Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Механизмы управления земельными ресурсами на региональном уровнеРегиональное правотворчество
Высшая школа приватизации и предпринимательства
Аратский Дмитрий Борисович
Механизмы управления земельными ресурсами на региональном уровне
Специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Москва - 1999
Работа выполнена в Волго-Вятской академии государственной службы
Официальные оппоненты:
Доктор экономических наук, профессор Балабанов B.C. Доктор экономических наук, профессор Коков Н.В. Доктор технических наук, профессор Соловьев М.М.
Ведущая организация:
Государственный университет по землеустройству
Защита состоится «у » июля 1999 года в уу часов __ мин. на заседании диссертационного Совета Д 181.01.01 в Высшей школе приватизации и предпринимательства по адресу. 103862, Москва, Леонтьевский пер., д. 7, стр. 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Высшей школы приватизации и предпринимательства.
Автореферат разослан « У »
1999 года
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор экономических наук, профессор
Р.Б. Новрузов
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Реформирование национальной экономики в России происходит в сложнейших политических и экономических условиях, связанных с возникновением негосударственного сектора и развитием рыночных процессов практически во всех отраслях экономики, что требует создания четких и эффективных механизмов ее государственного регулирования.
Особую актуальность эта задача приобретает в сфере управления земельными ресурсами, представляющими, с одной стороны, основной источник сельскохозяйственного производства, площадки и опорные поверхности для зданий, сооружений, дорог, зеленых насаждений, а, с другой стороны, - базу налогообложения недвижимости, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.
Несмотря на исключительную важность преобразования управления земельными ресурсами в России в настоящее время процесс развития земельной реформы протекает достаточно вяло, бессистемно и неадекватно общим темпам экономических трансформаций, обусловленных рыночными реформами.
Прежде всего, отсутствует научно-обоснованная методология формирования земельной политики на федеральном и региональном уровнях, основу которой должна составить концепция управления земельными ресурсами, реализуемая в конкретных экономических моделях и механизмах регулирования земельных отношений.
Одна из серьезнейших проблем, нерешенность которой сдерживает поступательное и эффективное развитие земельной реформы, связана с отсутствием разграничения земель по уровням собственности, четкого и однозначного распределения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в задачах управления земельными ресурсами.
Вне формирования обоснованной с позиций науки экономической и правовой платформы, учета накопленного мирового опыта не могут быть решены такие основные проблемы регулирования зе-
1
мельных отношений, как установление рационального баланса различных вещных прав на землю, выработка условий и механизмов отчуждения земель различных категорий из государственной собственности, контроль за их целевым и эффективным использованием, управление государственными землями.
В ряду проблем управления земельными ресурсами, сдерживающих создание и использование автоматизированных систем управления, проявляется неполнота и неопределенность нормативной и методической базы формирования государственного земельного кадастра, неупорядоченность процесса бюджетного финансирования земельно-кадастровых работ. Как следствие, в настоящее время крайне низок уровень достоверного информационного обеспечения управления, учета и описания качественных характеристик земель. Этой проблеме уделено особое внимание в диссертационной работе.
Самостоятельной задачей необходимо считать организацию государственной оценки земель, разработку правового и научно-методического обеспечения этого процесса. Актуальность решения данной задачи проистекает из того неоспоримого факта, что создание системы и инструментариев государственной оценки земель формирует базу для совершенствования налогообложения, повышения бюджетных доходов от использования земель, применения аренды как эффективного способа использования государственных земельных ресурсов.
Нестабильное состояние и стагнация региональных земельных рынков, низкая эффективность государственного регулирования земельного рынка, процессов приватизации земель, инвестирования, ипотеки и оборота земельных ценных бумаг также относятся к числу актуальных проблем управления земельными ресурсами. Далека от совершенства и инфраструктура обеспечения земельного рынка, в силу чего представляется необходимым введение построенных на научной основе и с учетом передового опыта принципов и методов государственного регулирования и стимулирования предпринима-
тельской инициативы в сфере землеустройства, оценки, риэлтерской и страховой деятельности.
На взгляд автора, необходима реорганизация сложившейся системы государственного управления земельными ресурсами, обеспечивающая оптимизацию регулирования процесса землеустройства, арендных отношений на землю, инвестиционной деятельности на земельном ринке. Негативные последствия несовершенства системы управления достаточно очевидны - ведомственное дублирование управленческих функций, неупорядоченность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при реализации земельной политики, неэффективность распределения бюджетных средств и снижение объемов земельных платежей в бюджеты.
Способствовать решению указанных проблем, повышению качества и результативности управления земельными ресурсами города и области призвана настоящая диссертационная работа.
Степень разработанности проблемы. В мировой экономике накоплен значительный опыт управления земельными ресурсами как источником сельскохозяйственного оборота, важнейшей компонентой собственности, объектом налогообложения и инвестиционной деятельности. Имеются фундаментальные теоретические исследования в данной области, отраженные в ряде публикаций. В отечественной экономической науке и практике проблемы управления земельными ресурсами с учетом особенностей современного состояния российской экономики разработаны гораздо менее полным образом. Перенести же на российскую почву опыт других стран удается в весьма ограниченной степени.
Практически по всем ключевым вопросам управления земельными ресурсами все более серьезный интерес к системно-прикладным исследованиям управленческих задач и разработке проблемно-ориентированных экономико-правовых моделей управления проявляется на региональном уровне, что частично обусловлено несовершенством федерального законодательства.
Об актуальности проблем управления земельными ресурсами свидетельствует и то, что они стали темой публикаций в научных журналах, периодической печати, выступлений в средствах массовой информации, им посвящены крупные межрегиональные научно-практические конференции и семинары.
Несмотря на активизацию научно-практических исследований в области обеспечения поступательного развития земельной реформы в России, концепция управления земельными ресурсами все еще не выработана, конкретные методы, формы, способы, модели управления не удовлетворяют запросам реальной практики, глубина их проработки явно недостаточна.
Отсюда со всей очевидностью вытекает проблема формирования на научной основе методологии построения и функционирования систем управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений на всех уровнях экономики. В настоящей работе эта проблема решается применительно к уровню субъекта Федерации.
Цель диссертационной работы - научное обоснование структуры, функций, способов организации и построение региональной системы управления земельными ресурсами и регулирования земельного рынка, обеспечивающей рациональное, эффективное использование земель различных категорий.
Задачи исследования:
• анализ и систематизация процессов структуризации регионального земельного фонда и преобразования правоотношений на землю;
• определение путей формирования рациональной структуры управления земельными ресурсами и регулирования земельного рынка, развития подсистем обеспечения функционирования системы управления;
• разработка методологической основы и экономико-математических моделей управления земельными ресурсами на региональном уровне, включая:
• установление принципов и способов реализации региональной стратегии рационального использования земельных ресурсов;
- создание государственного земельного кадастра и ведения мониторинга земель;
- формирование системы государственной оценки земель;
- регулирование арендных отношений на землю;
- стимулирование приватизационных и инвестиционных процессов, обеспечивающих повышение эффективности использования земель,
- развитие инфраструктуры и инструментариев информационного обеспечения управления земельными ресурсами;
- совершенствование методов государственного контроля за использованием земель;
- апробирование предложенной методологии на примере регулирования земельных отношений в Нижегородской области.
Объектами исследований выступают региональная система государственного управления земельными ресурсами, подсистемы обеспечения ее функционирования и инфраструктура регулирования экономических процессов в сфере земельных отношений и рынка недвижимости.
Предметом исследований являются методология и экономические механизмы государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельного рынка, комплекс методических и организационных мер их реализации, нормативно-правовая база управления.
Методологическую и информационную основу проводимых исследований составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные роли земельных ресурсов как производственного и экологического фактора, теории управления экономикой, оценке объектов недвижимости, моделям управления ресурсами, автоматизации управления. В работе использованы законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области по вопросам собственности, приватизации и государственного регулирования земельных отношений.
Для решения конкретных задач исследования применялись методы теории управления, статистического, социологического и эко-
комического моделирования, анализа и прогнозирования, математической статистики и обработки экономических рядов, а также системы управления базами данных. Необходимые расчеты выполнялись с применением ПЭВМ.
В процессе работы использовались статистические данные, содержащиеся в справочниках и материалах Нижегородского областного комитета государственной статистики, Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской области, а также в федеральных статистических сборниках.
Научная новизна проистекает из отсутствия целостной методологии управления различными категориями земель, находящихся на территории региона - субъекта Российской Федерации, в условиях преобразования форм и отношений собственности, перехода к рыночным методам хозяйствования. В процессе формирования принципиально новой системы управления земельными ресурсами приходится радикально обновлять методическое, информационное, организационное обеспечение такой системы. Именно эти материалы, представляющие личные разработки автора, положены в основу диссертационной работы, составляют определяющую часть ее содержания. Таким образом, к числу новых автор относит выработку общих ^инципов.^ формирование функциональных и обеспечивающих подсистем, разработку методологии решения задач региональной системы управления земельными ресурсами.
К основным положениям диссертационной работы, воплощающим научную новизну и вклад автора диссертации в решение поставленных проблем, относятся:
- установление и обоснование ключевых направлений системного преобразования регионального управления земельными ресурсами во всем их комплексе в условиях становления в России смешанной экономики;
- научное обоснование рациональной стратегии осуществления земельной политики на региональном уровне;
- разработка концепции реорганизации системы управления земельными ресурсами, устанавливающей порядок и условия распределения функций и полномочий в сфере регулирования земельных отношений и управления землеустройством;
- разработка методических подходов к информатизации системы управления земельными ресурсами региона, определяющих принципы и формы ее информационного и программно-технического обеспечения;
- формирование системно организованного государственного земельного кадастра региона как информационной основы управления земельными ресурсами, обеспечивающей эффективную технологию и рациональную организацию кадастрового учета земель, принципы и формы его финансирования;
- разработка новой экономико-математической модели кадастровой оценки земель городов и поселений, основанной на применении строгой математической процедуры определения факторов, влияющих на стоимость земель, и их моделирования посредством анализа реального состояния регионального рынка недвижимости;
- выработка нового подхода к организации государственного регулирования арендных отношений на землю на региональном уровне, предусматривающего централизацию ключевых управленческих функций в земельных комитетах как специализированных органах управления земельными ресурсами и автоматизацию процесса управления арендными отношениями. В рамках этого подхода используется дифференцированный порядок предоставления земель в аренду на основе социальных приоритетов;
- новая методика определения размеров арендной платы за землю с учетом реального состояния земельного рынка, стандартных показателей финансово-экономического состояния отраслей экономики, местоположения и видов использования земельных участков;
- разработка экономико-правовой модели регулирования инвестиционной деятельности, определяющей порядок и условия привлечения инвестиций в стратегические отрасли региональной экономики и оформления земельных отношений;
- установление механизмов капитализации и реструктуризации земельных участков предприятий различных форм собственности, порядка их использования с учетом региональной промышленной политики;
- предложения о конкретных способах повышения эффективности земельных торгов, порядке и условиях продажи земель сельскохозяйственного назначения с привлечением инвестиций в сель-хозпроизводство на основе льготного кредитования;
- разработка методов государственного контроля за охраной и использованием земель на основе внедрения производственного и общественного земельного контроля, совершенствования санкций за нарушение земельного законодательства, упорядочения финансирования земельного контроля как формы регулирования земельных отношений.
Практическая значимость исследований состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы и частично уже использовались при разработке концепции управления земельными ресурсами на федеральном и региональном уровнях, а также нашли применение в разработанной с участием автора, одобренной и принятой областными органами концепции управления государственной собственностью в Нижегородской области. Результаты работы применимы к разработке законодательства и инструктивно-методических материалов по вопросам государственного регулирования земельных отношений, что обеспечит более глубокое проблемно-ориентированное формулирование механизмов создания земельного кадастра, организации и ведения землеустройства, государственного земельного контроля, мониторинга и оценки земель, регулирования арендных отношений на землю, развития приватизационных и инве-стидионных процессов в сфере управления недвижимостью.
Разработанная в диссертации методология ориентирована на обеспечение практической деятельности Государственного земельного комитета Российской Федерации и его территориальных органов, а также других органов государственной власти и местного самоуправления, связанной с решением задач регулирования земель-
ных отношений. Предложенная методология способна создать основу экономико-оптимального управления земельными ресурсами в условиях развития земельной реформы и составить часть единой системы управления собственностью на региональном уровне.
Теоретические и практические положения и выводы исследований пригодны для использования в учебном процессе при подготовке и повышении квалификации государственных служащих в региональных академиях государственной службы и других высших учебных заведениях.
Апробация работы. Предложенные в диссертации методология и экономические модели регулирования земельных отношений на региональном уровне реализованы в концепции управления земельными ресурсами в Нижегородской области, утвержденной постановлением Губернатора области от 21.09.98 г. № 240, законодательных и нормативных актах Законодательного Собрания и администрации Нижегородской области.
Результаты и выводы из проведенных исследований применяются на практике в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской области и его территориальных органах, комитете по управлению государственным имуществом Нижегородской области и муниципальных образованиях Нижегородской области, используются в учебном процессе в Волго-Вятской академии государственной службы и Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете.
Разработанная методика расчета арендной платы и рыночной оценки земель реализована на программном уровне и используется в земельных комитетах в процессе регулирования арендных отношений на землю. Методика проходит также опытную эксплуатацию на предмет применения при экономическом зонировании территорий муниципальных образований.
Материалы диссертационной работы докладывались на межрегиональном научно-практическом семинаре "Актуальные проблемы управления земельными ресурсами" и научно-практической конференции "Актуальные проблемы управления собственностью", прове-
денных в 1998 году в г.Нижнем Новгороде, межрегиональном семинаре "Государственный земельный кадастр Российской Федерации" (г.Москва, 1999 год).
Всего по теме диссертации опубликованы 11 печатных работ в виде книг, научных статей, журнальных публикаций общим объемом 195,8 печатных листов, из которых 55,4 п.л. принадлежат лично автору.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, двух приложений. Работа изложена на 285 страницах машинописного текста, содержит 16 таблиц, 5 схем, 1 диаграмму. В диссертации приведен список литературных источников, включающий 128 наименований.
Структура диссертационной работы, построенная в соответствии с целями и задачами исследований, представлена следующим содержанием.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты регулирования земельных отношений
1.1. Экономическое содержание земельных ресурсов как объекта собственности и хозяйствования
1.2. Зарубежный опыт управления земельными ресурсами
1.3. Практика регулирования земельных отношений в России
1.4. Выводы
Глава 2. Комплексный анализ ситуации в сфере управления земельными ресурсами (на примере Нижегородской области)
2.1 Оценка состояния земельного фонда и динамики его изменения
? / Анялич процессов трансформации правоотношений на землю
2.3. Анализ состояния информационного обеспечения управления
2.4. Анализ правовой базы управления
10
2.5. Анализ региональной системы управления земельными ресурсами
2.6. Исследование кадрового обеспечения управления
2.7. Выводы
Глава 3. Концептуальные основы организации управления земельными ресурсами на региональном уровне
3.1. Методология организации управления на региональном уровне
3.2. Совершенствование системы землеустройства
3.3. Создание государственного земельного кадастра
3.4. Формирование системы государственной оценки земель
3.5. Развитие арендных отношений на землю
3.6. Стимулирование приватизационных и инвестиционных процессов в сфере земельных отношений
3.7. Выводы
Глава 4. Организационное, правовое, кадровое, информационное обеспечение управления земельными ресурсами
4.1. Развитие инфраструктуры земельного рынка
4.2. Совершенствование системы государственного земельного контроля
4.3. Информатизация системы управления земельными ресурсами
4.4. Кадровое обеспечение управления
4.5. Выводы
Глава 5. Рациональные модели управления земельными ресурсами
5.1. Рационализация системы управления
5.2. Эффективные подходы к созданию государственного земельного кадастра
5.3. Рациональные модели регулирования арендных отношений на землю в региональной системе управления недвижимостью
5.4. Организационные и методические подходы к оценке земель
5.5. Модели государственного регулирования земельного рынка
5.6. Выводы
11
Глава 6. Апробация функциональных моделей управления земельными ресурсами
6.1. Оценка эффективности моделей организации процесса формирования земельного кадастра
6.2. Результаты внедрения системной практики управления землеустройством
6.3. Анализ эффективности моделей рационализации системы регулирования арендных отношений
6.4. Реализация форм преобразования системы управления, ее методического и кадрового обеспечения
6.5. Выводы
Заключение
Список литературных источников
Приложения
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, излагаются цели и задачи диссертации, методические и информационные основы проведенных исследований, показана их новизна и практическая значимость.
Земельным ресурсам как фундаментальному объекту государственной и частной собственности, купли-продажи, аренды, залога, наследования, как источнику природных и экономических благ и как предпосылке формирования экономических отношений всегда уделялось значительное место в науке о хозяйстве и хозяйствовании, в политической экономии, экономической теории. То же относится и к управлению земельными ресурсами.
Проблемы землевладения и земельного налога изучались с древних времен. Физиократы рассматривали любое богатство как «произведение земли». Вопрос о собственности на землю становился ключевым при смене социально-экономических систем. Проблема земельной ренты фигурирует в трудах самых известных экономистов в мире. Научная деятельность отдельных ученых-экономистов, та-
12
ких, например, как А.В.Чаянов, была целиком посвящена управлению сельским хозяйством и земельными ресурсами. Экономические реформы в постсоветской России, преобразующие планово-распорядительную экономику в смешанную, сочетающую государственные и рыночные формы хозяйствования, вновь вывели проблему управления земельными ресурсами на передний край экономической науки.
Экономическое содержание земли как средства производства определяет двуединый характер управления ею как объектом собственности и хозяйствования. Вместе с тем, поскольку земля является основой жизнедеятельности общества, появление любых материальных благ без ее участия в производственном процессе невозможно. В силу уникального природного свойства пространственной ограниченности земли как элемента материального мира необходимо применение специальных экономико-правовых механизмов регулирования земельных отношений.
Предметная систематизация и исследование зарубежной и российской практики регулирования земельных отношений позволяют заключить, что в условиях становления смешанной экономики стержнем земельной политики должна являться не безусловная ориентация на формирование монополии частной собственности на землю, а создание рационального баланса различных вещных прав на землю с учетом категорий земель, условий и видов их использования, а также роли земельных ресурсов в сбалансированном развитии экономических процессов в соответствующих отраслях национальной экономики. Вместе с тем, автор сделал вывод, что при достаточно низком уровне товарного производства и острой недостаточности инвестиционных ресурсов в реальном секторе экономики земля должна выступать как объект регулируемого государством правового оборота и инвестирования.
Поэтому при регулировании правоотношений на землю на современном этапе экономического реформирования предложено использовать формирование частного землевладения как способ обеспечения создания "точек экономического роста" в экономике и
13
перераспределения земель, ориентированного на их частичный переход к "эффективным" собственникам. При этом в качестве основных критериев, характеризующих эффективного землевладельца, определены его способность к использованию земельных ресурсов в расширенном воспроизводстве, инвестированию средств в производство, связанное с земельными ресурсами, применению передовых инновационных технологий при использовании земельных участков.
Совершенствование механизмов управления земельными ресурсами в условиях становления рыночной экономики требует также проведения глубокого системного анализа совокупности качественных характеристик земель и происходящих в их структуре явлений, а также всех компонент процесса регулирования земельных отношений.
В диссертации проведены исследования ситуации, сложившейся в части регулирования земельных отношений в регионе, дана оценка состояния земельного фонда и динамики его изменения, системы организации управления, ее кадрового потенциала, правового и информационного обеспечения.
Изучение состояния земельного фонда и его эволюции позволило выявить и систематизировать основные объективные факторы, оказывающие серьезное влияние на ценность земель как материального и экономического ресурса и объекта управления. На примере Нижегородской области показано, что интенсивно развиваются процессы водной эрозии, заболачивания, зарастания и закарстованности почв, загрязнения их химическими веществами; происходит существенное ухудшение физико-химических, агрохимических и водно-воздушных свойств почвенного покрова, обеднения его элементами питания.
Наряду с этими негативными явлениями достаточно явно прослеживается тенденция к стагнации земельного рынка и снижению производственно-инвестиционной активности в сфере землепользования. В частности, это проявляется в сокращении объемов земель различных категорий, прежде всего земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в хозяйственном обороте, вялом развитии
14
процессов приобретения земель в собственность и аренду (за исключением земель под дачные участки и строительство), выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями.
Выполненный автором диссертации анализ федерального законодательства в сфере управления земельными ресурсами выявил глубокий правовой вакуум практически по всем ключевым направлениям регулирования земельных отношений. Прежде всего, не проведено разграничение земель по уровням собственности, что существенно затрудняет организацию эффективного управления ими. Отмечены принципиальные нарушения принципа системности, неполнота нормативной базы землеустройства, что приводит к неопределенности понятийного аппарата, нечеткой классификации участников землеустроительного процесса и неупорядоченности форм регулирования их взаимоотношений. Аналогичная ситуация имеет место и применительно к созданию государственного земельного кадастра, где основная проблематика связана с неоднозначностью терминологической платформы, информационных стандартов формирования кадастровой информации, непроработанностью процедур кадастрового учета земель и механизмов их финансирования. Особую критичность приобретает отсутствие легитимной правовой базы и обоснованной методики государственной оценки земель как важнейшей составляющей земельно-кадастровых данных. В рамках проведенных в диссертации исследований отмечены неэффективность существующих нормативных основ регулирования арендных отношений на землю, неадекватность механизмов привлечения инвестиций и приватизации земельных участков реальной ситуации, сложившейся на региональном земельном рынке.
В работе проанализировано также состояние информационного обеспечения управления земельными ресурсами и установлено, что практически по всем категориям земель Нижегородской области объем достоверных планово-картографических материалов недостаточен для реализации базисных функций управления. Вследствие этого возможности организации точного учета земель и формирова-
15
ния налогооблагаемой базы ограничены, что не позволяет повысить эффективность и надежность управления.
Особое внимание диссертантом уделено оценке кадрового состава региональной системы земельных комитетов как специализированных органов управления земельными ресурсами. В ходе исследований выявлена необходимость повышения уровня профессионального образования специалистов и укрепления структуры кадров по приоритетным специальностям, определяемым спецификой регулирования земельных отношений в рыночной экономике.
Проведенное в диссертации изучение организации управления земельными ресурсами на региональном уровне позволило установить основные проблемы, сдерживающие эффективную реализацию ключевых управленческих задач земельной реформы. В их числе отмечены нерациональность структуры системы управления, разграничения полномочий и порядка взаимодействия различных органов государственной власти и местного самоуправления, механизмов распределения земельно-кадастровых работ внутри предпринимательского сектора, неупорядоченность процесса подготовки кадров и организации научно-практических исследований в сфере правового, методического, технологического, информационного, организационного обеспечения управления.
На основании этих исследований и изучения мирового, опыта управления земельными ресурсами сделан вывод о том, что приоритетным направлением совершенствования управления на региональном уровне является реализация системного подхода к регулированию земельных отношений, включающего создание концептуально-методологической основы и конкретных экономических механизмов преобразования управления и решения важнейших задач земельной реформы При чтм в условиях произошедших изменений состояния земельного фонда, правового перераспределения земель и развития земельного рынка необходимо радикальное усиление работы по созданию государственного земельного кадастра, развитию арендных отношений на землю, приватизационных и инвестиционных процессов, разработке экономически обоснованных методик оценки земель
16
и определения арендной платы за землю, внедрению автоматизированных технологий управления. Все это вместе взятое призвано по существу изменить систему управления земельными ресурсами, повысить ее качество и результативность и привести в итоге к более эффективному использованию земельного потенциала региона.
Исходя из критического анализа формирующейся, пока еще не сложившейся системы регионального управления земельными ресурсами в диссертации выработаны концептуальные основы совершенствования управления, предложена методология формирования региональной земельной политики, определяющая идеологию реализации приоритетных задач земельной реформы. В числе таких задач особо выделены:
- создание государственного земельного кадастра;
- развитие земельного рынка, стимулирование приватизационных и инвестиционных процессов в сфере земельных отношений;
- совершенствование механизмов регулирования арендных отношений на землю;
- разработка принципов и методов оценки земель;
- повышение эффективности государственного земельного контроля;
- рационализация структуры системы управления земельными ресурсами;
- информатизация управленческого процесса;
- усиление кадрового потенциала системы управления.
Ключевым направлением региональной земельной реформы является организация плановой инвентаризации земель и их учета в государственном земельном кадастре. Предложенная в работе стратегия совершенствования управления этим процессом предусматривает централизацию в специализированном органе управления земельными ресурсами (земельном комитете) важнейших полномочий по организации земельно-кадастровых работ в рамках государственного заказа; регулирование землеустройства в целом; создание системы кадастровых бюро для информационного учета формируемых в процессе инвентаризации кадастровых данных.
17
Финансирование процесса создания земельного кадастра предлагается организовать на основе сочетания бюджетного финансирования в рамках установленных нормативов распределения средств, поступивших за счет земельных платежей, и платности кадастрового учета земельных участков.
В качестве информационной модели земельного кадастра рассмотрена многоуровневая интегрированная геоинформационная ежлема (ГИС), ьключающая средства графической визуализации кадастровых планов, базы данных качественных характеристик земель и взаимосвязанная с различными тематическими регистрами, информация из которых используется для управления территориями.
Другой важнейшей проблемой управления земельными ресурсами, землеустройства и регулирования земельных отношений является оценка земель. Диссертантом предложена экономически обоснованная методика многопараметрической оценки городских земель в целях уточнения налогооблагаемой базы, поддержки ипотечного кредитования и земельного рынка, а также организация государственной оценки земель на базе кадастровых бюро при разграничении их задач и полномочий с независимыми оценщиками.
Проведены исследования практики регулирования арендных отношений на землю и предложены пути повышения ее эффективности. В качестве перспективных мер особо выделены разработка единой технологии этого процесса, обоснованной методики расчета арендной платы за землю, принципов предоставления земель в аренду с учетом социальных гарантий.
Разработана стратегия развития инвестиционных и приватизационных процессов в сфере земельных отношений, в рамках которой сформулированы основные принципы организации оборота земель различных категорий и использования аренды земельных участков приватизированных предприятий как формы стимулирования их приватизации, капитализации и реструктуризации.
Предложена также методология регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне в части земельных отношений, предусматривающая формирование перечней стратегических
18
отраслей экономики и объектов инвестирования, привлечение инвестиций на конкурсной основе с организацией сертификации и экспертизы инвестиционных проектов, предоставлением льгот и гарантий инвесторам, обеспечением их прав на землю. Применительно к промышленному сектору показана необходимость учета баланса фискальных и инвестиционных интересов, разделения предприятий по признаку градо- и бюджетообразующих, значений показателей их финансово-экономического состояния.
На основе анализа ситуации в сфере государственного земельного контроля автором выработана концепция его совершенствования. Она предусматривает усиление системы санкций за нарушения земельного законодательства, развитие форм государственного земельного контроля, установление принципов финансирования управленческого процесса. Предложено организовать зонирование территории по принципу разрешенного землепользования в целях упрощения правового анализа использования земель, ввести практику предупредительной экспертизы правоустанавливающей и нормативной документации.
Особое внимание в диссертации уделено разработке стратегических направлений информатизации системы управления земельными ресурсами. В числе таких направлений в диссертации определены:
- развитие технического обеспечения земельных комитетов в зависимости от демографических характеристик административно-территориальных образований;
- создание взаимоувязанной распределенной вычислительной сети земельных комитетов и кадастровых бюро, их программно-техническая интеграция в региональную информационную систему органов власти;
- структуризация баз данных готовых документов, реестров и учетно-бухгалтерских показателей;
- унификация программных стандартов и документооборота. Совершенствование кадрового обеспечения управления земельными ресурсами, по мнению автора диссертации, должно основы-
19
ваться на результатах исследований социо-психологических характеристик специалистов, оценке профессионального потенциала работников и их рационального распределения в системе управления. Особую роль играют программы целевой подготовки специалистов, построенные с учетом территориальной специфики, уровня квалификации, приоритетных задач управления, ресурсных возможностей региональной гигтемы образования Необходимо усиление взаимодействия органов управления и учебных заведений при формировании и оперативной корректп(tm) учебных программ
В соответствии с изложенными выше концептуальными основами организации регионального управления земельными ресурсами и построения обеспечивающих подсистем в диссертации предложены рациональные модели управления.
Рационализация системы управления земельными ресурсами на региональном уровне, разработка и реализация экономических механизмов решения ключевых задач земельной реформы представляют собой неотъемлемую часть преобразования управления.
Основным элементом предлагаемой структурной модели управления земельными ресурсами является централизация важнейших управленческих полномочий в земельных комитетах, включая регулирование процесса землеустройства, оценочной деятельности и арендных отношений на землю, организацию ведения земельного кадастра и контроль за распределением, продажей, использованием земли. Непосредственный учет земельно-кадастровых данных и государственную оценку земель предлагается возложить на специально создаваемое государственное учреждение - кадастровое бюро. В диссертации разработана типовая структура регионального кадастрового бюро, установлены его задачи и полномочия, порядок взаимодействия с земельными комитетами, другими органами власти и управления
Другой компонентой данной модели является схема рациональной организации процесса землеустройства и создания государственного земельного кадастра, предусматривающая определение задач и участников землеустройства, порядок регулирования их взаимоот-
20
ношений, классификацию приоритетных видов земельно-кадастровых работ (плановая инвентаризация земель, исследование их качественных характеристик и обслуживание вторичного земельного рынка) и их рациональное распределение между различными классами землеустроительных организаций.
По мнению диссертанта, одним из ключевых результатов его исследований является разработка эффективного подхода к созданию земельного кадастра, включая формирование правовой, организационной, технологической и финансовой моделей реализации этого процесса.
Предложена новая технология создания кадастра, обеспечивающая значительное удешевление и ускорение процесса его формирования. Предусмотрено четыре основных этапа: проектирование работ, утверждение их технико-экономического обоснования, оформление финансовой документации и выполнение земельно-кадастровых работ. Заключительный этап предлагается реализовать путем последовательного осуществления процедур аэрофотосъемки территории, плановой инвентаризации, земельно-кадастрового картографирования и автоматизации кадастровой информации.
В организационном плане определены задачи и функции органов государственной власти и местного самоуправления при создании земельного кадастра, порядок их комиссионного взаимодействия на районном и областном уровне.
Предложена схема финансирования земельно-кадастровых работ и комплекс правовых мер, гарантирующих целевое использование средств земельных платежей как основного источника финансирования. Ключевыми из них являются введение четких нормативов распределения этих средств к отдельного учета кх е бюджетах, а также липТриЛь .за ниДлежшцим пшфшшснием цред1ль оюдАСЮИОлучшс-ЛЯМ
Разработан новый подход к регулированию арендных отношений на землю на региональном уровне, в рамках которого предложена схема организации этого процесса, предусматривающая создание единой технологической цепочки оформления договоров арен-
21
ды, расчета, начисления, сбора и распределения арендных платежей, взыскания задолженности по арендной плате, а также представлен вариант ее автоматизации
Предоставление земель в аренду (собственность) предложено осуществлять на конкурсной основе, за исключением сельскохозяйственных угодий и земель под объектами приватизации для стимулирования их хозяйственного оборота. Вместе с тем, определены социально-защищенные категории граждан и виды использования земель, для которых введена возможность бесконкурсной продажи.
Автором диссертации разработана методика определения размеров s арендной платы за землю, дифференцированно учитывающая категории арендаторов и виды использования земель. В соответствии с данной методикой арендную плату предложено рассчитывать по следующей формуле:
(1)
где S - площадь земельного участка, С^, _ капитализированная ставка арендной платы, моделируемая на основе данных земельного рынка, К;, - коэффициент вида деятельности, IQ - территориальный коэффициент, Ки _ коэффициент индексации минимального размера оплаты труда. Разработан метод расчета значений коэффициентов видов деятельности арендаторов, основанный на статистическом анализе стандартных показателей финансово-экономического состояния отраслей экономики.
По мнению автора, экономически целесообразно устанавливать размер арендной платы за земли лесного и водного фондов, сельхоз-назначения в границах сельских населенных пунктов, а также за земли, предоставленные в аренду бюджетным организациям, на уровне ставок земельного налога.
Разработана новая методика оценки стоимости земель городов и поселений на основе анализа коммерческой привлекательности территориального местоположения земельных участков, обеспечивающая определение и учет основных факторов, влияющих на стоимость
22
земельных участков, и моделирование их аналитического вида. При этом установлено, что линейная комбинация факторов позволяет сформировать интегральный территориальный коэффициент, расчет значений которого по заданной совокупности участков (единиц территории) определяет зонально-ценовую структуру территории.
Диссертантом введен принцип обобщенного деления земель населенных пунктов по признаку использования под жилым фондом, нежилыми объектами и для сельскохозяйственного назначения (личного подсобного хозяйства, садоводства, организованного огородничества). Для построения модели выбраны следующие факторы: у! - удаленность земельного участка от административного центра города (поселения); у2 - от ближайшей транспортной остановки; уэ - от зон рекреации; у4 - от объектов инфраструктуры, влияющих на стоимость участка (рынков, вокзалов, мест приложения труда, объектов городской инфраструктуры), с учетом расстояния от них до границ планировочных единиц местного значения.
На основе анализа реальной ситуации на рынке недвижимости областного центра, где наиболее полна и корректна соответствующая ценовая информация, для выбранных категорий земель получены следующая структура территориального коэффициента и аналитический вид факторов, применимые для оценки земель произвольного населенного пункта области:
• для земельных участков под жилым фондом
(2)
• для земельных участков под нежилым фондом
(3)
• для земельных участков сельскохозяйственного использования (личного подсобного хозяйства, садоводства, организованного огородничества')
(4) Значения yi, y2, Уз, У4 вычисляются по формулам:
(5)
23
2
при х>гх (6)
(7)
(8)
(9)
при х>г, (10)
где N - количество территориальных образований;
х - удаленность земельного участка, м;
п - количество транспортных маршрутов;
a, b - весовые коэффициенты, рассчитываемые по статистическим
данным о сделках с недвижимостью;
гх, г0 - среднее расстояние от административного центра до границы
населенного пункта и областного центра, соответственно;
/•, - среднее расстояние от объектов инфраструктуры, влияющих на
стоимость земельного участка, до границ планировочных единиц
местного значения.
Данная методика представляет практически реализуемую инструментальную основу для экономического зонирования городских территорий, выполнения массовой оценки земель в различных целях, коррекции ставок арендной платы с учетом местоположения арендуемых участков.
В диссертации разработаны также новые экономические механизмы развития приватизационно-инвестиционных процессов в сфере земельных отношений. Для повышения эффективности конкурсной продажи земельных участков предложена схема привлечения риэлтерских фирм к выбору и реализации инвестиционно привлекательных земельных участков. Определены их функции, полномочия, порядок взаимодействия с органами управления и финансирования из средств дополнительно полученных земельных платежей.
24
Предложена процедура капитализации земельных участков под приватизированными предприятиями, повышающая реалистичность приватизации земель в условиях ограниченности инвестиционных активов (оборотных средств) предприятий.
Разработаны модели развития частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, определяющие механизмы их приватизации на условиях привлечения инвестиций в сельскохозяйственное производство на кредитной основе. В качестве основных условий конкурсной продажи земель в работе приняты гарантии целевого использования земель, реализация бизнес-плана, сохранение рабочих мест. Предложены схемы льготного кредитования сель-хозпроизводства с залоговым и страховым обеспечением кредитных обязательств, предусматривающие направление средств, привлеченных в бюджет в счет оплаты выкупаемых сельхозпроизводителями земель, на льготирование процентной ставки по предоставляемым им кредитам.
Заключительная часть диссертационной работы посвящена изложению результатов внедрения сформированных выше научных положений и разработанных экономических механизмов регулирования земельных отношений в региональную практику управления земельными ресурсами.
Сформулированная диссертантом методология развития земельной реформы на региональном уровне составила информационную базу Концепции управления земельными ресурсами в Нижегородской области, утвержденной постановлением губернатора и являющейся основой областной земельной политики.
Предложенный системный подход к созданию земельного кадастра реализован в нормативных актах Нижегородской области и rvfipcnpujtn сбалянси^овяннос в рямках территории области планирование земельно-кадастровых мероприятий, гарантии их финансирования, значительное сокращение сроков выполнения и снижение стоимости работ.
Разработанная модель государственного управления землеустройством легла в основу областного Закона "О землеустройстве", а
25
ее внедрение позволило существенно повысить качество землеустроительной документации и выполняемых работ, упорядочить правовые отношения участников землеустройства, рационализировать распределение между ними задач обеспечения земельного рынка.
Законодательное утверждение и последовательная реализация новой методологии регулирования арендных отношений на землю обеспечили рост арендных платежей, поступающих в бюджеты всех уровней, значительное увеличение их доли в общем объеме платежей за землю, расширение практики конкурсного предоставления земель в аренду.
Применение предложенной в диссертации методики моделирования ставок арендной платы за землю позволило унифицировать расчет арендных платежей на территории региона, более обоснованно в экономическом отношении распределить платежную нагрузку между различными отраслями областной экономики. Отметим также, что учет местоположения земельных участков при определении арендной платы осуществляется на основе разработанного автором метода расчета территориальных коэффициентов и оценки городских земель.
Сформулированная в диссертации модель преобразования управления реализована путем создания государственного федерального учреждения, ориентированного на обеспечение формирования земельного кадастра и государственной оценки земель. Установленный порядок взаимодействия учреждения и земельных комитетов как специализированных органов управления земельными ресурсами обеспечивает рационализацию и развитие единой государственной системы регулирования земельных отношений.
Выводы и предложения
1. В диссертации обобщен и изучен зарубежный и отечественный опыт управления земельными ресурсами, проанализированы экономические процессы, отражающие ситуацию, сложившуюся в сфере управления земельными ресурсами в Нижегородской области.
26
2. Исследование особенностей экономического содержания земли как средства производства и объекта правового оборота, существующей практики регулирования земельных отношений позволило заключить, что в условиях становления в России смешанной экономики необходимо формирование рационального баланса прав на землю между разными землепользователями, включая регулируемое государством частное землевладение. В этом состоит одно из условий формирования "эффективного" собственника земли, стимулирования производства и инвестирования в реальный сектор экономики, использующий земельные ресурсы.
3. Изучение динамики структуры, количественных и качественных характеристик земельного фонда, трансформации правоотношений на землю позволило придти к заключению о значительном ухудшении состояния и потребительной ценности земель, недостоверности планово-картографической информации, низком уровне развития земельного рынка. Выявлена тенденция к постепенному выводу из хозяйственного оборота значительных объемов земель различных категорий.
4. Анализ федерального законодательства наглядно показал глубокий правовой вакуум практически по всем ключевым направлениям регулирования земельных отношений, отсутствие системной методологии управления земельными ресурсами.
5. На основе результатов этих исследований и существующего мирового опыта управления землей сделан вывод о необходимости радикальной реорганизации подходов к созданию государственного земельного кадастра, развитию арендных отношений на землю, приватизационных и инвестиционных процессов, разработке экономически обоснованных методик оценки земель и определения арендной пттяты чя темлю, внедрению автоматизированных технологий управления.
6. Установлено также, что требует существенных преобразований система управления земельными ресурсами на региональном уровне. Необходимо сосредоточить основные усилия на ее реструктуризации, разграничении функций и полномочий органов государ-
27
ственной власти и местного самоуправления. Следует определить порядок их взаимодействия, разработать подходы к регулированию землеустройства, информатизации управленческого процесса и совершенствованию кадрового состава органов управления.
7. В диссертации предложен системный подход к регулированию земельных отношений на региональном уровне, в соответствии с которым разработаны методология управления земельными ресурсами и экономико-правовые модели решения важнейших управленческих задач. В частности, предложена концепция повышения эффективности системы управления, предусматривающая централизацию в земельных комитетах ключевых управленческих функций, создание специализированных кадастровых бюро в целях формирования и учета оценочной и земельно-кадастровой информации, оптимальное распределение различных видов земельно-кадастровых работ в предпринимательском секторе, обслуживающем задачи землеустройства.
8. Разработан подход к информатизации системы управления, определяющий схему ее технической поддержки, структуру программного обеспечения и организацию документооборота с учетом формируемой в ходе системного преобразования функциональной структуры управления на региональном уровне.
9. Предложена программа совершенствования кадровой политики, включающая исследование социо-психологических характеристик и профессионального потенциала специалистов, выработку стратегии организации их деятельности, планирование и реализацию целевой подготовки и обучения кадров.
10. Особое место в диссертации занимает разработка методологии создания земельного кадастра как информационной основы управления земельными ресурсами. Земельный кадастр рассмотрен в качестве геоинформационной системы, включающей графическое описание земельных участков и их семантические характеристики, необходимые для решения фискальных и иных управленческих задач.
28
11. Предложена новая технология реализации плановой региональной программы формирования земельного кадастра, которая предусматривает четыре основных этапа: проектирование работ, утверждение их технико-экономического обоснования, оформление финансовой документации, выполнение земельно-кадастровых работ путем последовательных процедур аэрофотосъемки территории, инвентаризации, земельно-кадастрового картографирования и автоматизации кадастровой информации.
Разработан механизм бюджетного финансирования программы за счет средств земельных платежей, основанный на утверждении нормативов и порядка их распределения. В качестве дополнительного источника финансирования предложено ввести платность кадастрового учета земельных участков.
12. Сформирована организационно-правовая модель создания земельного кадастра, в рамках которой определены функции и порядок взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при плановой инвентаризации земель, а также установлены классификация, задачи, полномочия и правоотношения участников землеустройства в целом.
13. Самостоятельным направлением проведенных исследований является разработка методологических основ оценки земель. В диссертации предложена модель организации государственной оценки земель на базе кадастровых бюро, определен порядок их взаимодействия и разграничения полномочий с независимыми оценщиками.
Разработана новая экономически обоснованная методика рыночной оценки и зонирования земель городов и поселений, включающая процедуры определения базовых факторов, влияющих на стоимость земель, и моделирования их аналитического вида на основе анализа реального состояния регионального рынка недвижимости.
14. Значительное внимание в диссертации уделено реализации системного подхода к решению задачи государственного регулирования арендных отношений на землю на региональном уровне. Важнейшей компонентой данного подхода является введение принципа
29
централизации ключевых функций заключения договоров аренды, начисления, взыскания, распределения арендных платежей в уполномоченном органе управления и разработка технологии автоматизации управленческого процесса.
Разработан дифференцированный порядок предоставления земель в аренду (собственность), в рамках которого определены со-циально-зашишенные категории граждан и виды использования земель для бесконкурсной продажи земельных участков.
15. Предложена новая экономически обоснованная методика определения размеров арендной платы за землю, в рамках которой с учетом реального состояния земельного рынка установлены базовые ставки арендной платы и на основе анализа стандартных показателей финансово-экономического состояния отраслей экономики в зависимости от видов деятельности арендаторов смоделированы корректирующие коэффициенты.
16. Отдельной темой исследований является разработка комплексного подхода к управлению инвестиционными и приватизационными процессами в сфере земельных отношений. Предложена экономико-правовая модель регулирования инвестиционной деятельности, определяющая порядок привлечения инвестиций в стратегические отрасли региональной экономики на конкурсной основе, сертификации и экспертизы инвестиционных проектов, предоставления льгот и гарантий области, формирования земельных отношений с инвесторами.
17. Сформулированы принципы государственного регулирования оборота земель различных категорий, разработаны механизмы капитализации и реструктуризации земельных участков предприятий различных форм собственности, порядок их применения в контексте региональной промышленной политики.
18. Предложены новые подходы к развитию процесса приватизации земель различных категорий с использованием первичного земельного рынка, определяющие формы участия риэлтерских организаций в продаже земельных участков, механизмы стимулирования выкупа земель под приватизированными предприятиями и форми-
30
рования частной собственности на земли сельхозназначения с привлечением инвестиций в сельхозпроизводство на основе льготного ипотечного кредитования.
19. Определена стратегия совершенствования государственного земельного контроля, определяющая схемы развития производственного и общественного земельного контроля, повышения эффективности санкций за нарушение земельного законодательства, реализации механизмов ведения государственного земельного контроля и порядок его финансирования.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Экономические модели управления земельными ресурсами на региональном уровне. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998, 12,09 п.л.
2. Системно-концептуальные подходы к управлению собственностью в Нижегородской области: опыт и перспективы. - Нижний Новгород: ГИПП "Нижполиграф", 1997, 18,72 п.л. (В соавторстве, лично автора - 4,7 п.л.)
3. Оптимизация арендных отношений в системе управления недвижимостью: нижегородская модель. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1997, 6,03 п.л. (В соавторстве, лично автора-1,5 п.л.)
4. Методология повышения эффективности арендных отношений на землю в системе управления недвижимостью. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998, 5,8 п.л. (В соавторстве, лично авто-ра-2,4 п.л.)
5. Организационно-правовые основы управления собственностью в Нижегородской обчаспг региональный опыт [Под ред. д.с н., проф.Мальцева В.А.]. Нижний Новгород: Профиль, 1998, 109 п.л. (В соавторстве, лично автора - 19 п.л.)
6. Сборник законодательных и нормативных актов Нижегородской области по земельным отношениям. - Нижний Новгород, Изд-во ВВАГС, 1997, 26,5 п.л. (В соавторстве, лично автора - 13 п.л.)
31
7. Информационно-оптимальные методы в физике и обработке экспериментальных данных. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1992, 9,1 п.л. (В соавторстве, лично автора - 1,1 п.л.)
8. К проблемам создания региональных кадастров недвижимо-сти//Информационный бюллетень АСК "Земля Нижегородская", 1997, № 4, 0,35 п.л.
9. Совершенствование арендных отношений в системе управления земельными ресурсами// Информационный бюллетень АСК "Земля Нижегородская", 1998, № 1, 0,35 п.л. (В соавторстве, лично автора - 0,17 п.л.)
10. Совершенствование управления земельными ресурсами. Материалы научно-практической конференции "Ресурсы региона: пути и методы их эффективного использования". - Нижний Новгород. Изд-во ВВАГС, 1999 (в печати). (В соавторстве, лично автора - 0,5 п.л.)
11. Технологии повышения профессионализма государственных служащих. Научный отчет. ВНТИ Центр, 02.9.80.003842. Изд-во ВВАГС, 1997, 7,9 п.л. (В соавторстве, лично автора - 0,6 пл.)
32
Описание предмета: «Региональное правотворчество»Региональное правотворчество - совокупность правовых норм регулирующих, деятельность регионов по руководству
обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в
виде общеобязательных правил - правовых норм.
Литература - Принципы управления общественными финансами на субнациональном уровне. – М.: КомКнига, 2005. – 176 с.
- М.А. Ананьев, М.В. Бутяйкин, С.М. Имяреков. Механизм управления финансовыми ресурсами в сельскохозяйственных кооперативных организациях. – М.: Академический Проект, 2006. – 160 с.
- В.В. Цыганов, С.Н. Бухарин. Информационный менеджмент. Механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. – М.: Академический Проект, 2009. – 512 с.
- Механизмы управления организациями социально-культурной сферы в трансформируемой экономике России. – М.: СПбГУП, 2010. – 224 с.
- М.А. Пономарева. Совершенствование экономического механизма управления устойчивым развитием в российских регионах. – М.: Содействие - XXI век, 2011. – 244 с.
- Представительная власть в России: История и современность. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 592 с.
- Управление земельными ресурсами. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010. – 176 с.
- Руслан Шафеев. Современные земельные отношения в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 236 с.
- Светлана Домнина. Общественное благосостояние на региональном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 196 с.
- Р.В.Колесов. Совершенствование бюджетного процесса на региональном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 284 с.
- Александр Анисимов. Организационно-функциональный механизм управления денежными потоками. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 328 с.
- Ольга Трофимова. Управление молодежными организациями на муниципальном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 116 с.
- Евгений Сальников. Профилактика экстремизма на региональном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 152 с.
- Рифат Жамалетдинович Сираждинов und Ксения Владиславовна Ушнурцева. Управление государственными и муниципальными земельными ресурсами. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 164 с.
- Маргарита Цибульникова. Оптимизация управления природопользованием на региональном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
- Виктор Гречихин und Александр Нужный. Управление земельными ресами в РФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 124 с.
- Мария Соломко. Бюджетный процесс на региональном уровне. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 256 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|