсгнческие н доминирующие принципы построения дифференцированного содержания подготовки учителя технологии с учетом состояния готовности учителя к обучению школьников предпринимательской деятельности;
• разработано содержание подготовки, о|жеттфовамное на формирование у учителя готовности к обучению и учитывающее уровень состояния готовности;
• разработана универсальная 4-хэтапная методическая схема с двумя вариа-
8
тивными моделями на каждом этапе, обеспечивающая мотивацию и сфор-шфованность готовности учителя технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности, с возможностью использования разных категорий учителей.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты обеспечивают:
• педагогическую целесообразность подготовки учителей технологии к обучению школьников основам предпринимательской деятельности на основе новых социально-экономических условий, с учетом тенденций развития частного предпринимательства и образовательной сферы;
• мотивацию профессиональной деятельности по применению системы обобщенных понятий (экономических, юридических, педагогических), составляющих основы активной предпринимательской деятельности и обучения этой деятельности школьников. Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Разработаны варвативная программа подготовки учителей технологии к обучению школьников в соответствии с дифференцированным подходом к процессу подготовки; рекомендации по диагностике готовности учителя технологии к обучению школьников основам предпринимательской деятельности.
2. Разработаны организация создания на базе компьютерных лабораторий образовательных учреждений «(Интернет-клуба» с учетом потенциала использования возможностей глобальных компьютерных сетей, методические рекомендации проведения практических занятий подготовки учителей технологии с использованием интерактивных средств обучения, способствующие активизации и эффективности процесса подготовки учителя технологии к фор-мированиюоснов предпринимательской деятельности у школьников.
3. Теоретически обоснована четырехзтапная методическая схема с вариатив-ными моделями подготовки, реализация которой в педагогической практике инженерно-педагогических факультетов обеспечивает педагогическую целесообразность подготовки учителей технологии к обучению школьников
9
предпринимательству и мотивацию профессиональной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
\, Критерии уровней состояния готовности учителя технологии к обучению предпринимательской деятельности.
2. Общедидактические и доминирующие принципы построения дифференцированного содержания подготовки учителей технологии.
3. Дифференцированное содержание подготовки учителей технологии к обучению основам предпринимательства школьников и ведению предпринимательской деятельности.
4. Четырехэтапная методическая схема с вариативными моделями подготовки учителей технологии, ориентированная на формирование у них готовности к обучению школьников предпринимательской деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях методического совета инженерно-педагогического факультета Тольятпгаского филиала Самарского государственного педагогического университета,, научно-практических межвузовских и республиканских конференциях (« Подготовка учителей в условиях современных рыночных отношений» - Тольятти, 1991г., «Подготовка учащихся и будущих учителей труда к работе в условиях рыночных отношений» - Брянск, 1992г., «Проблемы качества в инновационных системах профессионального образования» - Тольятти, 1995г., научно-практический семинар по образовательной области «Технология» - СИПКРО, 1999г., « » - Тольятти, 1999г.), межвузовских международных конференциях («Пути совершенствования качества пдготовки специалистов» - Тольятти,! 999г., «Проектирование, обеспечение и контроль качества образования и образовательных услуг» - Тольятти, 1999т). Разработанные на основании теоретических положений диссертационного исследования методические рекомендация подготовки учителей к обучению школьников основам предпринимательской деятельности внедрены в практику Тф СГПУ, Новокуйбышевского гуманитарного технологического колледжа, лицеев № 19, 36, УПК Автозавод-
10
ского района, детского дворца юных техников, студенческого учебно-производственного объединения «Катюгаа+» города Тольятти.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Основное содержание работы.
Во «ведения обосновывается актуальность проблемы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, констатируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Глава 1. «Формирование экономической образовательной среды подготовки учителя технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности». В главе выполнен анализ проблемы теории и практики формирования среды и нового класса предпринимательской деятельности. Среда рассматривается нами как одно из главных условии процесса формирования и преобразования личностных свойств и качеств, необходимых активному субъекту предпринимательской деятельности, и учителей технологии, и школьников.
Анализируется современное состояние подготовки учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности. Дается общая характеристика экономической подготовки в системе общего среднего образования, излагаются основные цели обучения школьников основам предпринимательской деятельности, критически, на основе исследования учебного процесса на предмет его технологизации, анализируются существующие методы, подходы к обучению с точки зрения возможностей достижения поставленных целей обучения. В результате проведенного анализа выявлено, что изучение основ предпринимательства в школе обусловлено изменением объективных требований к знаниям, умениям и социально значимым личностным качествам школьников, предъявляемых современной социальной средой, что подтверждает актуальность проводимого исследования.
Анализ формирования экономической образовательной среды, включающей в себя элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как государственных, так и негосударственных организаций, элементы сопровождения предпринимательской деятельности - бизнес-образование, организация безопасности, информационное обеспечение, позволяет сделать выводы: недостаток деловой информации и апробированных практических рекомендаций по ведению бизнеса препятствует его развитию; по мере того, как цивилизуется и усложняется российская бизнес-среда, растет интерес широких слоев к предпринимательской деятельности; учителя и школьники имеют возможность активно прибегать к поддержке инфраструктуры в городе при поисково-исследовательской, проектной и практической работе в бизнесе, в том числе по вопросам организации безопасности. Следовательно, экономическая образовательная среда непосредственно оказывает влияние на формирование мотивации и на ее основе потребности в познании основ предпринимательской деятельности у субъектов данной среды и, в частности, у школьников.
Эти выводы доказывают выдвинутое в гипотезе предположение о том, что эффективная подготовка учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности невозможна вне экономической образовательной среды, рассматриваемой нами как объективно необходимое условие формирования педагогической целесообразности подготовки учителя технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности.
На основе исследований влияния экономической образовательной среды, умственных и психических процессов, протекающих в связи с обучением, на основе выявленных социально ценных мотивов школьников (Б.Т. Лихачев) и мотивов реализации предпринимательской деятельности (Пудешсо Т.Н.), в работе выявлена мотивация предпринимательской деятельности: саморазвитие (рост профессионального мастерства, общекультурное развитие); самореализация (работа, позволяющая проявлять свои возможности, возможность реализовать свои идеи, лидерство, возможность вести за собой других); самооценка (ощущение успеха, достижения, признание, одобрение, возможность действо-
12
вать самостоятельно, доверие, наличие перспектив продвижения); включенность в коллектив (возможность полноценного общения, хорошие отношения с сотрудниками, информированность, участие в выработке решений); защищенность (спокойная работа без стрессов и психических напряжений, уверенность в завтрашнем дне, справедливость в отношениях с руководством); материальное благополучие (зарплата, возможность улучшения (сохранения) социально-бытовых условий, возможность для отдыха и поддержания здоровья).
Результатом исследования вопроса способностей и склонностей к предпринимательской деятельности на основе различных источников были определены основные качества успеха предпринимателя: необходимые для реализации в коллективе (компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личностные параметры, потенциальную полезность для фирмы); характеристики личности (мотивированность, направленность, динамические психические качества - внимание, память, мышление, речь); творческие и предпринимательские способности - для делового творчества потенциального предпринимателя (понимание себя и других людей, лидерские качества, умение разрешать конфликты, управлять стрессовыми ситуациями, действовать в условиях неопреде-ленности, работать в команде и проекте, вознаграждать и мотивировать усилия работников, создавать организационные структуры) и определенные группы качеств (профессионально-деловых., административно-организаторских, социально-психологических, моральных).
На основе этих результатов и предложенного нами дифференцирова!шого подхода к обучению были введены критерии готовности учителя технологии к обучению предпринимательской деятельности школьников дополнительно к критериям, соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Технология и предпринимательство» такие как, умения управлять своим личным предпринимательским творчеством; публично представлять свои бизнес идеи и способы их воплощения в жизнь; управлять рисками; грамотно распоряжаться ограниченными ресурсами; проектировать педагогический процесс; способность практической реализации педагогиче-
ского проекта с использованием традиционных и инновационных форм и методов деловой активности школьников; корректировать процесс предпринимательской деятельности у школьников. Подтверждением подготовленности учителя технологии к ведению деятельности предпринимателя и обучению этой деятельности школьников определено выполнение дипломного проекта в виде практической разработки организации собственного дела, школьного экономического объединения (предприятия, центра, фирмы и так далее).
Глава 2. «Методика подготовки учителя технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности». В этой главе раскрыты пути подготовки к профессионально-педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства в направлении формирования и развития деловых ка-честв и основ предпринимательской деятельности у школьников.
Рассмотрены главные составляющие учебного процесса. Приведены общедидактические (социальной обусловленности; учёта общепринятых дидактических принципов обучения взрослых и школьников; дискретной обратной связи; единстве теории я практики; свободы мышления и целенаправленности; систематичности и последовательности; дифференцированности и интегрированно-сти; сознательности и активности; соответствие содерчсание обучения содержанию функциональной деятельности; учёта и развития профессиональных потребностей и запросов в повышении квалификации; взаимосвязи творческого обучения и профессиональной практической деятельности учителя; соответствия содержания, форм, методов и приемов обучения предпринимательской деятельности) и доминирующие принципы (фундаментальности, генерализации, профессиональной направленности., лично-деятельносгного подхода) отбора дифференцированного содержания с учётом критериев содержания образова* ния.
В соответствии с гипотезой, в диссертационной работе сделана попытка обобщить и выделить компоненты дифференцированного содержания подго-^ товки учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности. Были определены пять компонентов построения содержания обуче-
14
ния основам предпринимательской деятельности (интеллектуальный, развивающий, психологический, методический, практический). Результаты анализа информационного обеспечения предпринимательской деятельности и возможностей использования новых информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать вывод, что в формировании готовности к ведению и обучению предпринимательской деятельности учебные заведения недостаточно используют потенциал информационных технологий. В связи с этим в качестве средства повышения эффективности процесса обучения и собственно деятельности предпринимателя нами найдена такая форма, как «Интернет-клуб», создание которого предусматривается на базе лабораторий компьютерных технологий инженерно-педагогических факультетов. Целью работы «Интернет-клуба» поставлено своевременное и полное информационное обеспечение предпринимателя в связи с постоянно меняющейся нормативо-правовой базой данных.
В исследовании представлена разработка многоуровневой 4-хэтапной методической схемы (синтезированная методика) подготовки учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности. Предлагаемая методика содержит в себе практические способы повышения мотивации учителя технологии как организатора предпринимательской деятельности школьников, уровни готовности к предпринимательской деятельности и обучению этой деятельности школьников, включая умения защищать и проводить презента-' цию проектов на уровне практических разработок собственного дела, по возможности, владение компьютерной поддержкой предпринимательской деятельности, а также, в не меньшей мере - способами овладения методическими приемами совместной продуктивной деятельности со школьниками в области , предпринимательства. Причем методика предполагает, что подготовку учителя технологии следует вести в трех тесно взаимосвязанных направлениях: во-первых, обучение основам предпринимательской деятельности; во-вторых, развитие практики предпринимательской деятельности самого учителя техноло-
гии; в-третьих, методика обучения и организации предпринимательской деятельности школьников.
Основа синтезированной методики - вариативные модели, разработанные с учетом готовности к ведению предпринимательской деятельности, а также активные методы обучения, включая применение интерактивных средств. На основании дифференциации готовности к предпрянимательской деятельности и уровней. готовности к какой-либо деятельности (В.П.Беспалько) нами были конкретизированы уровни готовности к предпринимательско-педагогической творческой деятельности: нулевой уровень -учителя не имеют никаких знаний в области предпринимательства; первый уровень - уровень осведомдяемости и знакомства, допускающий различие основных экономических понятий, законов, категорий, понятие предпринимательская среда; второй уровень - поисково-исследовательский, алгоритмизированно-элементарные умения на базе полученных знаний, умений, корректирование личностных качеств; третий уровень - эвристическая деятельность, характеризующаяся умением организовывать в конкретных ситуациях свою деятельность путем решения нестандартных задач; четвертый уровень - уровень предпршшмательско-педагогического творчества, продуктивная совместная творческо-предпринимательская деятельность, отражающая умение ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях с использованием творческих подходов.
В зависимости от начального уровня подготовки учителя технологии предложены дифференцированные модели, для которых разработаны варианты учебных программ. При разработке дифференцированных моделей построения системы занятий подготовки учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности мы исходили из следующих предпосылок:
- существуют различия мотивов, интересов и стимулов подготовки к предпринимательской деятельности;
- необходимость преодоления психологических барьеров у учителей технологии при профессиональной деятельности в сфере организации и ведения продуктивной деятельности;
16
- наличие различных уровней готовности к предпринимательско-педагогической деятельности.
Разработанная четырехэтапная схема подготовки учителей технологии как потенциальных предпринимателей, дифференциация учителей технологии требует разработки на каждом этапе своей модели.
На первом этапе, целью которого является формирование интересов и мотивов к коммерческой деятельности, дифференциация позволяет выделить группы учителей по их психологической готовности к обучению и построить две модели обучения.
Первая модель (1М) разработана для организации обучения учителей, имеющих психологический барьер для вступления в сферу бизнеса и к обучению этой деятельности школьников и собственной оценкой личностных возможностей.
Вторая модель (2М) ориентирована на учителей, желающих приступить к занятиям по формированию потенциальной предпринимательской деятельности и имеющих ошибочное мнение о достаточности знаний в области предпринимательства и обучения этой деятельности школьников.
На втором этапе проведена работа по формированию знаний и умений, необходимых для использования в решении типовых экономических задач, упражнений, коррекции качеств делового человека, в проведении исследовательской работы по формированию основ своего бизнеса и основ предпринимательской деятельности у школьников. Для данного этапа построены две модели.
Первая модель (1М2) ориентирована на организацию работы с учителями по обучению экономической,, предпринимательской грамотности, которая обеспечит решение проблем проектирования своего бизнеса, корректировки предприимчивости учителей технологии.
Вторая модель (2М2) предлагает работу с учителями по применению знаний экономических дисциплин в решении проблем на исследовательском уровне при проектировании основ своей предпринимательской деятельности, уверенности в своих возможностях.
17
На третьем этапе проведена работа по формированию знаний и умений, необходимых для бизнес проектирования, и разработаны две модели.
Первая модель (1МЗ) ориентирована на работу с учителями, имеющими "жизнеспособные" проектные решения.
Вторая модель (2МЗ) предполагает работу по оформлению своего разработанного бизнеса, включающего в себя все необходимые сведения и данные для открытия своей фирмы и предприятия.
На четвертом этапе проведена работа по оценке собственной экономико-педагогической деятельности и деятельность школьников и разработаны две модели.
Первая модель (1М4) ориентирована на работу со школьниками по отработке методики обучения их предпринимательской деятельности.
Вторая модель (2М4) ориентирована на учителей по организации предпринимательской деятельности школьников.
Задача педагогического эксперимента заключалась в выборе эффективной методической схемы подготовки учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности. Для определения общей стратегии и направления исследования был проведен констатирующий эксперимент, в котором использовались сравнительный и лонгитюдный методы. Результаты констатирующего эксперимента выявили низкий уровень (0-1) готовности учителей к ведению собственной предпритшательской деятельности, наличие психологических барьеров и отсутствие мотивации к предпринимательской деятельности (рис.1).
Разработанная методическая схема подготовки учителей к профессиональной деятельности проверялась в ходе обучающего эксперимента в 1997 -1999 учебных годах в Толъятгинском филиале Самарского государственного педагогического университета, в котором приняли участие 2-е группы (экспериментальная и контрольная группы). В экспериментальной группе, участвующей в констатирующем и формирующем эксперименте, обучение велось по новой синтезированной методике. В контрольной группе, также участвующей в
18
констатирующем и формирующем эксперименте, обучение велось традиционными методами и с бессистемным применением активных методов. Статистическая обработка результатов показала, что применение синтезированной методики повышает средний балл «о курсу на 0,91 TIO сравнению с традиционной и на 0,6 по сравнению с активными методами обучения. В проведенном эксперименте отчетливо выявилась зависимость уровней готовности к предпринимательской деяггельностн не только от разработанной синтезированной методики подготовки, но и существенно от мотивации учителей, их потребностей в освоении основ предпринимательства (рис .1).
деятельности.
Приведенная гистограмма (рис,2) отражает качественное изменение состояния готовности к предпринимательской деятельности в экспериментальных и контрольных группах; количество учителей, достигших высокого (3-го уровня) и мастерства (4-го уровня) повысилось соответственно на 4,35% и на 1,74%.
19
Рис. 2.Сравнительная характеристика готовности.
В процессе формирующего эксперимента удалось развить не только количественные, но н качественные показатели самостоятельности в проведений мс-следовательских задач и проектирования, и ведения своего дела: в экспериментальной группе преобладающее большинство, 80%, достигло высоких (2 и 3) уровней, но часть из них достигла мастерства 4-го урошш-20%.
Результаты исследования показали, что формирующий эксперимент значительно повлиял на изменение отношения учителей к гфедпринимательской деятельности: показатели самооцешш учителей относительно достаточности знаний и умений для обучения школьников основам предтфй1шма1«льства; желаний дальнейшего углубления своих знаний возросли соответственно на 48.9% и на 7,1%. По сравнению с ^онтроньной, в экспериментальной группе количество учителей технологии, применяемых основные сведения яредгфмннмательской деятельноств увеличилось на 1%, продолживших бизнес образование - на 50%, осуществляющих практическую предпринимательскую деятельность - на 49%
Заключение. Результаты проведенных теоретических и опытно-экспериментальных исследований подтверждают положения выдвинутой гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы.
!. Экономическая образовательная среда - важнейшее, необходимое условие формирования педагогической целесообразности подготовки учителя технологии к обучению школьников основам предпринимательской деятельности
20
2. Успешное формирование у школьников основ предпринимательской деятельности может быть достигнуто при соблюдении следующих педагогических условий:
• организация подготовки учителей технология на базе 4-хэтапной методической схемы € двумя варнативными моделями ял каждом этапе, обеспечивающем мотивацию предпринимательской деятельности;
• отбор дифференцированного содержания подготовки учителей технологии на основе общедидактических и доминирующих принципов;
• состояние готовности учителя технологии, определяемого психофизиологическими особенностями (дифференцированные модели).
3. Определены критерии уровней иодготовлеяности учителей технологии готовности к предпринимательской деятельности, основным из которых является собственная экономико-педагогическая деятельность в умение организации предпринимательской деятельности школьников,
4. Создание «Интернет-кяуба» на базе компьютерной лаборатории способствует активизации и эффеюпнвности процесса формирования активных субъек-тов предгфннкмательскойдея*елъндеж а^у^ Основные концептуальные положения диссерташкданого исследования
быля опубликованы в следуюащх научных работах автора:
1. Совершенствование процесса подготовки студентов к работе в УПК.//Подготовка учителя в условиях современных рыночных отношений. Сб. материалов научно-практической конференции. - Тольятти, 1991, Тф СГПУ.-С.79-80.
2. Преемственность подготовки учителя для работы в УПК. //Подготовка учащихся и будущих учителей труда к работе в условиях рыночных отношений,..- Брянск, 1992. - С.Ш-189.
3. Некоторые аспекты проблемы подготовки даг*жаера~педагога-мастера ц/о.ЯПроблемы качества в инновационных системах профессионального образования: Об, материалов научно-практической конференции. -Тольятти, ТолПЙ, 1992. - С.Ш,
21
4. Программа курса «Основы предпринимательства» для студентов дневной формы обучения специальности 0306 «Технология и предпринимательство». - Тольятти, Тф СГПУ,1997.
5. Маркетинговые исследования сегмента рынка образовательных услуг .//Проектирование, обеспечение и контроль качества образования и образовательных услуг: Сб. материалов второй Всероссийской конференции. -Тольятти, изд. Фонда «Развитие через образование», 1999 год. - С. 207 -209.
6. Глобальные сети как эффективное средство информационного обеспечения предпринимательской деятельности .//Проектирование, обеспечение и контроль качества образования и образовательных услуг: Сб. материалов второй Всероссийской конференции. - Тольятти., изд. Фонда «Развитие через образование», 1999. - С. 209 - 211.
7. Использование современных информационных технологий в процессе подготовке учителей «Технологии ».//Проектирование, обеспечение и контроль качества образования и образовательных услуг: Сб. материалов второй Всероссийской конференции. - Тольятти, изд. Фонда «Развитие через образование», 1999 год. С. 188 - 191(в соавторстве).
8. Системный подход при подготовке инженеров-педагогов к творческой деятельности.//Проектирование, обеспечение и контроль качества образования и образовательных услуг: Сб. материалы второй Всероссийской конференции. - Тольятти, изд. Фонда «Развитие через образование», 1999. -С. 251-253 (s соавторстве).
Описание предмета: «Методика преподавания»Преподавание - это деятельность учителя по:
- передаче информации;
- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
- оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации,
контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и
самостоятельной деятельности.
Результативность процесса обучения в немалой степени зависит от верного выбора методов преподавания и логики их
применения.
Отраслью педагогики, направленной на изучение методики преподавания, является дидактика. Дидактика как наука
занимается изучением и раскрытием теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей,
принципов, методов обучения), а также поиском и разработкой новых принципов, стратегий, методик, технологий и
систем обучения. Методика преподавания как составная части дидактики состоит из двух разделов: общая методика
преподавания и частные методики (методики изучения отдельных учебных дисциплин).
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической,
политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне
образования); ко вторым - связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования,
методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).
Принципы обучения воплощают требования его организации - наглядности, сознательности и активности учащихся в
обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности,
единства теории и практики.
Методы обучения - это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать
классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по
разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда
называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа - это
практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе
методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания,
зачеты и экзамены, защита проектов).
Форма обучения - это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и
индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо
вид учебного занятия - урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. [Психология и педагогика. Реан
А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]
Таким образом, методика преподавания - это дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания,
средств, форм и методов обучения различным предметам в учебных заведениях различных типов.
Литература - Дистанционное обучение в профильной школе. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
- Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: Школа 2000..., АПК и ППРО, 2008. – 48 с.
- Читательская культура в современном обществе. Формирование и социально-педагогическая поддержка. В 2 частях. Часть 1. – М.: Совпадение, 2013. – 144 с.
- М.А. Гончарова, Н.В. Решетникова. Образовательные технологии в школьном обучении математике. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 272 с.
- Н.Ф. Виноградова. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 классы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 48 с.
- Л.В. Павлова. Гуманитарно развивающее обучение иностранным языкам в высшей школе. – М.: Флинта, Наука, 2015. – 320 с.
- Ирина Ларина, Зинаида Ларских und Полина Афанасьева. Компьютерное сопровождение обучения русскому языку в школе и вузе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 168 с.
- Зинаида Ларских und Ирина Ларина. Интеграция компьютерного и традиционного обучения русскому языку. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 228 с.
- Ирина Ларина und Зинаида Ларских. Использование средств информационных технологий в начальной школе. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 112 с.
- Александра Александровна Рыбакова. Формирование информационно-технологической компетенции. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
- Зоя Гребнева. Обучение математике одаренных школьников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 184 с.
- Н.В.Зеленко und Ю.С.Тюнников. Методическая подготовка учителя технологии. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 312 с.
- Н.М. Конышева. Технология. 1 класс. Методические рекомендации к учебнику "Наш рукотворный мир". – М.: Ассоциация XXI век, 2014. – 160 с.
- Н.М. Конышева. Технология. 2 класс. Методические рекомендаци к учебнику. – М.: Ассоциация XXI век, 2014. – 208 с.
- Н.М. Конышева. Технология. 4 класс. Методические рекомендации. – М.: Ассоциация XXI, 2014. – 148 с.
- Е.А. Менчинская. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
- С.В. Миронова, С.В. Напалков. Практикум по решению задач школьной математики. Применение Web-квест технологий. – СПб.: Лань, 2018. – 120 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|