Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовое регулирование

Административное право

 

МВД РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КОРЯКОВЦЕВ Юрий Николаевич

Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовое регулирование

 

 

Специальность 12.00.02 -

конституционное право,

государственное управление;

административное право;

муниципальное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Санкт-Петербург 1999

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Диссертация посвящена теоретическому и организационно-правовому анализу функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и проблем административно-правового регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена важностью и сложностью вопросов обеспечения пожарной безопасности в современной России и зависит от ряда обстоятельств.

Пожары представляют собой одно из разрушительных явлений, постоянно сопровождающих развитие человеческой цивилизации. С давних времен последние причиняют значительный, порой невосполнимый ущерб живой природе и обществу, его достоянию, материальным и духовным ценностям.

Осложнение пожароопасной обстановки в современных условиях связано с развитием научно-технического прогресса, появлением новых технологий, техники и оборудования, широким использованием легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов, повышением риска возникновения аварий и катастроф, сложностью политических и экономических проблем, ростом преступности, социальными конфликтами и противоречиями. Эти и многие другие факторы неизбежно приводят к возрастанию количества пожаров и увеличению социально-экономического ущерба от них. Только в 1997 году в Российской Федерации произошло около 274 тыс. пожаров, потери от которых составили более 21 млрд. рублей. В результате пожаров погибло 13 824 человека и пострадало 14 719 человек1.

Обострение ситуации связано с отсутствием отлаженной системы обеспечения пожарной безопасности, с низкой результативностью осуществления возложенных на нее задач и функций, со снижением уровня научного и технического сопровождения указанной деятельности. Этому способствует недостаточно последовательная политика государства, проводимая в данной области, а также сложность и неизученность характера и особенностей со-

1 См. Постановление Правительства Российской Федерации № 1044 от 05.09.98г. "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года". Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 38. Ст. 4806.

4

циальных взаимосвязей, складывающихся между различными категориями участников общественных отношений в процессе создания и сохранения устойчивого противопожарного состояния объектов обеспечения пожарной безопасности.

Недостаточное внимание уделяется правовым проблемам, возникающим в процессе осуществления деятельности по обеспечению пожаробезопасного состояния объектов различного назначения Научные исследования, проводимые в данной области, посвящены, в основном, отдельным проблемам правового регулирования деятельности подразделений пожарной охраны при выполнении возложенных на них функций Практически неисследованными остаются особенности административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области обеспечения пожарной безопасности. Отсутствуют и обобщающие правовые исследования проблем, возникающих в деятельности Российского государства и общества по созданию и поддержанию эффективного государственно-правового механизма, способного сохранить с достаточной степенью вероятности необходимый уровень пожаробезопасного состояния в пределах территориальных границ.

Такое положение дел заставляет постоянно искать новые, более совершенные пути и способы предупреждения пожаров, предотвращения и снижения количественных и качественных показателей ущерба от них, в том числе и путем проведения научных исследований в области правового регулирования общественных отношений, складывающихся в данной области.

Эти обстоятельства определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является комплексное исследование и анализ теоретических и практических вопросов, связанных с функционированием системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, и выработка предложений по совершенствованию административного законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в данной области.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- изучить сущность, определить критерии и сформулировать понятие пожаробезопасного состояния;

5

- исследовать систему обеспечения пожарной безопасности в 'Российской Федерации и дать характеристику составляющих ее "^элементов,

- раскрыть содержание обеспечения пожарной безопасности, охарактеризовать формы и методы этой деятельности;

- изучить состав административных правонарушений, посягающих на общественные отношения, складывающиеся в области пожарной безопасности, и дать характеристику административной ~ ответственности за их совершение;

- проанализировать законодательство Российской Федерации, " регулирующее общественные отношения в области пожарной безопасности, и выработать рекомендации по его совершенствованию.

Объект и предмет диссертационного исследования Объектом исследования является комплекс социальных взаимосвязей, складывающихся при функционировании системы " обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. ' Предмет исследования составляют содержание и элементы административно-правового регулирования общественных отношений в области пожарной безопасности ~' Методология и методы исследования

Методологической основой диссертационного исследования

явились достижения современной методологии теории государст-

'(ва и права, конституционного и административного права, а также

'J объективность, конкретность и многоаспектность социальных

" взаимосвязей, возникающих в области обеспечения пожарной

безопасности.

Для достижения целей исследования применяются общенаучные методы познания - анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, а также частно-научные методы логического, конкретно-социологического, структурно-функционального, сравнительно-правового, технико-юридического и системного анализа.

Нормативная основа исследования

Научные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, основаны на Конституции Российской Федерации, административном законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При анализе договорных отношений, возникающих в деятельности по обеспечению пожарной безопасности, используется ряд

правовых норм, установленных международными договорами и гражданским законодательством Российской Федерации. Исследование понятия, юридических признаков и состава правонарушений, наносящих ущерб общественным отношениям, складывающимся в области пожарной безопасности, проводится на основе отдельных правовых норм, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.

• В число правовых актов, составляющих нормативную основу диссертации, входят также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Теоретическая основа исследования

Анализ комплекса многочисленных общественных отношений, складывающихся в области обеспечения пожарной безопасности, определил необходимость обращения к трудам ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистов в области правоведения, теории управления, философии, социологии и пожарного дела.

Исследование механизма правового регулирования указанного круга общественных отношений построено на основе работ ведущих ученых в области юриспруденции: С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Л.И. Антоновой, В.К. Бабаева, В.М. Баранова. Д.Н. Бахра-ха, Ю.И. Гревцова, А.В. Зиновьева, О.С. Иоффе, В.Н. Карташова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, Л.А. Николаевой, В.П. Сальникова, В.Д. Сорокина, И.Е. Тарханова, P.O. Халфиной, Н.А. Чечиной и других.

Изучение особенностей социальных взаимосвязей, складывающихся между участниками правовых отношений в сфере безопасности и пожарной безопасности, основано на позициях, изложенных в работах С.Г. Аксенова, В.И. Антипова, С.Ю. Антонова, В.Г. Афанасьева, О.А. Белькова, С.С. Бородина, Н.Н. Брушлинского, А.И. Васильева, Я.И. Васильевича, В.Б. Гольцова, В.В. Гущина, С.В. Гущина, В.М. Дмитрука, А.Н Заливина, Н.Д. Казакова, Б.Э. Касымова, Ф.Е. Колонтаевско-го, B.C. Комиссарова, М.А. Лескова, В.В. Лысенко, И.Л. Петрухи-на, И.Е. Романова, О Ю. Ручкина, А.П. Рыжакова, И.В. Слепцова, С.В. Степашина, В.Г. Татаряна, В.И. Тепечина, М.Г. Шувалова, Н.Н. Щаблова и других авторов.

При проведении настоящего исследования использовались

сборники статей, научных трудов, материалы научно-практических конференций, периодических изданий имеющие теоретическое значение для диссертации

Научная новизна исследования

Диссертация представляет собой одно из первых монографических исследований административно-правовых проблем обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, направленное на развитие российского административного права и совершенствование практики его применения

Автором проведен комплексный анализ организационно-правовых основ обеспечения пожарной безопасности в современной России, исследованы содержание и особенности административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в данной области. При этом, обеспечение пожарной безопасности рассматривается как единое многоаспектное социально-правовое явление, регулируемое не только административным, но и другими отраслями права.

В процессе работы над диссертацией, на основе проведенного исследования нормативной и научной литературы по указанной проблеме, получены следующие результаты:

рассмотрено содержание и предложено новое правовое определение пожаробезопасного состояния;

сформулировано понятие и обоснован системный характер обеспечения пожарной безопасности;

дана характеристика противопожарного режима как комплексного правового режима, установленного и обеспеченного нормами различных отраслей права;

проведена классификация и рассмотрены особенности форм и методов обеспечения пожарной безопасности;

проведен анализ и дана оценка нормативно-правовых актов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, совершаемые в области пожарной безопасности;

разработаны и теоретически обоснованы предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации о безопасности, о пожарной безопасности и об административных правонарушениях.

Положения, выносимые на защиту.

Проведенное исследование позволило разработать, обосновать и вынести на защиту следующие положения:

1. Пожарная безопасность представляет собой динамически

устойчивое состояние, при котором объективно отсутствуют или исключаются причины и условия, способные вызвать неконтролируемое горение, а в случае возникновения последнего, прекращается его распространение и причинение ущерба окружающей среде, интересам личности, коллективов, общества и государства свойственными ему поражающими факторами и их вторичными проявлениями.

. 2. Обеспечение пожарной безопасности есть постоянный социальный процесс, представляющий собой подвижную систему социальных взаимосвязей, основной целью функционирования которой является создание и поддержание стабильного пожаро-безопасного состояния территорий, объектов и населенных пунктов. Обязательными компонентами этой системы являются субъекты обеспечения пожарной безопасности, объекты обеспечения пожарной безопасности и связи между ними.

3. Противопожарный режим представляет собой комплексный полиотраслевой правовой режим, под которым следует понимать устанавливаемый и обеспечиваемый нормами различных отраслей права порядок регулирования общественных отношений, определяющий условия для нормального функционирования элементов системы обеспечения пожарной безопасности в целях создания и поддержания необходимого уровня противопожарного состояния соответствующих объектов.

4. Деятельность субъектов обеспечения пожарной безопасности в зависимости от их правового статуса может выражаться в форме правотворчества, правоприменения, заключения различного рода правовых договоров и совершения иных юридически значимых действий, а также в форме проведения организационных мероприятий по предупреждению и тушению пожаров, совершения материально-технических действий.

5. Цели и задачи, стоящие перед системой обеспечения пожарной безопасности, и осуществление ее субъектами возложенных функций достигаются с помощью технических и социальных методов воздействия, взаимосвязанных между собой и применяемых в различных сочетаниях, исходя из особенностей объектов обеспечения пожарной безопасности.

6. Административная ответственность за проступки в области пожарной безопасности представляет собой субъективную юридическую обязанность лица, признанного виновным в совершении указанного административного правонарушения, претерпеть установленные административным законодательством негативные

правовые последствия, связанные с восстановлением нарушенных общественных отношений, выраженную в применении к нему уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий и реализуемую посредством административных правоотношений материального и процессуального характера.

Субъектом административного правонарушения в области пожарной безопасности, а следовательно, и субъектом административной ответственности может быть только физическое лицо, обладающее общими, а в ряде случаев, и специальными признаками.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения и выводы в определенной мере развивают и дополняют разделы науки административного права, исследующие формы и методы государственного управления, содержание и основные черты административной ответственности, понятие, юридические признаки и состав административных правонарушений, проблемы кодификации административно-деликтного законодательства, а также организационно-правовой механизм государственного управления внутренними делами, в частности, обеспечением пожарной безопасности в Российской Федерации. -

Практическая значимость исследования состоит в выработке ряда предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации о безопасности, о пожарной безопасности и об административных правонарушениях.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; в деятельности предприятий, учреждений, общественных объединений; при проведении последующих научных исследований в области обеспечения пожарной безопасности; для повышения квалификации практических работников Государственной противопожарной службы МВД России и иных противопожарных формирований.

Материалы диссертации могут представлять определенный интерес для преподавателей отраслевых юридических дисциплин, докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей ученых степеней, а также для студентов юридических высших учебных

10

заведений и слушателей образовательных учреждений МВД России при изучении курсов «Административное право», «Муниципальное право», «Экологическое право», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности пожарной охраны», «Административная юрисдикция органов Государственной противопожарной службы МВД России» и др.

Апробация результатов исследования.

Отдельные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных научных работах автора. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, предложения и рекомендации прошли обсуждение и были одобрены на кафедрах административного права и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Материалы диссертации апробированы в учебном процессе при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий по учебным дисциплинам: "Административное право России" и "Экологическое право".

Основные понятия, выводы и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, сформулированные в результате исследования, нашли отражение в выступлениях диссертанта с научными сообщениями на: научно-практической конференции преподавателей, адъюнктов и соискателей "Приоритеты и пути научного сопровождения деятельности органов внутренних дел в свете современных требований МВД России" (Санкт-Петербург, 9 февраля 1996г.); межвузовской научно-практической конференции "Православие и правоохранительная деятельность в России" (Санкт-Петербург, 24 октября 1996г.); научной конференции докторантов, адъюнктов и соискателей "Проблемы теории и практики деятельности органов внутренних дел в условиях формирования правового государства" (Санкт-Петербург, 19 декабря 1996г.), международной научно-практической конференции "Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, проблемы теории и практики" (Санкт-Петербург, 20-21 марта 1997г.); международном научно-практическом семинаре "Современные технические средства безопасности зарубежных стран" (Санкт-Петербург, 23 апреля 1997г.), IV межвузовской научно-технической конференции "Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов" (Санкт-Петербург, 27 ноября 1997г.); междуна-

11

родной научно-практической конференции "Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс" (Санкт-Петербург, 9-10 апреля 1998г), заседании "круглого стола", проводимого в рамках III международной конференции "Экология и развитие Северо-Запада России" (Санкт-Петербург, 3 июля 1998г.); Ill международной конференции "Экология и развитие Северо-Запада России" (Санкт-Петербург, 5-9 июля 1998г.); V международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов" (Санкт-Петербург, 20 ноября 1998г.); международной конференции "Экологическая безопасность на пороге XXI века" (Санкт-Петербург, 30-31 марта 1999г.); международной научно-практической конференции "Право и экология" (Санкт-Петербург, 15 июня 1999г.).

Структура диссертации.

Цель и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается,выбор темы диссертации, ее актуальность; определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, раскрываются методология и методы исследования; характеризуются нормативная и теоретическая база диссертации, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту; указываются основные направления апробации результатов исследования.

Первая глава - "Пожарная безопасность и ее обеспечение" - состоит из двух параграфов.

Первый параграф-посвящен рассмотрению понятия и содержания пожарной безопасности.

Пожарная безопасность, наряду с другими видами безопасности, является необходимым условием стабильности существования, жизнедеятельности и прогрессивного развития Российского государства и общества.

Пожарная безопасность представляет собой состояние, противоположное пожароопасному По мнению диссертанта, пожарной опасности как виду опасного состояния свойственно наличие

12

двух критериев: потенциальной и реальной угрозы причинения ущерба объектам обеспечения пожарной безопасности поражающими факторами пожаров.

Потенциальной угрозой выступает возможность возникновения пожара, которая представляет собой совокупность условий и факторов, предметов материального мира, способных вызвать возгорание и последующее неконтролируемое горение. Потенциальная угроза возникновения пожара выражается наличием на определенной территории одного из следующих факторов: источника зажигания, горючей среды, путей распространения горения, либо их совокупности, а также причин и условий, способствующих образованию последних.

Моментом перерастания потенциальной угрозы в реальную является момент контакта источника зажигания с горючей средой при наличии кислорода воздуха в результате деятельности человека или без нее, и отсутствие при этом, или потеря в силу различных обстоятельств, контроля за возникновением и развитием горения. Указанный процесс по причине бесконтрольности своего развития и отсутствия противодействия, может повлечь за собой пожар, который является выражением реальной составляющей пожарной опасности.

Анализируя признаки пожара, диссертант предлагает рассматривать его как способное к самостоятельному распространению неконтролируемое горение, поражающие факторы и вторичные проявления которого причиняют ущерб окружающей среде, жизни, здоровью, собственности, осуществлению прав и свобод физических лиц, имущественным и иным интересам коллективных образований, общества и государства. При этом, под опасными факторами пожара и их вторичными проявлениями понимаются явления и процессы, негативное воздействие которых приводит к гибели, уничтожению, повреждению или-нанесению иного ущерба объектам обеспечения пожарной безопасности.

Наличие реальной или потенциальной угрозы, а равно совокупность этих угроз, представляет собой пожарную опасность, то есть состояние, предполагающее наличие объективно-существующей возможности возникновения, распространения пожара и негативного воздействия его факторов и их вторичных проявлений на людей, окружающую среду, а также на материальные и иные социальные ценности.

Напротив, пожаробезопасное состояние имеет место в случае отсутствия реальной или потенциальной составляющих пожарной

13

опасности, то есть, отсутствия самого неконтролируемого горения, способного к распространению и причинению ущерба присущими ему поражающими факторами, либо условий, факторов и предметов материального мира, способных вызвать возгорание и последующее неконтролируемое горение.

Обобщая материал, автор приходит к выводу, что пожарная безопасность представляет собой динамически устойчивое состояние, при котором объективно отсутствуют или исключаются причины и условия, способные вызвать неконтролируемое горение, а в случае возникновения последнего, прекращается его распространение и причинение ущерба окружающей среде, интересам личности, коллективов, общества и государства свойственными ему поражающими факторами и их вторичными проявлениями. '

Во втором параграфе рассматривается понятие и система обеспечения пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью социального процесса обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и в работе рассматривается как необходимое звено более общей системы. При этом, под обеспечением пожарной безопасности понимается совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с разработкой и реализацией мероприятий по созданию и поддержанию условий, при которых объективно отсутствуют или исключаются причины, порождающие неконтролируемое горение, либо, в случае возникновения последнего, ликвидируется негативное проявление присущих ему поражающих факторов и прекращается причинение ими ущерба окружающей среде, интересам личности, коллективов, общества и государства.

Исследуя механизм правового регулирования обеспечения пожарной безопасности, автор отмечает, что вышеуказанные общественные отношения,- в зависимости от характера взаимосвязей между их участниками, подвержены регулированию со стороны различных отраслей права. Поэтому, правовой основой обеспечения пожарной безопасности является совокупность правовых норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности.

Общественные отношения, возникающие в области обеспечения пожарной безопасности, по мнению диссертанта, представляют собой подвижную, изменчивую динамическую систему соци-

14

альных взаимосвязей, основной целью которой является создание и поддержание стабильного пожаробезопасного состояния территорий, объектов и населенных пунктов. Обязательными компонентами этой системы являются субъекты обеспечения пожарной безопасности, объекты обеспечения пожарной безопасности и связи между ними.

В зависимости от субъекта, выступающего организующим началом, в рассматриваемом круге общественных отношений существуют взаимосвязанные между собой государственная и общественная системы обеспечения пожарной безопасности, функционирование и взаимодействие которых направлено на выявление и эффективное противодействие реальной и потенциальной пожарной опасности. В связи с этим, организационной основой обеспечения пожарной безопасности являются специально создаваемые в целях выполнения функций в области пожарной безопасности государственные и негосударственные институты и образования с присущими им компетенцией, правами, обязанностями и ответственностью, -формами и методами осуществления своей деятельности в данной области.

Основным субъектом обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации является государство и его органы, поскольку данное направление деятельности законодательно устанавливается в качестве одной из важнейших функций последнего. Большинство задач, связанных с обеспечением пожарной безопасности в России возлагается на Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющую координацию и взаимодействие государственной и негосударственной систем обеспечения пожарной безопасности1.

Объекты обеспечения пожарной безопасности объединяются в три взаимосвязанные между собой группы: естественно-природные, технические и социальные. К последним относятся: жизнь, здоровье, собственность, права, свободы, иные законные интересы физических лиц; собственность, порядок управления, нормальное функционирование и иные законные интересы коллективных образований; жизнедеятельность, нормальное развитие, интересы, материальные и духовные ценности общества; национальные интересы, достояние, территория, собственность и

Федеральный закон № 69 от 21.12.94г "О пожарной безопасности". Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649.

15

институты государства, деятельность государственных органов

Функционирование системы обеспечения пожарной безопасности направлено на создание и поддержание необходимого уровня пожарной безопасности, под которым понимается показатель, характеризующий пожаробезопасное состояние и предполагающий баланс между наличием реальной или потенциальной угрозы причинения ущерба от пожара и возможностью, способностью субъектов обеспечения пожарной безопасности создать и сохранить динамически устойчивое по отношению к этим угрозам пожаробезопасное состояние.

Исследуя процесс осуществления системой обеспечения пожарной безопасности своих функций, автор обращает внимание, что одним из условий достижения и сохранения высокого уровня пожарной безопасности, одной из задач, стоящих перед этой системой, является соблюдение всеми участниками общественных отношений противопожарного режима, под которым в диссертации понимается устанавливаемый и обеспечиваемый нормами различных отраслей права порядок регулирования общественных отношений, определяющий условия для нормального функционирования элементов системы обеспечения пожарной безопасности в целях создания и поддержания необходимого уровня противопожарного состояния соответствующих объектов.

Противопожарный режим, по "мнению диссертанта, представляет собой комплексный полиотраслевой правовой режим, который определяется для каждого конкретного объекта обеспечения пожарной безопасности в отдельности и зависит от уровня пожарной безопасности, особенностей территории и технологических процессов, количества людей, объема материальных ценностей и других обстоятельств. При этом, характер противопожарного режима может изменяться в условиях повышения или снижения уровня пожарной безопасности.

В результате исследований, проведенных в первой главе, делается вывод о целесообразности совершенствования действующего в Российской Федерации законодательства о безопасности и о пожарной безопасности. Сформулированные при этом изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты представлены автором в заключении диссертации.

Вторая глава - "Основы административно-правового регулирования обеспечения пожарной безопасности" - состоит из двух параграфов.

16

В первом параграфе исследуются формы и методы обеспечения пожарной безопасности

Анализ общественных отношений, складывающихся при обеспечении пожарной безопасности, позволяет сделать вывод о многообразии форм и методов этой деятельности, в зависимости от характера осуществляющих ее государственных и негосударственных субъектов

Под формой обеспечения пожарной безопасности понимается внешнее выражение воздействия субъекта обеспечения пожарной безопасности на соответствующий объект в целях создания и поддержания необходимого уровня противопожарного состояния последнего Метод же обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность приемов и способов осуществления, реализации субъектом обеспечения пожарной безопасности возложенных функций, выполнения поставленных задач и достижения основной цели - сохранения необходимого уровня пожарной безопасности соответствующих объектов

Специфика задач и функций в области обеспечения пожарной безопасности, многообразие субъектов, входящих в систему обеспечения пожарной безопасности, порождает множество видов форм и методов данной деятельности

Автор подробно рассматривает основные виды внешнего выражения обеспечения пожарной безопасности и приходит к выводу, что указанная деятельность может выражаться в форме пра-вотворчества (издания нормативно-правовых актов), правоприменения (принятия решений по конкретным делам и спорам о праве, возникающим в процессе функционирования системы обеспечения пожарной безопасности), заключения различного рода правовых договоров и совершения иных юридически значимых действий, проведения организационных мероприятий по предупреждению и тушению пожаров, совершения материально-технических действий

Цели и задачи, стоящие перед системой обеспечения пожарной безопасности и осуществление ее субъектами возложенных функций достигаются с помощью технических и социальных методов воздействия, взаимосвязанных между собой и применяемых в различных сочетаниях, исходя из особенностей объектов обеспечения пожарной безопасности

Технические методы обеспечения пожарной безопасности направлены, в основном, на объекты живой и неживой природы и представляют собой совокупность методов предупреждения по-

17

жаров (к которым относятся способы предотвращения образования горючей среды способы предотвращения образования в горючей среде источников зажигания способы ограничения путей распространения горения) и методов тушения пожаров (к которым относятся способы обеспечения пожаротушения способы прекращения горения, способы защиты от поражающих факторов пожара)

Социальные же методы обеспечения пожарной безопасности направлены на общественные процессы, сознание и волю людей и представляют сочетание государственного и общественного убеждения, выраженного в определенных формах и принуждения, реализуемого посредством применения к субъектам общественных отношений, складывающихся при функционировании системы обеспечения пожарной безопасности, соответствующих мер принуждения вплоть до привлечения к различным видам юридической ответственности

По мнению диссертанта, совокупность форм и методов осуществления своей деятельности у различных субъектов обеспечения пожарной безопасности неодинакова Возможность применения тех или иных форм и методов зависит от правового положения последних и определяется для каждого субъекта его компетенцией Объем компетенции, наряду ,с иными элементами правового статуса, устанавливает виды и характер форм и методов, используемых для достижения целей, реализации задач и функций, стоящих перед конкретными субъектами обеспечения пожарной безопасности

Применение форм и методов обеспечения пожарной безопасности регулируется нормами различных отраслей права Административно-правовым же регулированием охватываются те из них, которые применяются преимущественно органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления (при воздействии на поведение людей и деятельность юридических лиц, не находящихся с ними в субординационном подчинении), а также должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, администрациями предприятий и учреждений (при воздействии на своих подчиненных), общественными объединениями и иными социальными образованиями (в отношении участников этих коллективов)

Деятельность перечисленных субъектов направлена на поддержание нормального функционирования различных подсистем обеспечения пожарной безопасности, на создание и сохранение

18

необходимого противопожарного режима и носит исполнительно-распорядительный, управленческий характер Складывающиеся при этом общественные отношения регулируются и охраняются, в большинстве своем, нормами административного права, соблюдение которых, при необходимости, обеспечивается государственным принуждением.

Одним из видов государственного принуждения является административное принуждение, которое реализуется путем применения к субъектам правоотношений, складывающихся в области обеспечения пожарной безопасности, мер административного принуждения. Данный вид государственного принуждения является гарантией и средством защиты общественных отношений, возникающих преимущественно в сфере государственного управления системой обеспечения пожарной безопасности.

Во втором параграфе представлена характеристика административной ответственности за правонарушения, совершаемые в области обеспечения пожарной безопасности.

Одним vis видов административного принуждения является привлечение участников общественных отношений к административной ответственности за нарушение ими правил поведения, установленных административно-правовыми нормами в области пожарной безопасности. Обобщая литературу по этому вопросу, последнюю можно рассматривать в нескольких аспектах.

Как правовое качество субъектов правоотношений, административная ответственность рассматривается как субъективная юридическая обязанность виновных в совершении административных проступков возместить нанесенный общественным отношениям ущерб и претерпеть меры административного взыскания в соответствии с действующим законодательством.

Как социально-правовое явление, административная ответственность рассматривается в качестве определенного круга урегулированных административно-правовыми нормами (материальными и процессуальными) общественных отношений, складывающихся по поводу совершения административного правонарушения. В процессе этих административных правоотношений их участники реализуют права и обязанности, установленные для них нормами административного права, в том числе и обязанность возместить нанесенный общественным отношениям ущерб и претерпеть меры административного взыскания в соответствии с действующим законодательством.

Как административно-правовой институт, административная

19

ответственность рассматривается в виде совокупности административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу совершения административных правонарушений, устанавливающих понятие и принципы административной ответственности понятие и составы административных проступков, правовое положение субъектов административной юрисдикции, порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п

Объединение этих подходов позволяет определить административную ответственность за правонарушения, допущенные в рассматриваемом круге общественных отношений, следующим образом Административная ответственность представляет собой субъективную юридическую обязанность лица, признанного виновным в совершении административного проступка в области пожарной безопасности, претерпеть установленные административным законодательством негативные правовые последствия, связанные с восстановлением нарушенных общественных отношений, выраженную в применении к нему уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий и реализуемую посредством административных правоотношений материального и процессуального характера.

При оценке нормативного основания соискатель, поддерживая взгляды доктора юридических наук, профессора В.Д. Сорокина1, обращает внимание на негативные тенденции, сложившиеся в законодательстве об административных правонарушениях. Первая тенденция заключается в рассредоточении норм об административной ответственности в федеральном законодательстве. Такое положение приводит к тому, что конкретные составы административных проступков и санкции за их совершение, а также порядок применения административных взысканий устанавливаются различными нормативными актами государственных органов как законодательной, так и исполнительной власти, минуя основной кодифицированный акт - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Тем самым, теряется значение кодифицированного правового акта, который должен содержать все составы административных правонарушений, а также исчерпывающий перечень правовых норм, регулирующих производство по делам об

1 См Сорокин В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности //Правоведение 1999. № 1. С. 46-54.

20

административных правонарушениях в Российской Федерации Вторая тенденция заключается в дублировании норм Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в соответствующих нормативно-правовых актах государственных органов субъектов Российской Федерации.

Фактическим основанием административной ответственности в области пожарной безопасности является совершение административного проступка Диссертант поддерживает позиции ученых, понимающих под административным проступком виновно совершенное противоправное деяние, посягающее на охраняемые нормами административного права общественные отношения (складывающиеся, в данном случае, при функционировании системы обеспечения пожарной безопасности), за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Анализируя юридические признаки и конструктивные особенности составов административных проступков, совершаемых в области пожарной безопасности, автор приходит к выводу, что субъектом административного правонарушения в области пожарной безопасности, а следовательно, и субъектом административной ответственности может быть только физическое лицо, обладающее общими, а в ряде случаев и специальными признаками.

В случае же привлечения к административной ответственности юридических лиц, изменяется само содержание ответственности, поскольку теряется такое присущее конкретному правонарушителю правовое качество, как субъективная юридическая обязанность претерпеть правовые последствия в связи с совершением правонарушения. Напротив, эта обязанность возникает у лиц, невиновных в совершении административного проступка. Прослеживается несоответствие между субъектом административного правонарушения и субъектом административной ответственности

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административная ответственность юридического лица представляет собой законодательно-закрепленный механизм ухода от ответственности конкретного виновного в совершении административного правонарушения, нарушение принципа ответственности за вину, закрепление в административном законодательстве объективного вменения и ущемление, в связи с этим, прав физических лиц, не совершавших противоправного деяния1

Мерой административной ответственности за совершение ад-

См. Сорокин В.Д Указ. соч. С. 50-54

21

министративных правонарушений в области пожарной безопасности являются административные взыскания1, применяемые к правонарушителям уполномоченными государственными органами и их должностными лицами К административным взысканиям, предусмотренным за совершение проступков в данной области, относятся предупреждение, штраф, а также, в некоторых случаях, отзыв лицензии на осуществление деятельности в области обеспечения пожарной безопасности Эффективное сочетание и применение данных административных взысканий в соответствии с принципами неотвратимости и справедливости юридической ответственности способствует профилактике административных проступков в области пожарной безопасности, что, в конечном итоге, ведет к устойчивости и сохранению противопожарного режима, к успешному предупреждению пожаров, предотвращению и снижению ущерба от них

В результате исследований, проведенных во второй главе, диссертант приходит к выводу о необходимости совершенствования федерального законодательства об административной ответственности за совершение административных проступков в области пожарной безопасности. Сформулированные при этом изменения и дополнения в федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях представлены в заключении диссертации

В заключении подводятся итоги диссертации, излагаются основные выводы полученные в результате проведенного исследования, формулируются предложения по совершенствованию действующего в Российской Федерации законодательства о безопасности, о пожарной безопасности и об административных правонарушениях.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Особенности административно-правового регулирования деятельности пожарной охраны // Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России' проблемы теории и практики Материалы международной научно-практической конференции Санкт-Петербург, 20-21 марта 1997 года Часть 2 СПб. Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997 0,3 п л

22

2 К вопросу о понятии пожарной безопасности // Экология и развитие Северо-Запада России Тезисы научных докладов 3-й Международной Конференции Санкт-Петербург, 5-9 июля 1998 года СПб Международная Академия наук экологии безопасности человека и природы, 1998 0,2 п л

3 Информация как объект обеспечения пожарной безопасности // Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов Материалы Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург, 20 ноября 1998 года Часть 1 СПб Санкт-Петербургский Университет МВД России, 1998 0,3 п л

 

4 Природная среда как объект обеспечения пожарной безопасности // Экологическая безопасность на пороге XXI века Тезисы докладов международной конференции Санкт-Петербург, 30-31 марта 1999 года СПб Издательство ВСЕГЕИ (Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Российская академия наук, Фонд им В И Вернадского), 1999 0,2 п. л.


Описание предмета: «Административное право»

Административное право - Отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

Литература

  1. В.С. Ложкин. Памятка-инструкция для ответственного за обеспечение пожарной безопасности офисных помещений по выполнению возложенных на него ежедневных обязанностей. – М.: Безопасность труда и жизни, 2006. – 16 с.
  2. В.С. Ложкин. Памятка-инструкция для ответственного за обеспечение пожарной безопасности производственных помещений по выполнению возложенных на него ежедневных обязанностей. – М.: Безопасность труда и жизни, 2006. – 16 с.
  3. Ю.М. Михайлов. Пожарная безопасность в офисе. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – 144 с.
  4. Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности. – М.: ДЕАН, 2001. – 176 с.
  5. А.В. Мадьярова. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в механизме уголовно-правового регулирования. – М.: Юридический центр, 2002. – 406 с.
  6. Ю.М. Михайлов. Пожарная безопасность медицинского учреждения. – М.: Альфа-Пресс, 2012. –  с.
  7. Ю.М. Михайлов. Пожарная безопасность учреждений социального обслуживания. – М.: Альфа-Пресс, 2013. – 120 с.
  8. Ю.М. Михайлов. Пожарная безопасность в строительстве. – М.: Альфа-Пресс, 2012. – 144 с.
  9. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон №123-ФЗ от 22 июля 2008 г. – М.: Энергия, 2014. – 176 с.
  10. Ю.М. Михайлов. Пожарная безопасность в офисе. – М.: Альфа-Пресс, 2013. – 120 с.
  11. Олег Сергеевич Кашаев. Административно - правовое регулирование. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 248 с.
  12. Федеральный закон от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности". – М.: Энергия, 2014. – 48 с.
  13. З.А. Саидов. Административно-правовое регулирование экономики. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. – 232 с.
  14. Обеспечение пожарной безопасности на объекте экономики. – М.: , 2016. –  с.
  15. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ЦЛ-ЦУО-448. – М.: Моркнига, 2018. – 58 с.
  16. Р.В. Нагорных. Государственная служба Российской Федерации в правоохранительной сфере. Проблемы теории и практики административно-правового регулирования. – М.: Инфра-М, 2018. – 190 с.
  17. Федеральный закон "О пожарной безопасности". – М.: Омега-Л, 2018. – 30 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Административно-правовой статус государственного служащего
Административное право
Диплом
94 стр.
Гражданско-правовое регулирование банковского кредитования
Банковский менеджмент
Диплом
79 стр.
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности
Гражданское право
Дипломный проект
91 стр.
Административно-правовое регулирование отношений в области охраны здоровья граждан
Основы сертификации и стандартизации
Другое
147 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Егор
Спасибо Вам большое за помощь. Вы абсолютно лучший специалист в этом деле.