Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Организационно-экономические аспекты совершенствования земельных отношений в регионе

Экономика регионов

 

ЛЕППКЕ Олег Борисович

Организационно-экономические аспекты совершенствования земельных отношений в регионе

(на материалах Московской области)

 

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (сельское хозяйство)

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 1999

Диссертационная работа выполнена во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики

Научный руководитель:

доктор экономических наук, член-корреспондент РАСХН Петриков А.В.

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН Лойко П.Ф., кандидат экономических наук Кресникова Н.И.

Ведущая организация - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве

Защита диссертации состоится 6 июля 1999 года в 14 часов

на заседании диссертационного совета К.020.34.01

во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики

по адресу: 103064, г. Москва, Б.Харитоньевский пер., 21,

Всероссийский институт аграрных проблем и информатики (ВИАПИ)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского института аграрных проблем и информатики.

Автореферат разослан «

1999 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Т.И.Леонова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На современном этапе земельной реформы важнейшей политической и социально-экономической задачей при выборе стратегии и тактики дальнейшего развития земельных отношений, в том числе в аграрной сфере, является поиск методов их совершенствования, способных обеспечить повышение эффективности использования земельных ресурсов.

Успешное решение этой задачи зависит от надежности научного обоснования целого ряда проблем, характерных для переходной экономики, в числе которых наибольшую актуальность имеют создание адаптированной к особенностям региона системы регулирования земельных отношений, формирование системообразующих элементов земельного рынка и его инфраструктуры. Однако в настоящее время комплексные разработки в этой области практически отсутствуют, поскольку сама проблема регулирования земельных отношений на уровне региона возникла сравнительно недавно в процессе осмысления и аналитической оценки первого этапа земельной реформы.

В рамках настоящего исследования не представляется возможным дать развернутые предложения по решению всей совокупности правовых, социальных, экономических, организационных и технических проблем, связанных с региональным аспектом совершенствования земельных отношений. Каждая из названных групп проблем требует специального рассмотрения^ Основное внимание сосредоточено на исследовании организационно-экономических механизмов региональной земельной политики. Обусловлено это тем, что по мере продвижения реформ значительно усиливается роль регионов в формировании собственной земельной политики, соответствующей уровню их социально-экономического развития, природным, историческим и национальным особенностям. Особенно заметна тенденция к региональной дифференциации в аграрном секторе, на функционировании которого указанные факторы оказывают существенное влияние.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение и развитие теоретических и методологических особенностей земельных отношений в Московском регионе и разработка организационных и экономических мероприятий по их совершенствованию на современном этапе земельной реформы с учетом региональной специфики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить теоретические (научные) основы, сущность и содержание земельных отношений на современном этапе их развития.

2. Рассмотреть историко-экономические аспекты формирования и развития земельных отношений в России и их регулирования в зарубежных странах.

3. Провести анализ изменений, произошедших в системе земельных отношений в Московском регионе на первом этапе реформы; дать оценку их влияния на экономические и социальные процессы в регионе; выявить основные организационно-экономические проблемы дальнейшего их развития и совершенствования .

4. Определить методологические подходы к выработке региональной стратегии и, тактики дальнейшего совершенствования земельных отношений в аграрном секторе на основе природно-хозяйственного зонирования территории, становления и развития земельного рынка и его инфраструктуры.

Объекты исследпиаичя. Объектом исследования является организационно-

экономический механизм регулирования земельных отношений, закономерности их формирования и функционирования. Базовым объектом для разработки концептуальных и научно-методических положений, обоснования конкретных предложений является агропромышленный комплекс Московской области.

Методика исследований базируется на использовании достижений отечественного и зарубежного опыта, концептуальных и программных документах Правительства Российской Федерации, Россельхозакадемии и ее научных учреждений экономического профиля; действующем земельном и аграрном законодательстве, нормативных и правовых актах федерального и областного уровня; отчетных и статистических материалах федеральных ведомств, областного управления сельского хозяйства; постановлениях, решениях и нормативных актах областной администрации; собственных расчетах автора.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1. Исследованы сущность и содержание земельных отношений на современном этапе, история их развития в России и зарубежных странах. Теоретически обосновано и сформулировано понятие сущности и содержания земельных отношений как специфической подсистемы общественных отношений, выполняющей особую целевую функцию.

2. Выявлены особенности земельных преобразований в аграрном секторе Московской области, которые определяются особым режимом природопользования, необходимостью сохранения баланса между сельскохозяйственными, лесохозяйственными и урбанизированными территориями, экологической целесообразностью развития и размещения производительных сил аграрного сектора по территории области, многофункциональностью земель сельскохозяйственного назначения, крайне неравномерной землеобеспеченностью населения, различиями в обустройстве территории производственной и социальной инфраструктурой и диспропорциями в уровне хозяйственного освоения территории.

3. Разработана система административно-правовых и экономических методов регулирования земельных отношений, основой которой является экономический механизм, дополняемый правовым механизмом и механизмом административного управления, функционирование системы обеспечивается подсистемами: правового и методического обеспечения; научно-технического обеспечения - планирование использования земель, зонирование территории, оценка земель, землеустройство и т.д.; информационно-аналитического обеспечения - земельный кадастр, мониторинг земель, инвентаризация земель и т.п.

4. Теоретически разработана и апробирована на районах Московской области методика зонирования территории и дифференцированного подхода к регулированию земельных отношений в каждой зоне. Предложены направления использования системы зонирования при формировании региональной земельной политики, которые позволяют на научной основе разрабатывать комплексные программы дальнейших институциональных и земельных преобразований дифференцированных по территориям, темпам и срокам; определить приоритетные организационно-правовые формы хозяйствования и структуру земельной собственности в зависимости от функционального предназначения конкретной территории и ее природных и социально-экономических особенностей.

5. Изучено состояние земельного рынка в Московской области и разработаны конкретные предложения по его развитию, формированию рыночной инфраструктуры. Предложена принципиальная схема формирования земельного рынка и развития его инфраструктуры, предусматривающая создание системообразующих рыночных структур - земельного банка, страховых компаний, государственного регионального земельного фонда, государственного предприятия по землепользованию и земельному кадастру и других элементов его

инфраструктуры, а также введение в механизм рынка системы антимонопольных мер с целью защиты земель сельскохозяйственного назначения.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволяют обеспечить научную и методологическую основу для выработки земельной политики, стратегии и тактики дальнейшего развития земельной реформы и совершенствования земельных отношений на уровне субъекта федерации с учетом местных природно-хозяйственных, социально-экономических и других условий, разработки региональных комплексных программ, подготовки правовых и нормативных актов.

Апробация и реализация результатов исследований. Основные положения диссертации являются итогом многолетней работы автора по данной проблеме и неоднократнр докладывались на международных и Всероссийских конференциях и семинарах по проблемам земельных отношений. Результаты исследования были использованы при подготовке ряда аналитическо-информационных материалов и предложений по совершенствованию земельных отношений для областных и федеральных органов государственной власти.

Автор принимал участие в подготовке ряда нормативных актов областной администрации по вопросам реформирования аграрного сектора и проекта целевой областной программы развития земельной реформы в Московской области на 1999-2005 годы. Основные положения диссертации опубликованы в 20 работах объемом 14,1 п.л.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 160 страницах и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 116 наименований и 20 приложений. Диссертация содержит 3 схемы, 15 таблиц и 6 картосхем.

Во введении обоснована актуальность темы, состояние ее изученности, сформулированы цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна диссертации, ее практическая значимость.

В первой главе "Теоретические основы реформирования земельных отношений" изложены сущность и содержание земельных отношений и их специфика в аграрной сфере, роль и место собственности в системе земельных отношений. Рассмотрены историко-экономические аспекты развития земельных отношений в России и опыт развития отношений собственности на землю в зарубежных странах.

7

Во второй главе "Земельные преобразования в Московской области" дается анализ нормативно-правовой базы региона в области регулирования земельных отношений, ее особенностей в сравнении с федеральным законодательством. Подводятся основные итоги земельных преобразований в аграрном секторе региона. Анализируются изменения в структуре земельного фонда и его качественном состоянии, в структуре земельной собственности и системе землепользования. Рассматриваются экономические результаты проводимых преобразований. Выявлены основные факторы, влияющие на их эффективность. Обоснована объективная необходимость учета региональной специфики в выборе стратегии и тактики реформирования земельных отношений.

В третьей главе "Основные организационно-экономические проблемы и направления, дальнейшего совершенствования земельных отношений" рассматривается методологическая база для определения стратегии и тактики дальнейшего развития земельной реформы в регионе, приоритетных форм земельной собственности и организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий. Рассмотрены особенности механизма экономического регулирования земельных отношений и проблемы его совершенствования. Даны концептуальные предложения по активизации рыночного перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, формированию инфраструктуры земельного рынка. Конкретные выводы и предложения даются по ходу анализа. В наиболее обобщенном виде они представлены в заключительной части работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Теоретическую основу разработки проблемы совершенствования земельных отношений составляют сформулированные в диссертации положения о сущности и содержании земельных отношений в аграрной сфере, где они являются основой функционирования различных форм хозяйствования.

В специальной литературе не сложилось однозначного понятия сущности и содержания земельных отношений и системы их регулирования, что выражается в противоречивости формулировок и свидетельствует о необходимости углубления теоретических исследований в этой области.

Анализ различных определений и понятий земельных отношений и системы их регулирования показал, что в них не всегда учитывается их сложность и

многоаспектность проблемы. Как правило, они рассматриваются с экономико-юридической точки зрения. Вместе с тем, в условиях радикальных экономических преобразований резко возросло значение социального и экологического факторов, которые в значительной степени определяют особенности преобразования земельных отношений, их роль и место в системе общественных отношений

Рассмотрение земельных отношений в их различных аспектах, природы их возникновения в органической связи с отношениями собственности позволило придти к выводу, что, формируясь в соответствии с идеологическими и политическими принципами государственного устройства, определяющими облик социально-политической системы общества, земельные отношения по своей сущности представляют собой совокупность правовых, экономических, социальных, природно-ресурсных и экологических отношений, возникающих между обществом и его членами ,в процессе использования земельных ресурсов и управления ими. Это определение,1 на наш взгляд, более полно отражает сущность и содержание земельных отношений как специфической подсистемы общественных отношений (рис. 1).

Такое понимание сущности земельных отношений позволяет сделать вывод, что ни одно государство при любых политических и экономических условиях не может существовать и нормально функционировать как социально-политическая система без управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений. Причем это условие обязательно не только для реализации одной из главнейших функций государства - реализации права как верховного собственника земли (суверена), но и для поддержания и развития общегосударственной производственно-экономической структуры общества и ее системообразующих элементов, среди которых важнейшее место занимают земельные отношения. В рыночных условиях это регулирование осуществляется с помощью действенных инструментов государственной экономической политики.

В общем виде функция экономического регулирования заключается в специальном и целенаправленном воздействии на субъекты земельных отношений с целью стимулирования эффективного использования и охраны земель и экономической корректировки конъюнктуры земельного рынка (рис.2).

Рис I ПЛОК-СХЕМЛ СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рис. 2 Основные элементы системы регулирования земельных отношений

11

В процессе исследования на большом массиве фактических данных проведены анализ и обобщение практических результатов реформы земельных отношений в Московской области. Рассмотрены и проанализированы формальные и экономические результаты проводимых преобразований. Выявлены основные негативно действующие и требующие устранения, или корректировки факторы, влияющие на эффективность земельных преобразований.

В методологическом плане это позволило выявить факторы, которые непосредственно или опосредованно влияют на характер формирования региональной земельной политики, направления совершенствования земельных отношений и методы их регулирования, обосновать объективную необходимость учета региональной специфики в выборе стратегии и тактики дальнейшего совершенстврвания земельных отношений и конкретные методы реализации земельной реформы на региональном уровне.

Московская область представляет собой уникальный, народнохозяйственный комплекс. На территории в 47 тыс. кв. км проживает 15,7 млн. человек (10,6% населения РФ). По уровню урбанизации область превосходит все области Российской Федерации. Доля городского населения составляет 79,4%. При средней плотности населения в 320 человек на 1 кв. км на одного жителя (с г. Москвой) приходится 0,30 га территории, в т.ч. около 0,07 га пашни, что в 10 раз меньше, чем на одного жителя в центральных районах России. В связи с высокой антропогенной нагрузкой, с каждым годом возрастает острота экологической ситуации.

В сельском хозяйстве функционируют предприятия индустриального типа по производству молока, мяса, яиц. Производимая ими продукция и сейчас продолжает определять продовольственный баланс региона. Сложившиеся в области формы хозяйствования и расселения обусловливают в центральных районах отсутствие или незначительность фонда перераспределения земель, в связи с чем не всегда представляется возможность полностью удовлетворить потребность даже сельских жителей в расширении приусадебных участков и индивидуальном жилищном строительстве. Среднерайонная земельная доля для бесплатной передачи в собственность работникам реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий составляет от 0,44 до 1,0 га в 50-тикилометровой зоне от г. Москвы, до 5-6 га в отдаленных районах.

12

Сложность проведения реформы в Подмосковье связана с выполнением областью функций столичного региона, высокой насыщенностью объектами федерального значения, крайней неравномерностью сельского расселения и развития сельской инфраструктуры.

Происходящие в области земельные преобразования существенно отразились на структуре земельного фонда и землепользования. Основные изменения происходили в период с 1991 по 1996 годы. В связи с этим анализ процесса земельных преобразований в области ограничен указанным периодом. (Табл.1).

Чтобы оценить масштабность произошедших перемен в структуре собственности достаточно отметить, что в настоящее время в области 80% хозяйств представляют собой акционерные общества, товарищества, кооперативы. Государственный сектор занимает около 20%, и представлен, в основном, предприятиями федеральной собственности (67% от общего числа). На первом этапе преобразований земельных отношений в собственность и пожизненное наследуемое владение 2,7 млн. граждан передано 352,7 тыс.га.

Одной из задач земельной реформы было создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Несмотря на всю сложность экономического положения, эта категория предприятий имеет достаточно устойчивую тенденцию к росту. Так, если в 1991 году таких хозяйств насчитывалось 830, то к 1998 году их количество достигло 6,6 тысяч с общей площадью более 74 тыс. гектаров, "что составляет свыше 4% всей площади земель сельскохозяйственных предприятий. При среднем по области размере крестьянского хозяйства в 11,5 га, минимальный составляет 0,36 га, максимальный - свыше 100 га.

Большая часть крестьянских (фермерских) хозяйств (90,0%) имеет площади до 20 гектаров. Многие крестьянские (фермерские) хозяйства не имея необходимой материально-технической базы, разоряются и прекращают свою деятельность. Начиная с 1992 года, несмотря на общий рост их числа, ежегодно прекращают свою деятельность от 1,5 до 2,0% хозяйств. Показатели деятельности крестьянских хозяйств в области остаются неизменными и соответствуют средним по России.

В ходе реорганизации совхозов и колхозов приватизировано свыше 961 тыс. гектаров земельных угодий. В итоге 241 тысяча работников бывших колхозов и совхозов, пенсионеры, работники социальной сферы стали собственниками

Таблица 1

Формирование структуры земельной собственности

в процессе реорганизации сельскохозяйственных

предприятий

14

земельных долей. В их собственность передано 85% сельскохозяйственных угодий и практически все имущество реорганизованных хозяйств.

Из общего числа собственников земельных долей имеют свидетельство о праве собственности свыше 225 тысяч, или 93%. Однако реального процесса движения земельных долей не наблюдается (Табл. 2).

Таблица 2 Распоряжение земельными долями

Всего собственников земельных

 

Передано в аренду с

 

Передано право пользования в уставные капиталы

 

В т.ч. с фиксацией в учредительных документах

 

Выделено для расширения личного подсобного х-ва

 

Передано в уставные капиталы организаций

 

В т.ч. с фиксацией в учредительных документах

 

договоров

 

долей

 

кол-во

 

%

 

кол-во

 

%

 

кол-во

 

%

 

кол-во

 

%

 

кол-во

 

%

 

кол-во

 

%

 

240,9

 

3751

 

1,6

 

3786

 

1,6

 

2

 

-

 

125

 

0,06

 

56797

 

23,6

 

1494

 

0,6

 

До настоящего времени остаются невостребованными 38,5 тысяч земельных долей (16%) на площади 143,9 тыс. гектаров. Из них временно передано для использования сельскохозяйственным предприятиям с оформлением соответствующих документов всего 17,3 тыс. гектаров, или 12% (3372 земельные доли, или 8,7%).

Из сказанного следует, что проведенная в 1992-1993 годах реорганизация колхозов и совхозов явилась лишь формальным изменением организационно-правовой формы. Трудности экономического характера только усугубили незавершенность институциональных преобразований в аграрной сфере области. В условиях экономического кризиса и диспаритета цен межотраслевого обмена эти преобразования не смогли оказать стимулирующего действия на улучшение использования земель и на экономический рост. В результате возросло лишь значение личных подсобных хозяйств. Сегодня они производят более 80% картофеля, 36% мяса, 27% овощей и 7% молока от общего объема производства этой продукции по области.

В настоящее время в области реально функционирует только рынок земельных участков, находящихся в собственности граждан. Рынок земли, находящейся в государственной собственности (продажа земельных участков, продажа права аренды земельных участков) пока не получил должного развития (Табл.3). Однако анализ сделок купли-продажи земельных участков в Московской области показывает, что развитие земельного рынка в Подмосковье идет

Таблица 3

РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

№ п/п

 

Сделки

 

1994 год

 

1995 год

 

1996 год

 

1997 год

 

с земельными участками

 

Кол-во сделок

 

Площадь (га)

 

Кол-во сделок

 

Площадь (га)

 

Кол-во сделок

 

Площадь (га)

 

Кол-во сделок

 

Площадь (га)

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

1.

 

Продажа земельных участкоп

 

10634

 

2171

 

8113

1591

 

3395

 

644

 

3000

 

600

 

 

 

органами нластп местного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самоупрапления гражданам и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

юридическим лицам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Сделки с иемельными участками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

между гражданами и

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

юридическими лицами 1. Всего:

 

29033

 

14179

 

68280

20289

 

76882

 

31002

 

81200

 

31000

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Купля-продажа

 

17042

 

5849

 

34689

3710

 

39302

 

3764

 

40200

 

5900

 

 

 

3. Наслсдонанне

 

-

 

-

 

-

 

-

 

16585

 

2458

 

18700

 

3500

 

 

 

4. Дарение

 

-

 

-

 

-

 

-

 

10358

 

918

 

10000

 

1000

 

 

 

5. Залог и другие сделки

 

-

 

-

 

-

 

-

 

10637

 

23862

 

11400

 

23860

 

16

опережающими темпами по сравнению с другими областями Центрального экономического района.

Московская область является бесспорным лидером среди российских регионов как по наличию земель, которые можно продавать на рынке, так и по количеству продаж. Так, объем сделок по купле-продаже земельных участков в области от общего их количества по России составляет 15%, прочих сделок - 14,5%.

Особенностью земельного рынка в области является его отчетливая поляризация. На территории области выделились четко ограниченные ареалы ажиотажного спроса на земельные участки и территории с вялым земельным оборотом, а чаще полным его отсутствием. Ажиотажный спрос наблюдается в пригородных районах, обладающих развитой инфраструктурой и хорошей доступностью.

Подводя итоги первого этапа земельной реформы применительно к

i Московской области, можно отметить, что основная его задача

широкомасштабная приватизация земель и переход к множественности форм земельной собственности -выполнена.

Осуществлены определенные институциональные преобразования. Получили развитие новые организационно-правовые формы организации хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, остались нерешенными многие проблемы, которые по существу относятся к первому этапу. Не проведено разграничение земель по уровням федеральной собственности и собственности области. Из-за этого не решена другая задача - образование муниципальной земельной собственности. Фактически не задействован экономический механизм регулирования земельных отношений. В этой сфере общественных отношений все еще преобладающими остаются административные методы.

Формирование земельного рынка сдерживается низкими ценами, отсутствием оценки земель, имеющей в своей основе объективные критерии, неполнотой и противоречивостью правовой и нормативной базы. Отрицательно сказываются отсутствие кредитно-финансовых инструментов и институтов, сочетающих интересы государства, кредитных учреждений с интересами землевладельцев и землепользователей, неразработанность правовой защиты рыночных сделок с землей, отсутствие соответствующих институтов земельного

17

рынка - земельного банка, специального земельного нотариата, системы страхования и других.

Другим не менее важным выводом из анализа преобразований в области является то, что на переходном к рыночным отношениям этапе, к тому же в условиях системного экономического кризиса, за государством объективно должна сохраняться не только административно-правовая регламентация аграрных и земельных отношений, но и осуществление управленческих и других воздействующих функций, регулирующих и координирующих поведение хозяйствующих субъектов земельных отношений.

Наиболее эффективно эти функции на уровне региона могут быть реализованы на принципах планирования использования земель.

Исходя из этого в диссертации рассмотрены основные концептуальные подходы к | обоснованию содержания и направлений дальнейшего развития земельной реформы на региональном уровне с позиций территориального принципа управления этим процессом. В качестве методологической базы предлагается решать данную задачу в рамках природно-хозяйственного зонирования территории региона, учитывающего природно-ресурсныи потенциал, и уровень развития инфраструктуры различных зон области, факторы, лимитирующие сельскохозяйственное производство и др.

Наши исследования показали, что использование природно-хозяйственного зонирования территории при формировании региональной концепции земельной реформы, создании научно-методической и нормативной базы для ее осуществления позволяет более объективно учесть специфические условия региона и дает возможность подойти к научно обоснованному установлению баланса между сельскохозяйственными, лесохозяйственными и урбанизированными территориями, определению приоритетных форм хозяйствования и рационального их сочетания.

Анализируя процессы, происходящие в регионе, мы пришли также к выводу, что из всего многообразия задач следующего этапа земельной реформы на первый план выдвигается задача перехода к экономическим методам регулирования земельных отношений, с помощью которых можно реализовать принцип экономической заинтересованности и ответственности землевладельцев и землепользователей за рациональное использование и качественное состояние земель.

18

В результате проведенных исследований сформулированы основные принципы формирования эффективной системы стимулирования рационального использования земель и их охраны и даны конкретные предложения по совершенствованию системы экономического регулирования земельных отношений.

Введение экономических механизмов регулирования земельных отношений в качестве первоочередных мер требует совершенствования системы платного землепользования. Она включает в себя такие элементы, как:

земельный налог на собственников земельных участков и пользователей, включая прогрессивный налог за часть площади, превышающей установленные нормы предоставления земель в собственность; арендная плата с землепользователей-арендаторов земельных участков, находящихся в государственной либо муниципальной собственности; плата за приобретение прав на земельную собственность и права аренды; компенсационные выплаты (возмещение экономического вреда) на восстановление земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению; возвратные залоговые платежи при предоставлении во временное пользование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей; плата за изменение целевого назначения земель и др.

Детальное исследование земельного рынка в Московской области показало, что главной предпосылкой эффективного функционирования рыночного механизма в земельных отношениях является создание организационных структур, регулирующих рыночный оборот земельных участков. В диссертации изложены основные принципы формирования земельного рынка и развития его инфраструктуры.

Одним из важнейших элементов рынка является ипотека земельных участков. Увеличение числа земельных собственников, потребность в обустройстве и проведении мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель объективно вызывают необходимость создания системы кредитования под залог земли. Однако ипотечное кредитование не получает развития не только из-за отсутствия нормативно-правовой базы, но главным образом в связи с экономическим кризисом, обусловившим крайне низкую ликвидность земель сельскохозяйственного назначения, а также в связи с повышенным риском невозврата кредита банкам и потерей собственности сельскохозяйственными товаропроизводителями. Поэтому классическая форма ипотеки на переходном этапе

19

вряд ли может быть реализована. Нами разработана и предлагается, на наш взгляд, более приемлемая в данных условиях схема, обеспечивающая возврат кредита путем создания альянса кредитного учреждения с сельскохозяйственными товаропроизводителями, оптовиками и переработчиками.

Суть схемы заключается в том, что банк, учитывая финансовое состояние товаропроизводителя, строит свою систему кредитования начиная с конечного потребителя его продукции, формируя заказ под ее производство. Эта схема позволяет привлечь к процессу кредитования убыточных производителей.

Специфика земельного рынка в области обусловливается тремя факторами - демографией, экологией и экономической целесообразностью, необходимость учета которых при перераспределении земель сельскохозяйственного назначения , подразумевает и необходимость оказания на него определенного регулирующего воздействия при всей возможной свободе рынка. Однако с учетом развития частной формы земельной собственности представляется нецелесообразным, чтобы органы государственной власти региона непосредственно осуществляли прямое административное регулирование земельного рынка, кроме, разумеется, правового.

С учетом опыта других стран одной из важнейших, особенно в переходный период, системообразующих структур земельного рынка может выступать региональный Земельный фонд. Нами детально разработана принципиальная функциональная схема формирования и деятельности такого Фонда.

Общее направление деятельности Фонда регламентируется законодательством субъекта федерации. Основные задачи Фонда - содействие формированию земельного рынка и целенаправленное воздействие на рыночное пространство с целью экономической корректировки его конъюнктуры, содействие стабилизации земельного рынка, формирование ценовой политики и реализация политики структуризации землепользования; консолидация (укрупнение) земельных участков мелких землевладений.

Фонд путем выкупа земельных участков, их обмена и других операций на земельном рынке может способствовать созданию в перспективе компактных землепользовании крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, предотвратив тем самым лоскутное землеустройство.

В условиях недостаточности финансовых ресурсов для выполнения задач по охране и рациональному использованию земель представляется целесообразным

20

большую часть поступлений средств от сбора земельного налога аккумулировать также в Земельном фонде.

В случае создания Фонда он мог бы взять на себя следующие функции: ликвидацию последствий стихийных бедствий; строительство защитных сооружений и закладку лесных защитных насаждений; финансирование на возвратной основе работ по снижению страхового риска в районах, где затраты на мелиорацию и защитные мероприятия превышают затраты на производство сельскохозяйственной продукции и т.д.; финансирование разработки научной и проектной документации по осуществлению мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности использования земель и их охрану; полную или частичную компенсацию собственных затрат землевладельцев и землепользователей по осуществлению ими мероприятий по охране земель; погашение ссуд под указанные мероприятия или процентов за их использование и т.д. Большую роль Фонд может играть в развитии ипотеки путем оказания государственной гарантированной поддержки залогодателей. Формой поддержки ипотеки может быть полное поручительство перед кредитными учреждениями, а также обеспечение возмещения судебных издержек и процентов за пользование ипотечным кредитом и других расходов залогодержателя, связанных с отчуждением земельного участка. Причем, в случае полного поручительства земельные участки в счет неисполненного обязательства по ипотеке переходят в государственную собственность, передаются Фонду и реализуются им самим на рынке. Кроме того, такого рода поручительства Фонда будут способствовать существенному улучшению соотношения между величиной ипотечного кредита и стоимостью заложенного земельного участка (т.н. залоговой массой) до 50-60%, против 5-10% в настоящее время, что значительно расширит возможности залогодателей для инвестирования своего производства.

Основным рычагом воздействия Фонда на конъюнктуру земельного рынка должно стать преимущественное право покупки земель, в которых он нуждается для выполнения своих функций в качестве инструмента и проводника государственной земельной политики в сельском хозяйстве.

Как отмечалось ранее, с развитием рынка земли неуклонно растет объем услуг гражданам и юридическим лицам, необходимых для нормального гражданского оборота земли, государственной защиты прав граждан и юридических лиц на землю, что требует коренной реорганизации существующей системы в этой сфере земельных отношений. С учетом этого в диссертации предлагается и

21

обосновывается целесообразность создания государственного областного унитарного предприятия по землепользованию, землеустройству и земельному кадастру.

На это предприятие целесообразно возложить создание и ведение государственного земельного кадастра, оказание обязательных для граждан и юридических лиц услуг по изготовлению документации, необходимой для государственной регистрации прав на землю и сделок с ней. Рассматриваемое предприятие должно быть системообразующим. Частные землеустроительные предприятия, частные землеустроители смогут успешно работать в рамках единой системы, создаваемой этим предприятием. Основными же задачами госаппарата областной землеустроительной службы должны остаться управление землеустройством, включая земельный кадастр и мониторинг земель, и осуществление контроля за использованием и охраной земель. Это позволит повысить качество управленческой деятельности этих органов исполнительной власти и высвободить в год более 10 млн. рублей бюджетных средств, расходуемых на их содержание.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенные исследования позволяют сделать ряд обобщающих выводов и предложений.

1. В специальной литературе не сложилось однозначного понятия сущности и содержания земельных отношений и системы их регулирования, что свидетельствует о необходимости углубления теории и методологии проблемы с позиций экономической науки. Исследование земельных отношений в качестве специфической подсистемы общественных отношений позволяет сделать вывод, что, формируясь в соответствии с идеологическими и политическими принципами государственного устройства, определяющими облик социально-экономической системы общества, земельные отношения по своей сущности представляют собой совокупность правовых, экономических, социальных, природно-ресурсных и экологических отношений, возникающих между обществом и его членами в процессе распределения, использования и управления земельными ресурсами.

2. Многообразие региональных особенностей и различий, неравномерность социально-экономического развития территорий объективно обусловливают необходимость смещения центра тяжести аграрных, в том числе земельных

22

преобразований, в регионы. Степень этого смещения будет увеличиваться по мере развития федерализма и углубления процесса разграничения полномочий по предметам совместного ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

3. В методологическом плане региональная специфика аграрной и земельной реформ определяется сложившимся в регионе характером землепользования, природно-климатическими условиями, уровнем естественного плодородия почв, качественным состоянием земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, сложившейся структурой сельскохозяйственного производства, системой расселения сельского населения, степенью урбанизации территорий и развития социальной и производственной инфраструктуры. Не менее существенное значение имеют сложившиеся типы сельскохозяйственных предприятий и их организационно-правовые формы, современное состояние аграрной экономики, уровень эффективности использования сельскохозяйственных угодий, состояние земельного рынка и его инфраструктуры.

4. Исходя из факторов, определяющих специфику преобразования земельных отношений в регионе, методологической основой для выбора стратегии и тактики их дальнейшего совершенствования предлагается использовать природно-хозяйственное зонирование региона на основе учета и рационального использования природно-климатических, почвенно-климатических, экологических и иных условий, определяющих различия выделяемых ~зон и ареалов по особенностям ведения сельскохозяйственного производства. Такое зонирование территории региона позволяет на научной основе разрабатывать комплексные региональные программы реформирования, дифференцированные по темпам и срокам внутри региона.

5. Новый этап развития земельной реформы должен быть сориентирован на восстановление регулирующей функции государства, создание системы землепользования на основе более широкого использования механизмов аренды земли, перехода к экономическим методам регулирования земельных отношений. В переходный период система регулирования земельных отношений должна сочетать в себе как элементы рыночного саморегулирования, так и целенаправленное государственное регулирование способами и мерами, адекватными рыночной экономике.

23

6. На переходном этапе относительная активизация ипотеки может быть достигнута путем создания агропромышленного альянса, включающего банк, сельскохозяйственных товаропроизводителей, оптовых покупателей и переработчиков продукции. Система формирования заказов на производимую продукцию в счет погашения кредитов с конечного производителя позволяет снизить риск невозврата кредита залогодателем.

7. С учетом опыта других стран в качестве одной из системообразующих структур земельного рынка предлагается создание государственного регионального Земельного фонда, деятельность которого строится на принципах хозяйственной самостоятельности и регламентируется законодательством субъекта Федерации. В задачи Фонда входят: содействие формированию земельного рынка и целенаправленное воздействие на него с целью экономической корректировки

конъюнктуры, содействие стабилизации земельного рынка, формирование ценовой

i политики И политики структуризации землепользования; консолидация

(укрупнение) земельных участков мелких землевладений.

8. В целях улучшения инфраструктурного обеспечения земельного рынка рассматривается и обосновывается создание государственного унитарного предприятия по землеустройству и земельному кадастру, в задачи которого входят: создание и ведение государственного земельного кадастра; оказание обязательных услуг физическим и юридическим лицам по изготовлению документации, необходимой для регистрации прав на земельные участки и оформления сделок с ними; обеспечение единой технической политики в области землеустройства.

24

Список основных публикаций по теме диссертации

1. Рациональному землепользованию - надежную правовую основу. /Экономика сельского хозяйства России. №1. М.:1998. с. 22

2. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. /АПК: экономика, управление. №3. М.:1998. с.3-8

3. Регулирование земельных отношений и совершенствование земельного законодательства. /Достижения науки и техники АПК. №2. М.: 1998. с. 9-12

4. Вопросы совершенствования экономического механизма регулирования земельных отношений. /Проблемы современного управления в АПК. Материалы юбилейной научно-практической конференции. Воронеж, ВГАУ, 1998. с. 41-43. i

5. Экономические и правовые основы формирования и реализации государственной политики в области рационального использования и охраны земельных ресурсов. /Международный сельскохозяйственный журнал. №3. М.: 1998. с. 3-6

6. Проблемы правового регулирования земельных отношений на современном этапе. /Достижения науки и техники АПК. №3 М.: 1998. с. 4-7

7. Проблемы регулирования земельных отношений на

современном этапе. /Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. Т. 5. Москва, Санкт-Петербург. 1998. с. 228-236

8. Вопросы формирования экономико-правового механизма регулирования земельных отношений. /Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее: Никоновские чтения - 98. М.: 1998. с. 62-67

9. Экономико-правовой механизм регулирования земельных отношений. / Экономика сельского хозяйства России № 12. М.: 1998 с. 28

 


Описание предмета: «Экономика регионов»

К теоретическим истокам рыночной экономики прежде всего следует отнести региональный аспект экономической теории (политэкономии) . Только рассматривая экономику региона под углом зрения воспроизводственного процесса в целом, можно дать достоверные и экономические оправданные трактовки и объяснения различным процессам развития.

Изучение экономики региона невозможно без знания закономерностей воспроизводственного процесса в масштабах страны и присущих ему противоречий. Основное противоречие - противоречие между общественными потребностями и предпосылками их удовлетворения[8]. Суть этого противоречия и суть других противоречий регионального воспроизводственного процесса сегодня - в условиях рыночных отношений. При этом необходимо учитывать, что постоянный рост потребности в ресурсах предопределяет соответствующее изменение их структуры и качественных параметров, что, в свою очередь, может вызвать сдвиги как в структурной практике региональной экономики, так и в межрегиональных производственно-экономических связях. В то же время вследствие открытого характера экономики региона повышаются требования к качественным показателям межрегионального обмена и производственно-технического взаимодействия.

Успех разрешения противоречия между потребностью в ресурсах воспроизводства и возможностью их удовлетворения зависит от уровня развития производства, с одной стороны, и от зрелости рыночных отношений с другой. На первый взгляд отношения спроса и предложения складываются между отдельными субъектами отношений, однако в действительности они находятся под воздействием важнейших пропорций, обеспечивающих комплексное развитие хозяйства и адекватный социальный механизм, гарантирующий определенный уровень жизни населения и разрешение противоречий между рыночными отношениями и социальными интересами. Таким образом, экономика региона должна строиться прежде всего на политэкономическом осмыслении макроэкономических процессов при развитых рыночных отношениях.

Особое место в исследованиях экономики региона занимает экономическая география и регионолистика, которая изучает региональные факторы и условия формирования рынка.

Здесь можно выделить несколько направлений исследований, которые очень важны для понимания сути экономики региона.

Исследование географии производства и потребления и оценка сложившихся и вероятных в перспективе схем торгово-экономических связей. В этой плоскости экономическая география дает много полезного для изучения влияния различных факторов, и межотраслевые и межоперационные связи на характер размещения отдельных отраслей.

Наличие накопленных знаний позволяет исследователям в области региональной экономики не тратить время и средства для поиск первичной информации, а отталкиваться от уже достигнутого, интерпретируя полученные экономико-географические характеристики.

Другое направление - исследования в области рыночной структурной политики, ибо знание ее принципов позволяет понять особенности производственного и непроизводственного потребления, функционирования региональных рынков различного типа. Так, например, структурная политика в области форм собственности создает условия для их конкуренции, что является важнейшим фактором производства товаров, улучшения их качества и насыщения рынка региона. Структурная политика, касающаяся социально-экономического потенциала, влияет на формирование рынка недвижимого имущества, капитала, на структуру привлекаемых инвестиций, что в современных рыночных отношениях открывает путь к приватизации и вовлечению в рыночный оборот элементов социально-экономического потенциала региона.

Третье направление связано с комплексным рассмотрением влияния природно-климатических и ресурсных условий на развитие и размещение производительных сил и их пространственную организацию. Эти знания необходимы для определения потенциальных партнеров на рынках сырьевых ресурсов при построении возможных схем межрегионального обмена в целях формирования стабильных баз обеспечения технологических межрегиональных цепочек комплексной переработки этих ресурсов. Что касается информации о природно-климатических условиях, то она может быть использования для определения характера их влияния на объем, структуру и предъявляемые требования к качеству товаров и услуг.

Региональная экономика в значительной степени базируется на результатах демографических исследований, без знания которых невозможно прогнозирование развития и функционирования потребительского рынка: емкость рынка и товарную структуру можно определить лишь исходя из абсолютной численности и структуры населения, так как каждая его группа предъявляет свои требования к объему и ассортименту товаров и услуг. Другой аспект этих исследований связан с распределением населения по территории региона. Знание таких факторов, как людность населенных пунктов, коэффициент близости между ними, отдаленность населенных пунктов от главных транспортных путей, регулярность и надежность транспортного сообщения между населенными пунктами, позволяет обосновать схемы рыночного «тяготения» населения, разработать единую комплексную схему размещения как оптовых, так и розничных предприятий.

Экономика региона затрагивает области и других наук о регионе: экономические аспекты региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии и т.д.

В целом место экономики региона в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной стороны, экономика региона входит в систему наук о регионах. С другой стороны, региональная экономика принадлежит системе экономических наук. Особенность определения места региональной экономики в системе экономических наук заключается в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и собственный объект изучения, она занимается еще и региональными аспектами экономической жизни. Поэтому ее «побеги» проникают в почву других областей экономической науки.

В структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого ядра научных знаний. Экономика региона может стать третьим полюсом[9].

Литература

  1. Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 112 с.
  2. В.В. Кузнецов, В.Н. Конобеев, Ю.В. Конобеев, И.В. Кузнецов. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы. – М.: Мини-Тайп, 2007. – 656 с.
  3. С.В. Козлова. Развитие земельно-имущественных отношений в городах. – М.: Наука, 2007. – 184 с.
  4. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 320 с.
  5. Ю.В. Скворцов. Организационно-экономические вопросы в дипломном проектировании. – М.: Высшая школа, 2006. – 400 с.
  6. Г.А. Остапенко, Е.А. Мешкова. Информационные операции и атаки в социотехнических системах. Организационно-правовые аспекты противодействия. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. – 208 с.
  7. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 264 с.
  8. Ю.М. Алпатов. Землепользование в России и особенности правового регулирования земельных отношений в городе Москве. – М.: Юркомпани, 2010. – 592 с.
  9. М.Х. Вахаев. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. – 368 с.
  10. Международные отношения в Центральной Азии. События и документы. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 552 с.
  11. М.Х. Вахаев. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. – М.: Юридический центр, Юридический центр, 2006. – 368 с.
  12. Карл Иоганн Родбертус-Ягецов. Земельные отношения в Римской империи. – М.: Либроком, 2012. – 100 с.
  13. Руслан Шафеев. Современные земельные отношения в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 236 с.
  14. Константин Павлов. Эколого-экономические процессы в регионе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 380 с.
  15. Дмитрий Хлопцов. Земельные отношения в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 312 с.
  16. Вахаев М.Х. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Юридический Центр, 2015. – 410 с.
  17. Н.Н. Аверьянова. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации. Монография. – М.: Юстицинформ, 2017. – 264 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Совершенствование процесса подготовки строительства объекта
Военная кафедра
Диплом
97 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Мария (Москва)
Ирина, спасибо Вам огромное! Работа после вашего сопровождения замечательная, то, что надо! Надеюсь, что перевод на ваш счет уже дошел. Еще раз спасибо, и если можно, то как-нибудь обращусь за помощью еще. Всего доброго, желаю успехов во всем