Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних

Уголовный процесс

 

ПРОСВИРНИН Вячеслав Георгиевич

 

Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних

 

Специальность 12.00.09 - уголовный процесс,криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Волгоград 2001

 

Работа выполнена на кафедре уголовного процесса Воронежского госуниверситета.

 

 

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью для современного общества проблем борьбы с подростковой преступностью; приоритетом охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном процессе; необходимостью совершенствования уголовно-процессуального законодательства в области ювенальной юстиции.

Сложное социально-экономическое положение в стране, отсутствие идеологии в обществе, социальная незащищенность подрастающего поколения, законодательная неурегулированность вновь сформировавшихся общественных отношений, в том числе уголовно-процессуальных, повлекли нарастание криминогенности на фоне снижения общественной нравственности и усиления правового нигилизма. Последние годы XX столетия характеризовались высоким уровнем преступности несовершеннолетних: в Воронежской области в 1996 году преступления совершили 1994 подростка (удельный вес составил 10,8 %); в 1997 - 1758 (8,5%); в 1998 - 1778 (6,8%); в 1999 - 1752 (7,4%); снижением возрастного порога совершения противоправных деяний. Криминальная активность этой категории обвиняемых (подсудимых) не снизилась и в 2000 году. 1748 подростков совершили преступные деяния (удельный вес - 7,5%). Несовершеннолетние стали рекрутироваться в новые виды преступной деятельности: политический экстремизм, терроризм, рэкет, наркоманию, проституцию, в экономические преступления и др.

Анализ литературы и нормативных актов, проведенный при подготовке данной работы, показал, что в результате проводимых в настоящее время на основе новой Конституции Российской Федерации правовых преобразований, смещения акцентов в уголовно-процессуальном законодательстве на обеспечение прав и законных интересов личности, повышается значение установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам несовершеннолетних, и, в частности, изучения личности обвиняемого (подсудимого). Однако, несмотря на многочисленные исследования, от-

4

дельные вопросы этой проблемы остались вне поля изучения уголовно-процессуальной науки и практики.

Как правильно отметила Э.Б. Мельникова, недостаточная разработанность различных вопросов ювенальной юстиции в литературе, отсутствие специализированного законодательства, нерешенность задач подготовки специалистов судебных и правоохранительных органов, знающих специфические принципы, формы и методы функционирования ювенальной юстиции, отсутствие судебной практики и финансовых средств на организацию ювенальных судов побуждают общество искать новые модели борьбы с преступностью несовершеннолетних, защиты их прав и интересов1.

Среди юристов этими проблемами, в большей степени, занимаются криминологи, хотя разработкой философии и концепции ювенальной юстиции, содержанием работы и компетенцией органов, включенных в нее, совершенствованием ювенального уголовно-процессуального законодательства, подготовкой кадров в первую очередь должны заниматься сне-циалисты в области уголовного процесса, поскольку центральным ее звеном является суд, осуществляющий политику государства по данному вопросу.

Указанные обстоятельства, в совокупности, определяют актуальность и обусловливают выбор темы исследования.

Предметом диссертационной работы являются обстоятельства, определяющие особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних и, в частности, устанавливающие виновность и определяющие наказуемость подростка, к которым, по мнению автора, в первую очередь следует отнести обстоятельства, характеризующие его личность, и факторы, обусловливающие ее развитие в подростковом возрасте.

Целями настоящего исследования являются: во-первых, анализ становления и развития в уголовно-процессуальном законодательстве норм, оп-

1 См'.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии.- М., 2000,- С.7.

ределяющих предмет доказывания по делам несовершеннолетних; во-вторых, обоснование понятий возрастной невменяемости и виновности несовершеннолетнего и их установление с учетом возрастных особенностей личности; в-третьих, определение обстоятельств, необходимых для привлечения несовершеннолетнего правонарушителя к уголовной ответственности либо применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия; в-четвертых, выработка предложений по совершенствованию правовых норм действующего уголовного и разрабатываемого уголовно-процессуального законодательства.

Задачи исследования обусловлены указанными целями и состоят в следующем: 1) раскрыть сущность и содержание, определить понятие предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних, показать его значение и особенности; 2) обосновать понятия возрастной невменяемости и виновности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) и установить обстоятельства, их обусловливающие; 3) показать актуальность проблемы изучения личности подростка в уголовном процессе, установить правила такого изучения, определить его объем; 4) разработать основополагающие критерии и правила, которые необходимо применять при реализации целей наказания несовершеннолетнему правонарушителю, установить обстоятельства, их определяющие; 5) выработать предложения по совершенствованию норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, на основе которых осуществляется правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Методологическую основу работы составляют общенаучные и частные методы: диалектического материализма (в том числе логического анализа и синтеза, обобщения, индукции и дедукции), сравнительно-правовой и формально-логический, конкретно-социологический и статистический, а также комплексный системный подход к изучению личности правонарушителя.

6

Теоретической базой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по общей теории права, уголовному процессу, уголовному праву, криминалистике, криминологии, а также философии, психологии, социологии, педагогике и др.

Выводы диссертации основаны на изучении положений Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса 1960 года, Уголовного кодекса, Концепции судебной реформы в Российской Федерации, Теоретической модели УПК под редакцией В.М. Савицкого, проектов УПК, разработанных НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Министерством юстиции РФ, Государственно-правовым управлением Президента РФ, а также проекта Уголовно-процессуального кодекса, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, и других нормативных актов.

Результаты исследования обосновываются также положениями международных правовых актов, российским и зарубежным опытом в области ювенальной юстиции.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные по уголовным делам несовершеннолетних Воронежской области за период 1997-2000 годов; результаты изучения судебной практики; информация о работе судебных и правоохранительных органов Воронежской области; социологические исследования по актуальным и спорным вопросам темы, проведенные автором среди 113 практических работников правоохранительных органов Воронежской области (судей, следователей, сотрудников милиции), 152 осужденных подростков, к которым была применена условная мера наказания либо принудительные меры воспитательного воздействия, а также отбывающих наказание в Бобровской ВТК (Воронежская область).

Научная новизна диссертации заключается в следующем. Во-первых, непосредственно изучению предмета доказывания по делам несовершен-

нолетних посвящено лишь две работы (Е.В.Ремизовой «Предмет доказывания по делам несовершеннолетних в советском уголовном процессе», 1968 г. и Н.С.Мановой «Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних», 1988 г.), после опубликования которых произошли значительные изменения как социально-экономического состояния общества, так и законодательства.

Во-вторых, в ней впервые предпринята попытка рассмотреть проблему с позиций современных научных познаний о личности в философии, психологии, в том числе юридической и подростковой, социологии, педагогике и других смежных с ними отраслях наук.

В-третьих, исследован психологический механизм совершения подростком преступления, его движущие силы, а также причины и условия, их обусловливающие. На этой основе установлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовным делам несовершеннолетних.

Впервые на научное обсуждение выносится уголовно-процессуальное понятие виновности несовершеннолетнего и, в свете развития теории личности, аргументируется понятие возрастной невменяемости.

В работе обосновываются и выдвигаются на защиту наиболее важные положения и выводы, ставшие результатом решения поставленных задач:

- сформулировано понятие предмета доказывания по делам несовершеннолетних, показано его значение и особенности;

- обоснованы понятия возрастной невменяемости и виновности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого);

- установлены обстоятельства, определяющие особенности личности, зрелость психических качеств подростка и степень его социализации, необходимые для установления возможности и целесообразности привлечения его к уголовной ответственности, определения ему наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- сделан анализ развития и современного состояния теории и практики изучения личности в различных отраслях знаний и применения их в уго-

ловном процессе; установлен объем изучения личности в уголовном процессе и разработаны правила, применяемые для решения этих задач;

- определены обстоятельства, устанавливающие наличие или отсутствие оснований для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности, критерии возможного и целесообразного применения к несовершеннолетнему правонарушителю уголовного наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия;

- внесены предложения о дополнении статей УК, определяющих условия применения к несовершеннолетнему обвиняемому (подсудимому) принудительных мер воспитательного воздействия и передачу его под надзор родителей или лиц, их заменяющих;

- предложено изменить редакцию статей проекта УПК: 1) устанавливающих обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам несовершеннолетних; 2) определяющих вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора несовершеннолетнему подсудимому; 3) уточняющих условия участия педагога или психолога в предварительном следствии (судебном заседании), а также внести новую статью о проведении психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в следующем:

во-первых, положения и выводы, содержащиеся в ней, могут быть применены для дальнейшего теоретического изучения обстоятельств, определяющих особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних;

во-вторых, выводы и результаты исследования можно использовать в практической деятельности следственных и судебных органов при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых), а также при проведении профилактической работы с этой категорией правонарушителей;

в-третьих, выводы диссертационного исследования дали возможность

внести предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

в-четвертых, результаты работы целесообразно применять при проведении учебных занятий по уголовному процессу со студентами юридических высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались на шести научно-практических конференциях, изложены автором в опубликованных работах, использовались при подготовке инструкции «О порядке проведения органами внутренних дел области служебных расследований по фактам совершения преступлений несовершеннолетними», объявленной приказом начальника УВД Воронежской области № 9 от 19.01.1996 г., а также применяются в учебном процессе на кафедре уголовного процесса и криминалистики Воронежского института МВД РФ.

Структура диссертации обусловлена поставленными целями и вытекающими из них задачами, а также необходимостью последовательного изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются предмет, цели и задачи исследования, дается характеристика теоретической, методологической и эмпирической базы, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, содержатся положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования.

Первая глава - «Сущность предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних», раскрывающая понятие, значение и особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних, состоит из двух параграфов.

10

В первом параграфе - «Развитие современных научных представлений о предмете доказывания по делам несовершеннолетних» - на

основе понятия истины в уголовном процессе анализируются различные подходы к установлению обстоятельств, определяющих предмет доказывания.

Изучение научных представлений о предмете доказывания по делам несовершеннолетних позволило автору сделать вывод, что тенденция этого вопроса направлена на его детализацию, повышение значения изучения обстоятельств, характеризующих личность в ювенальной юстиции, определяемых особенностями психических и социальных качеств человека в подростковом возрасте.

На основе анализа развития уголовно-процессуального законодательства в последнем десятилетии в диссертации сделан вывод о том, что проект УПК, принятый Государственной Думой в первом чтении, интегрирует передовые научные взгляды по изучаемому вопросу, что послужило автору основанием для внесения в него изменений и дополнений.

Второй параграф посвящен понятию, значению и особенностям предмета доказывания по делам несовершеннолетних.

Под предметом доказывания по уголовным делам несовершеннолетних понимается система обстоятельств, подлежащих установлению с учетом особенностей социально-психологических качеств этой категории обвиняемых (подсудимых) и необходимых для правильного разрешения уголовного дела и выполнения задач уголовного судопроизводства. Его особенности обусловлены спецификой физических и социально-психологических качеств человека в подростковом возрасте и факторами, определяющими возрастное развитие личности. С учетом этих обстоятельств предмет доказывания уточняется, детализируется применительно к конкретному составу преступления.

По делам несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) подлежат более детальному и глубокому выяснению обстоятельства, характеризую-

щие его личность, определяющие характер вины, мотивы и цели преступления, в том числе "детскую" мотивацию; обстоятельства, необходимые для принятия судом решения о применении к подростку условной меры наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия (ст.92 УК, ст.402 УПК), о направлении его на перевоспитание в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ст.ст.92 УК, 4021 УПК) и др.

Правильное определение предмета доказывания имеет важное значение для реализации целей уголовного процесса, поскольку способствует полному, всестороннему и объективному разрешению уголовных дел, укреплению законности, повышению гарантий обеспечения прав и интересов участников уголовного процесса.

Он направлен не только на выявление обстоятельств, подтверждающих совершение преступления, участие в нем обвиняемого, его виновность, наступление вредных последствий, но и на установление обстоятельств, исключающих преступный характер деяния, освобождающих несовершеннолетнего от уголовной ответственности, в том числе с применением принудительных мер воспитательного воздействия, а также обстоятельств способствовавших совершению преступления.

Проведенное исследование дает основание выделить две группы обстоятельств, которые подлежат доказыванию по делам о преступлениях несовершеннолетних: I. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по всем уголовным делам; II. Обстоятельства, подлежащие установлению только по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Первая группа обстоятельств достаточно подробно изучена в литературе, поэтому в работе исследовались лишь те из них, которые определяют особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних. К ним следует отнести обстоятельства, устанавливающие виновность лица и мотив совершенного деяния, способствующие совершению преступления, а также характеризующие личность подростка.

12

Ко второй группе относятся те обстоятельства, которые подлежат доказыванию только по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних: возраст, условия жизни и воспитания, степень интеллектуального, волевого, эмоционального и психического развития, особенности характера и темперамента, потребности и интересы и др.

Указанные обстоятельства определяются особенностями физических и социально-психологических качеств личности в подростковом возрасте, влияют на ее формирование и развитие, и обусловливают особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних.

Однако, как показало изучение данной проблемы, круг обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних, предлагаемый в проекте УПК, принятом Государственной Думой в первом чтении, нуждается в уточнении и изменении его отдельных положений, что нашло отражение в выводах диссертационного исследования.

Во второй главе - «Виновность в предмете доказывания по уголовным делам несовершеннолетних», состоящей из двух параграфов, рассматриваются понятия возрастной невменяемости и виновности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), изучаются обстоятельства, определяющие особенности установления виновности человека в подростковом возрасте, характеризующиеся зрелостью интеллекта, воли, эмоций и социализацией его личности.

В первом параграфе - «Виновность и возрастная невменяемость несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого)» - с использованием психологического подхода к изучаемым правовым категориям рассматриваются понятия возрастной невменяемости и виновности несовершеннолетнего правонарушителя.

Под виновностью несовершеннолетнего понимается причастность к совершению преступления социализированной личности, достигшей возраста привлечения к уголовной ответственности, обладающей зрелыми для этого интеллектуальными, волевыми и эмоциональными качествами.

Для установления виновности подростка следует прежде всего определить уровень его социально-психического развития. Это подтверждается современными требованиями к решению вопроса о привлечении этой категории правонарушителей к уголовной ответственности, изложенными в «Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах)».

Определению виновности должно предшествовать решение вопроса о наличии возрастной невменяемости правонарушителя - психического состояния, при котором лицо не в полной мере осознает фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо не способно руководить ими. Понятие возрастной невменяемости предполагает: 1) недостаточный для своего возраста уровень психического развития подростка, необходимый для осознания им в полной мере своих противоправных действий (бездействия) и их вредных последствий; 2) недостаточную способность сознательно руководить этими действиями для достижения поставленной преступной цели. В отличие от невменяемости, которая обусловлена психическим заболеванием, возрастная невменяемость зависит от особенностей социально-психического развития человека в подростковом возрасте и с взрослением проходит. Признанию наличия у подростка возрастной невменяемости должна предшествовать констатация его психического здоровья с помощью комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

В литературе представлены разные подходы к обоснованию положения, изложенного в ч.З ст.20 УК. Автор считает правильным мнение, определяющее указанное положение уголовного закона как возрастную невменяемость.

Во втором параграфе - «Обстоятельства, характеризующие особенности установления виновности несовершеннолетнего», состоящем из четырех разделов, с позиций предложенного подхода к определению ви-

14

новности подростка оцениваются обстоятельства, характеризующие зрелость интеллекта, воли, эмоций и степень социализации личности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого).

Интеллектуальная составляющая виновности подростка - это совокупность взаимосвязанных особенностей мышления, памяти, восприятия, внимания, которые присущи несовершеннолетнему субъекту уголовной ответственности и служат для оценки его личностной зрелости при установлении виновности.

Зрелость интеллекта подростка, необходимая для привлечения его к уголовной ответственности, в юридическом понимании этой проблемы состоит в том, что подросток должен понимать противоправность своего деяния, предвидеть наступающие последствия, осознавать их вредность для общества и критически относиться к своему поведению, т.е. адекватно ситуации оценивать само преступное деяние, его мотив и цель.

Для установления зрелости интеллекта несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) необходимо: 1) во всех случаях совершения им умышленных преступлений определять уровень его интеллектуального развития с помощью психологической либо психолого-психиатрической экспертизы; 2) в период следствия и судебного разбирательства для изучения личности обвиняемого (подсудимого) привлекать специалиста-психолога с целью установления его способности осознавать преступную сущность своих противоправных деяний через понимание регулирующей роли базовых ценностей и социальных норм общества.

Волевая составляющая виновности несовершеннолетнего тесно связана с интеллектуальной. С целью определения зрелости волевых качеств подростка, необходимых для привлечения его к уголовной ответственности, автором сделан анализ механизма волевых действий в уголовно-правовых ситуациях, состоящих из четырех этапов: 1) возникновение преступного побуждения и постановка противоправной цели; 2) обсуждение и

борьба мотивов; 3) принятие решения о совершении преступления; 4) исполнение преступного решения.

Каждому этапу преступного деяния соответствуют определенные волевые состояния и качества личности, установление которых является задачей следствия (суда) при изучении несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого).

Волевые состояния и качества личности устанавливаются при непосредственном изучении несовершеннолетнего в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства: на допросах обвиняемого (подсудимого), его родителей и других лиц из окружения подростка, на допросах потерпевших, свидетелей, с помощью характеристик и иных документов о его личности, а также путем проведения психолого-психиатрической либо психологической экспертизы.

"Зрелость воли" предполагает наличие осознанных целей и мотива поведения, предвидение вредных последствий преступного деяния, что определяется развитостью интеллекта, системой ценностных ориентации подростка (убеждений, потребностей, установок, стремлений, желаний), его мировоззрением. Это, в свою очередь, обусловлено условиями его жизни, окружением, дефектами воспитания, акцентуациями характера, темпераментом, причинами и условиями, предопределяющими ситуативность преступления и способствующими его совершению.

Эмоциональная составляющая виновности правонарушителя представляет собой фон, на котором протекают интеллектуальные и волевые психические процессы, механизм непосредственной оценки организмом уровня благополучности его взаимодействия со средой.

Автор пришел к выводу, что под зрелостью эмоциональной составляющей виновности несовершеннолетнего правонарушителя следует понимать развитость нравственных чувств, таких как чувство долга, чести и совести, являющихся эмоциональной формой отражения социально значимых явлений и определяющих его духовную зрелость. Эмоциональность

тесно связана с моральными качествами подростка, в свою очередь, зависящими от потребностей и установок, образа жизни и условий воспитания, основных направлений его деятельности. Наличие у несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) указанных нравственных чувств позволяет применить к нему более мягкое уголовное наказание, чем лишение свободы, либо принудительные меры воспитательного воздействия.

При оценке виновности несовершеннолетнего, установлении мотива, цели преступления, причин и условий, способствовавших его совершению, определении подростку наказания важно выявить не только его эмоциональную зрелость, но также и эмоциональный тип личности, который тесно связан с темпераментом и характером.

Социализация несовершеннолетнего представляет собой процесс формирования личности подростка путем усвоения им социального опыта в процессе целенаправленного воспитания и общения, обучения, совместной деятельности и воспроизведения этого опыта в своей деятельности.

Критерием социализации является наличие у несовершеннолетнего самосознания и самоконтроля, которое зависит как от социально-психологических качеств подростка, степени интериоризации его личности, так и от воздействия на него со стороны окружения, а также других факторов, что необходимо учитывать при установлении его виновности и определении ему наказания. Если несовершеннолетний не принимается сообществом, то у него может проявляться агрессия как один из видов противоправного поведения. Выяснение обстоятельств неприятия его обществом помогает следствию (суду) правильно определить причины совершения им противоправного деяния, его социальную зрелость, позволяющую установить целесообразность привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности либо применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.

Особое место в процессе развития несовершеннолетнего занимает правовая социализация, предполагающая включение в ценностно-норма-

* 17

тивную систему его личности ценностей, охраняемых правом, овладение правомерными способами поведения, которая предусматривает его нравственное формирование. Если имеется дефектность правовой социализации, то она может проявляться в: 1) правовом негативизме; 2) правовом инфантилизме; 3) правовом нигилизме; 4) социально преступном поведении, что необходимо установить для определения мотива преступления.

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего в некоторой степени зависит от особенностей его темперамента, черт и акцентуаций характера, которые, помимо генетически определенных факторов и психических аномалий, определяются недостатками воспитания, неблагоприятным влиянием социальной среды, а также отсутствием либо недостатком контроля за поведением, неразвитостью самоконтроля.

Выяснение стадии социализации, причин преступного поведения, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), выявление фактов отрицательного влияния на него со стороны окружения, установление наиболее приемлемого и эффективного для данной личности института и механизма ресоциализации, влияющих на его правосознание с целью перевоспитания, позволяет принять правильное решение о выборе необходимой меры уголовного наказания либо принудительного воспитательного воздействия.

Третья глава - «Обстоятельства, характеризующие личность в предмете доказывания по уголовным делам несовершеннолетних», состоящая из трех параграфов, посвящена использованию в ювенальной юстиции современных научных познаний о личности, изучению обстоятельств, которые устанавливают возможность и целесообразность привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности и особенности определения ему наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия.

18

В первом параграфе - «Использование в уголовном процессе современных научных познаний о личности» - анализируются проблемы изучения современной наукой человека и его многообразных отношений.

Важность изучения личности в уголовном процессе определяется его целями и задачами, что нашло свое отражение в соответствующих уголов-но-процессуальных нормативных актах. Но это изучение невозможно без тех знаний, подходов, приемов и методов, которые дает криминалистика, криминология, уголовное право, судебная психиатрия, философия, психология, социология, педагогика и др., в которых повышается интерес к проблемам изучения личности.

Всестороннее, полное и объективное изучение личности обвиняемого (подсудимого) имеет важное значение для правильного установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания, выбора мер уголовного наказания либо принудительного воспитательного воздействия, необходимых для индивидуализации наказания и обеспечения эффективного исправления правонарушителя. Поэтому в работе рассмотрены различные способы и методы изучения личности несовершеннолетних с учетом современных достижений указанных выше наук и возможность их применения при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства.

Во втором параграфе - «Обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого)» - анализируются обстоятельства, определяемые личностными качествами и обусловливающими их факторами, установление которых необходимо для решения вопроса о возможности и целесообразности привлечения подростка к уголовной ответственности и применения к нему уголовного наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия, а также раскрывается механизм установления этих обстоятельств. . На основе анализа научных подходов к изучению этих обстоятельств

19

автор делает вывод, что такое изучение должно проводиться в объеме, достаточном для решения вопросов о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности или его оправдании, определении ему уголовного наказания или освобождении от него либо применении принудительных мер воспитательного воздействия и др.

При этом должны применяться следующие правила: 1) все качества личности несовершеннолетнего правонарушителя изучаются в комплексе, неотрывно друг от друга; 2) исследование личности обвиняемого (подсудимого) проводится за период, предшествовавший совершению преступления и после него; 3) при изучении личности подростка устанавливаются системообразующие признаки, с помощью которых формируется мировоззрение, мотивационная сфера, самосознание, самоконтроль; 4) для полноты и глубины исследования качества личности дифференцируются на социальные, индивидуально-психологические и психофизиологические.

Проведенное исследование, анализ практики изучения личности несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) судебными и правоохранительными органами Воронежской области, личный опыт автора, длительное время занимавшегося организацией профилактики подростковой преступности в Воронежской области, позволили систематизировать обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), и выделить в них два блока:

I. Обстоятельства, определяющие наличие или отсутствие оснований для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности: возраст, уровень психического, интеллектуального развития, степень зрелости волевых качеств личности;

II. Обстоятельства, устанавливаемые для определения несовершеннолетнему уголовного наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия: зрелость эмоций, степень социализации, особенности характера личности, факторы, влияющие на степень и характер ответственности.

20

По мнению автора, предложенная классификация, при условии соблюдения установленных выше правил, дает возможность полно, объективно и всесторонне изучить личность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), принять правильное решение о возможности и целесообразности привлечения его к уголовной ответственности либо освобождения от нее, назначения ему уголовного наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а также определить содержание этих мер.

Автором на основе проведенного исследования предложена редакция статьи 483 проекта УПК РФ, принятого Государственной Думой в первом чтении, которая определяет, что при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делу о преступлении несовершеннолетнего наряду с доказыванием обстоятельств, перечисленных в статье 72 настоящего Кодекса, необходимо установить: 1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); 2) уровень психического, интеллектуального, волевого и эмоционального развития несовершеннолетнего, особенности его темперамента и характера; 3) степень социализации подростка, условия его жизни, взаимоотношения с окружающими, их влияние на несовершеннолетнего, дефекты воспитания и причины, их обусловливающие.

Для установления обстоятельств, имеющих психологическую природу, для выработки рекомендаций о содержании применяемых к подростку мер воспитательного воздействия целесообразно дополнить ст. 488 проекта УПК положением о привлечении специалиста-психолога к изучению личности обвиняемого (подсудимого) и предоставлении психологом рекомендаций по содержанию воспитательной работы с целью перевоспитания несовершеннолетнего при исполнении наказания либо применении принудительных мер воспитательного воздействия.

Кроме этого, автор считает необходимым законодательно закрепить

порядок установления у данной категории обвиняемых (подсудимых) уровня интеллектуального, волевого, психического и нравственного развития, а также особенностей характера и темперамента, иных социально-психологических свойств личности, необходимых для принятия решения о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности, индивидуализации наказания, выбора мер воспитательного воздействия. С этой целью предложено внести в проект УПК норму, определяющую проведение комплексной психолого-психиатрической и психологической экспертизы.

В третьем параграфе - «Обстоятельства, определяющие особенности наказания несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого)» -изучаются обстоятельства, определяющие применяемые к подростку меры уголовного наказания либо принудительного воспитательного воздействия, устанавливаются критерии и правила применения этих мер.

Автор считает, что критериями применения к несовершеннолетнему обвиняемому (подсудимому) наказания могут служить: 1) развитость правосознания и способность следовать требованиям норм права (правопос-лушание); 2) наличие у подростка самоконтроля, зрелости нравственных качеств, предполагающих осознание асоциальное(tm) своего поведения. При этом должны учитываться причины и условия, способствовавшие совершению преступления, определяться пути их устранения.

В результате проведенных исследований автор пришел к выводу, что суд, принимая решение по уголовному делу о наказании несовершеннолетнего, должен придерживаться следующих правил:

1. Соотнести тяжесть преступления с обстоятельствами его совершения и особенностями личности правонарушителя.

2. Убедиться, могут ли цели уголовного наказания быть достигнуты без лишения свободы несовершеннолетнего, с применением других видов наказания (при условии выполнения требований ст.ст. 8, 402, 4021 УПК

22

РСФСР о совершении преступления впервые и категории преступления).

3. Установить причины и условия совершения преступления, в том числе дефекты воспитания обвиняемого (подсудимого), дать конкретные указания органам или лицам, осуществляющим исполнение приговора либо решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия: а) об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, в том числе связанных с возникновением и развитием выявленных дефектов в воспитании личности подростка; 6) о применении конкретных мер по исправлению этих дефектов в процессе воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего правонарушителя.

4. При принятии решения о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих (ч.2 ст.91 УК), учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, взаимоотношения с окружающими и особенно лицами, которым он передается под надзор, с целью установления обстоятельств: а) являются ли эти лица авторитетными для подростка; б) есть ли у этих лиц возможность и желание осуществлять его воспитание; в) оказывают ли они на подростка положительное или отрицательное воздействие; г) есть ли возможность изолировать подростка от лиц, оказывающих на него отрицательное влияние. При отрицательном ответе на эти вопросы целесообразно осуществлять перевоспитание подростка в условиях специального воспитательного учреждения.

5. При ограничении досуга и установлении особых требований к поведению несовершеннолетнего правонарушителя следует руководствоваться правилом об обеспечении благополучия подростка, возможности его полноценного и всестороннего развития.

Суд при постановлении приговора о назначении подростку наказания, не связанного с лишением свободы, направлении его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение либо при принятии решения о применении принудительных мер воспитательного воздействия

23

должен учитывать особенности темперамента, тип и акцентуации характера, индивидуально-психологические и социальные качества личности несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, взаимоотношения с окружающими и особенно лицами, которые осуществляют воспитание подростка и контроль за его поведением. Кроме этого, суд должен возложить на государственный орган и лицо, которому подросток передается под надзор, обязанность наряду с усилением контроля за его поведением осуществлять конкретное воспитательное воздействие на основании рекомендаций специалистов-психологов либо педагогов.

Изучение вопроса об особенностях определения наказания несовершеннолетнему правонарушителю дало основание автору внести предложения о дополнении п.1 ст.90, п.2 ст.91 УК и п.2 ст.493 проекта УПК, принятого Государственной Думой в первом чтении вышеуказанными положениями.

В заключении автором сделаны соответствующие выводы и внесены предложения по повышению эффективности уголовной ювенальной юстиции и по совершенствованию норм действующего уголовного и разрабатываемого уголовно-процессуального законодательства.

В приложении даны сведения о несовершеннолетних, совершивших преступления по Воронежской области, приведены обобщенные результаты анкетирования подростков и практических работников правоохранительных органов Воронежской области.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Некоторые проблемы профилактики преступлений среди несовершеннолетних и пути их решения // Молодежная преступность на современном этапе: Материалы науч.-практ. конф. ВНИИ МВД России, Администрации Воронежской области. - Воронеж, 1994. - С. 33-37.

2. Проблемы криминализации и профилактики подростковой преступности // Проблемы укрепления законности, усиления борьбы с преступно-

24

стью и профилактики правонарушений в современных условиях: Материалы науч.-практ. конф. ВНИИ МВД России, Администрации Воронежской области. - Воронеж, 1996 . - С. 155-159.

3. Информационный мониторинг преступности несовершеннолетних // Актуальные проблемы информационного мониторинга: Тезисы науч.-практ. конф. / Воронеж, филиал Моск. акад. экономики и права, Межд. Акад. информатизации. - Воронеж, 1998. - С.142-145.

4. Подросток и организованная преступность // Организационно-правовые проблемы борьбы с организованной преступностью: Материалы межведомственной науч.-практ. конф. - Воронеж, 1999. -С. 177-178.

5. Особенности доказывания виновности несовершеннолетнего // Актуальные проблемы правовой реформы в России: Тезисы межвузовской науч.-практ. конф. юрид. факультета ВВШ МВД России. Часть 1. - Воронеж, 1999.-С. 135-136.

6. О предмете доказывания по уголовным делам несовершеннолетних // Актуальные правовые проблемы российского законодательства: Науч.-практ. конф. ВИ МВД России: Тезисы докладов. - Воронеж, 2000. - С. 30-31.

7. Личность в системе современного научного познания // Вестник Воронежского института МВД России. - Воронеж, 2000. - С. 56-59.

8. О некоторых психологических аспектах установления виновности несовершеннолетних и определения им уголовного наказания // Трибуна молодых ученых: Проблемы современного правового развития. - Вып. 1 / Под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж, 2000. - С. 137-146.


Описание предмета: «Уголовный процесс»

Уголовный процесс - отрасль права регламентирующая деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел, осуществляемая в порядке, установленном уголовно-процессуальным правом, предписанными им средствами и способами.

Литература

  1. В.А. Лазарева. Доказывание в уголовном процессе. – М.: Юрайт, 2010. – 352 с.
  2. В.А. Лазарева. Доказывание в уголовном процессе. – М.: Юрайт, 2011. – 352 с.
  3. В.А. Лазарева. Доказывание в уголовном процессе. – М.: Юрайт, 2012. – 352 с.
  4. Бабурин С.Н.;. Справочник Адвоката По Уголовным Делам. Защита Подозреваемых. Представление Интересов Потерпевших. Образцы Процессуальных Документов. – М.: , 2010. – 368 с.
  5. Доказывание в уголовном процессе. Традиции и современность. – М.: Юристъ, 2000. – 272 с.
  6. С.Н. Чурилов. Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве и криминалистике. – М.: Юстицинформ, 2010. – 136 с.
  7. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР по уголовным делам. – М.: Спарк, 1999. – 560 с.
  8. В.В.Новик. Криминалистические аспекты доказывания по уголовным делам. – М.: Юридический центр, 2005. – 472 с.
  9. С.А. Ворожцов, В.А. Давыдов, В.В. Дорошков, Н.А. Колоколов, В.П. Степалин, А.А. Толкаченко, А.С. Червоткин. Производство по уголовным делам в суде первой инстанции. – М.: Норма, 2011. – 512 с.
  10. С.А. Шейфер. Доказательства и доказывание по уголовным делам. Проблемы теории и правового регулирования. – М.: Норма, Инфра-М, 2014. – 240 с.
  11. В.А. Лазарева. Доказывание в уголовном процессе. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 368 с.
  12. Евгений Писарев. Коммуникация при доказывании по уголовным делам. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 252 с.
  13. Обвинение и защита по уголовным делам. Исторический опыт и современность. – М.: Юридический Центр, 2015. – 586 с.
  14. С.А. Шейфер. Собирание доказательств по уголовному делу. Проблемы законодательства, теории и практики. – М.: Норма, Инфра-М, 2015. – 112 с.
  15. О.В. Левченко, Е.В. Мищенко. Правовые основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. – М.: Инфра-М, 2016. – 124 с.
  16. Г.И. Загорский. Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам. – М.: Проспект, 2016. – 312 с.
  17. Е.В. Рябцева. Международная судебная защита по уголовным делам. – М.: Проспект, 2017. – 110 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Проблемные вопросы неоконченного преступления
Муниципальное право
Другое
87 стр.
Правосудие в Российской Федерации, факторы определяющие ее независимость
Международный менеджмент
Другое
105 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Роман
Хочу Вас поблагодарить!! Курсовую у меня преподаватель принял только у меня у одного из 20-ти человек, которые в моей группе! При всех мне пожал руку и сказал, что в Москве, куда отсылаются наши курсовые, будет моя курсовая оценена минимум на 4!!!Спасибо Вам!!!)) Новый учебный семестр у меня начнется с 1 октября... И будут опять курсовые... И опять будет принимать именно этот дотошный преподаватель!! ЕЩЕ РАЗ СПАСИБО!!))