Рефераты, курсовые и дипломы на заказ без предоплаты.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу.  рефераты, курсовые, дипломы на заказ без предоплаты в кратчайшие сроки  скидки и гарантии
Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ. Антиплагиат. Скидки
Прайс-лист Готовые работы Бесплатные материалы
ЗАКАЗАТЬ Специальности Банк рефератов
Консультации Статьи Подбор литературы
Готовые рефераты, курсовые и дипломы без предоплаты. Антиплагиат.
ЭКСПРЕСС - ЗАКАЗ:  для тех, кто экономит время и деньги при оформлении реферата,  курсовой, диплома на заказ

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Развитие двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ на уроках физической культуры спортивно-тренировочной направленности

Педагогика

 

Жуковин Илья Юрьевич

 

Развитие двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ на уроках физической культуры спортивно-тренировочной направленности

 

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры 13.00.03 - коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Красноярск - 2000

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой. Исходя из этого, можно сказать, что один из принципов отечественной педагогики - «обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности», выражает стремление общества к удовлетворению потребностей лиц имеющих нарушения в развитии, не только в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, но и в социальной адаптации.

В настоящее время процесс физического воспитания во вспомогательной школе строится стандартно: уроки физической культуры коррекционной направленности, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. Принципы организации двигательной деятельности учащихся, методы и средства проведения занятий по физическому воспитанию во вспомогательной школе преимущественно ориентированны на умственно отсталых детей априори с невысоким уровнем развития двигательных способностей. Однако, исследования В.И.Лубовского, Б.И.Пинского, В.М.Мозгового, Н.П.Вайзмана, Б.В.Сермеева, Е.С.Черник и других показывают, что многие умственно отсталые школьники обладают значительными потенциальными двигательными возможностями. Следовательно, детям моторно-одаренным и детям с уровнем развития двигательных способностей выше среднего не всегда удается реализовать потенциальные возможности своей двигательной сферы.

Одной из важных социальных задач образования детей с нарушенным интеллектуальным развитием является оптимизация уровня готовности к трудовой деятельности (М.О.Гуревич, Н.И.Озерецкий, В.В.Воронкова, Х.С.Замский, Л.Г.Красовская). Это, в частности, зависит (Д.И.Азбукин, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, В.М.Медведева в соавт.) от уровня физической подготовленности учащихся.

С 1990 года наша страна является членом международной организации "Спешиал Олимпикс Интернешнл", благодаря чему умственно отсталые дети получили возможность участвовать в спортивных соревнованиях. Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации любого нормального ребенка, а тем более умственно отсталых детей в окружающем мире. Однако наряду с

появившейся возможностью участия в спортивно-соревновательной деятельности возникает потребность в формировании научно-методической основы для организации и проведения спортивно-тренировочных занятий, а ряд ученых подчеркивает необходимость научного обоснования занятий спортом для инвалидов и лиц с отклонениями в умственном развитии.

В целях эффективного решения задач коррекции и развития двигательной сферы учащихся вспомогательных школ, представляется значимым исследование влияния различных подходов в системе физического воспитания, преимущественно перцептивно-двигательного развития, на формирование физической и психической сферы детей. А.А.Дмитриев, Н.А.Козленко, В.М.Медведева, В.М.Мозговой, С.Ю.Юровский, рекомендуют использовать в программах по физическому воспитанию элементы различных видов спорта, подвижные и спортивные игры, специальные упражнения на точность, координацию движений и др. Дети, занимающиеся в течение учебного года по авторским программам, имеют более наглядные успехи как в физическом, так и психическом развитии в отличие от детей, обучающихся по стандартной программе физической культуры для вспомогательных школ.

Основной контингент учеников вспомогательной школы - это дети с последствиями диффузных, органических заболеваний ЦНС, однако в зависимости от причины возникновения нарушения, их психоневрологический статус, соматическое состояние и физическое развитие существенно отличаются друг от друга. В целях оптимального физического развития и развития двигательных способностей учащихся вспомогательных школ необходимо систематическое применение индивидуально дозированных физических нагрузок (Б.В.Сермеев, А.С.Самыличев, А.А.Дмитриев).

Нам представляется важным понимание физической культуры с многообразием форм организации двигательной деятельности как одного из важных средств социализации личности человека, в том числе и лиц, имеющих нарушение интеллектуального развития.

Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что часть занятий по физической культуре, особенно в старших классах вспомогательной школы, должна иметь характеристики не только коррекционной, но и спортивно-тренировочной направленности.

Если целью коррекционных мероприятий является возможно полное устранение или компенсация имеющихся дефектов у ребенка, то спортивно-тренировочная деятельность позволяет максимально реализовать задачи физического развития при положительном влиянии на психоэмоциональную сферу.

Анализ научной литературы по проблемам физического воспитания во вспомогательных школах, а также опыт работы с учащимися старших классов вспомогательной школы позволили выявить ряд противоречий:

• между признанием физической культуры и спорта как части культуры общества и недостаточным проникновением умственно отсталого школьника в эту среду;

• между возможностью участия в специальном олимпийском движении и отсутствием должной физической, технической и теоретической подготовки;

• между потенциальной возможностью совершенствования двигательных способностей посредством спортивно-тренировочных нагрузок и отсутствием научно-обоснованных методических основ спортивно-тренировочных занятий;

• между сложившимися традиционными формами физического воспитания в системе специального образования и объективно созревшими предпосылками для разработки новых подходов коррекции и совершенствования двигательных способностей учащихся вспомогательных школ.

Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:

1. нет научно-методического обоснования использования занятий спортивно-тренировочной направленности в педагогическом процессе вспомогательных школ как одного из оптимальных методов преодоления двигательных нарушений, а с дугой стороны - развития двигательных способностей;

2. отсутствует разработанность научно-методических основ спортивно-тренировочных занятий в структуре учебного года вспомогательной школы.

Выявление противоречий актуализирует необходимость обоснования и разработки методических основ спортивно-тренировочных занятий как одного из возможных путей совершенствования процесса физического воспитания умственно отсталых учащихся.

Объектом исследования является процесс физического воспитания учащихся восьмых и девятых классов вспомогательной школы.

Предметом исследования является содержание уроков по физической культуре спортивно-тренировочной направленности во вспомогательных школах и их влияние на развитие двигательных способностей умственно отсталых школьников 8-9 классов.

Цель исследования - заключается в разработке научно-методических основ занятий спортивно-тренировочной направленности в системе физического воспитания учащихся старших классов вспомогательной школы, способствующих оптимальному развитию и совершенствованию двигательных способностей.

Гипотеза исследования

В основу гипотезы исследования было положено следующее. Совершенствование процесса физического воспитания во вспомогательной школе на современном этапе развития специальной педагогики возможно при глубоком анализе и обобщении научных исследований в области коррекции и формирования двигательной сферы лиц с нарушенным интеллектом.

Предполагается, что спортивно-тренировочные занятия, как одна из форм организации двигательной деятельности учащихся в процессе физического воспитания, будут способствовать оптимальному развитию физических качеств и двигательных способностей у учащихся старших классов вспомогательной школы.

Разработка научно-методических основ спортивно-тренировочных занятий в структуре педагогического процесса вспомогательной школы позволит обогатить педагогов специального образования новыми теоретическими и практическими знаниями о коррекции и совершенствовании двигательной сферы учащихся старших классов вспомогательной школы.

В соответствии с разработанной гипотезой и целью исследования были определены задачи исследования.

Задачи исследования

1. Изучить структуру организации двигательной деятельности учащихся старших классов вспомогательной школы.

2. Обосновать последовательность разделов программы по физическому воспитанию учащихся старших классов вспомогательных школ в целях повышения тренированности физического развития и структурировать этапы спортивно-тренировочных занятий.

3. Определить оптимально допустимые физические нагрузки при выполнении упражнений спортивно-тренировочной направленности на уроках физической культуры.

4. Разработать принципы, формы и методы спортивной тренировки умственно отсталых школьников старших классов в системе физического воспитания вспомогательных школ.

5. Изучить влияние занятий спортивно-тренировочного характера на коррекцию и развитие двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательной школы.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; анкетирование учителей физической культуры вспомогательных школ; педагогические наблюдения; определение

параметров физического развития; тестирование тестирование учащихся старших классов с целью выявления их двигательных способностей; определение мышечной работоспособности; педагогический эксперимент; методы математической статистики и обработки данных.

Теоретические и методологические основы исследования

Теоретической и методологической основой нашего исследования являются фундаментальные научные знания:

• о физиологической природе произвольных движений (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.И.Введенский, А.А.Ухтомский, Н.А.Бернштейн);

• о единстве законов развития нормального и умственно отсталого ребенка (Г.Я.Трошин, Л.С.Выготский);

• об общих психолого-педагогических принципах коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии (Л.С.Выготский);

• о физиологических механизмах утомления и восстановления (Г.В.Фольборт, М.И.Виноградов, И.А.Аршавский, Н.В.Зимкин, В.С.Фарфель);

• учение П.К.Анохина об ускоренном развитии функциональных систем организма, обеспечивающих выживание ребенка после рождения, что позволяет считать адаптацию к экстремальным факторам среды вневозрастным феноменом.

Организация исследования. Исследования по теме диссертации были организованы и проведены в г.Красноярске на экспериментальной площадке авторской школы-интерната социальной реабилитации №24 и контрольной площадке школы-интерната №111. В массовом эксперименте приняли участие 104 школьника восьмых и девятых классов вспомогательных школ. Экспериментальная группа состояла из 49 учащихся восьмых и девятых классов, а в контрольную группу входило 55 школьников старших классов.

Исследования проводились в течение 1994-1999 годов в четыре этапа.

На первом этапе (1994-1995гг.) были решены первая, вторая и третья задачи исследования. Был проведен анализ научно-методической литературы, структуры организации двигательной деятельности учащихся старших классов вспомогательной школы. Получены дополнительные сведения об организации процесса физического воспитания учителями физической культуры во вспомогательных школах методом анкетирования, определена последовательность разделов программы по физическому воспитанию учащихся старших классов вспомогательной школы.

На втором этапе (1995-1996гг.) был организован и проведен научный эксперимент. Мы определили уровень физического развития и двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательной школы и на основе

этого распределили их по четырем типологическим группам. Определили для каждой группы тип динамики работоспособности и оптимальную дозировку физических упражнений. В начале и в конце эксперимента провели анализ влияния соревнований на подтверждение спортивных достижений в тренировочных занятиях. Апробировали интегрированные принципы, формы и методы спортивной тренировки в ходе уроков физической культуры и дополнительных занятий.

На третьем этапе (1996-1998гг) мы обработали и сравнили полученные показатели в начале и конце эксперимента применив методы математической статистики. Это позволило нам научно обосновать и подтвердить гипотезу исследования, ее теоретическую и практическую значимость. На четвертом этапе исследования (1998-1999гг) осуществлялось написание и оформление диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые, в практике учебного процесса по физическому воспитанию во вспомогательных школах были использованы занятия спортивно-тренировочного характера как комплексная система коррекции нарушенных двигательных функций и физического развития умственно отсталых школьников, формирования и совершенствования их двигательных способностей, учета и контроля тренированности занимающихся и их адаптации к физическим нагрузкам.

Для достижения поставленной цели исследования изучена и усовершенствована структура организации двигательной деятельности учащихся старших классов вспомогательной школы, обоснованы взаимосвязь этапов спортивно-тренировочных занятий и последовательности разделов программы по физическому воспитанию, влияние допустимых физических нагрузок в целях повышения тренированности школьников. Выполненные исследования позволили систематизировать уже имеющиеся сведения о коррекции и развитии двигательных способностей лиц с нарушением интеллектуального развития, разработать новые подходы к процессу физического воспитания и содержанию уроков физической культуры, научно-методические основы спортивной тренировки с учениками старших классов вспомогательной школы, и научно обосновать положительное воздействие спортивно-тренировочных занятий на их психомоторную сферу.

Практическая значимость и реализация результатов исследования

Результаты исследования позволют: • расширить и углубить знания об особенностях двигательной сферы

учащихся, и возможных путях их физического развития, вооружить учителей новыми методическими подходами коррекции и тренировки двигательных способностей учеников VIII-DC классов вспомогательных школ;

• повысить эффективность процесса физического воспитания учащихся старших классов вспомогательных школ VIII вида с помощью разработанных нами методических основ спортивно-тренировочных занятий на уроках физической культуры и внеурочных формах занятий;

• проведенные нами исследования уже позволили осуществить подготовку и проведение лекционных занятий со студентами института специальной педагогики и факультета физической культуры Красноярского государственного педагогического университета на более высоком профессиональном уровне по предмету «Спецметодика физической культуры».

Таким образом, результаты настоящей работы могут быть использованы при подготовке и переподготовке учителей физической культуры вспомогательных школ, специалистов в области коррекционной педагогики, а также в пособиях и методических рекомендациях по олигофренопедагогике, предназначенных для учителей и воспитателей, работающих во вспомогательных школах.

Положения, выносимые на защиту.

1. Спортивно-тренировочные занятия представляют собой научно обоснованную комплексную систему коррекции и совершенствования физического развития и двигательных способностей учащихся VIII-IX классов вспомогательных школ, учета и контроля их тренированности.

2. Разработанные методические основы коррекции двигательной сферы, развития и совершенствования двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ в процессе занятий спортивно-тренировочной направленности, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены.

3. Учащиеся вспомогательных школ могут адаптироваться к высоким физическим нагрузкам без отрицательных последствий при соответствующем содержании физических упражнений, их дозировке, с учетом индивидуальных показателей развития, что способствует коррекции и развитию двигательных способностей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность и научно-практическая значимость исследования, определена новизна, сформулированы основные положения выносимые на защиту.

В первой главе нашли отражение научные исследования, посвященные пониманию и изучению умственной отсталости, поиску возможных путей

10

оказания коррекционной помощи данной категории лиц. Здесь раскрывается значимость фундаментальных исследований (Г.Я.Трошин, Л.С.Выготский, А.Р.Занков, Б.И.Пинский, А.Н.Леонтьев, В.И.Лубовский, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Вайзман, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, М.М.Кольцова) для разработки педагогических основ обучения и воспитания лиц с нарушением интеллектуального развития.

Показано становление и развитие научно-методических основ физического воспитания учащихся вспомогательных школ (Б.В.Сермеев, Н.П.Вайзман, А.А.Дмитриев, В.М.Мозговой, А.С.Самыличев).

Проведен анализ работ, в которых освещаются особенности возрастной динамики физического развития и двигательных способностей (Д.КАзбукина, А.П.Токина, Р.А.Белов, Н.П.Вайзман, Б.В.Лавряшин, Т.А.Чикишева).

Рассмотрены различные стороны личности, находящейся в аномальном состоянии (А.С.Певзнер, В.Г.Петрова, В.И.Лубовский, И.П.Лаужикас, М.Г.Царцидзе), и в частности эмоционально-волевая сфера.

Тщательному изучению подверглись работы (А.С.Самыличев, А.А.Дмитриев, С.Ю.Юровский, Н.В.Астафьев, В.И.Михалев, В.М.Олейник, А.Н.Плешаков, В.М.Туманцев), в которых отражен поиск новых более эффективных методов и средств коррекции и совершенствования психомоторных способностей лиц с нарушенным интеллектом. Рассмотрены нормативные документы и положения по организации и проведению Специальных Олимпийских Игр среди лиц с особыми нуждами.

Во второй главе представлены методы и организация исследований, направленных на реализацию и научное подтверждение гипотезы об эффективности разработанных нами научно-методических основ спортивно-тренировочных занятий, способствующих коррекции и оптимальному развитию двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ. Излагаются данные по организации исследования.

Используя накопленный опыт физической культуры и спорта, специальной педагогики, возрастной физиологии, спортивной психологии, мы организовали занятия спортивно-тренировочной направленности в ходе уроков физической культуры и других форм физического воспитания, представляющих собой единую структуру организации двигательной деятельности (рис.№1) школьников старших классов с нарушенным интеллектуальным развитием.

Анализ организации процесса физического воспитания в старших классах вспомогательной школы на современном этапе (программа по физическому воспитанию учащихся вспомогательных школ, анкетный опрос учителей физической культуры), определение структуры организации двигательной деятельности учащихся, интеграция принципов, форм, методов и средств

спортивной тренировки в процесс физического воспитания вспомогательных школ позволили нам определить количество учебных часов в году, последовательность реализации разделов программы, приоритетность развития двигательных способностей.

Изучение физического развития и двигательных способностей учащихся старших классов, подтверждает необходимость дифференцирования их по типологическим группам. При определении типологических групп мы использовали метод дифференцирования, разработанный А.А.Дмитриевым. Типологические группы формировались с учетом следующих основных блоков: медицинский; блок медико-педагогического контроля, включающий в себя определение показателей физического развития и двигательных способностей; анализ качественных характеристик движений в основных локомоциях - ходьба, бег, прыжки, кувырки.

В результате обследования учащиеся VIII и IX классов были разделены по типологическим группам следующим образом: из учащихся VIII класса первую группу составили 44%, а девятого класса 30,4%; во вторую группу вошли соответственно 36% и 39,1%; в третью группу 12% и 21,7%; и четвертую группу 8% и 8,6%.

Для определения работоспособности и дозировки упражнений мы использовали двигательные тесты разработанные Б.В.Сермеевым,

Для решения данной проблемы, При оценке индивидуальных графиков полученных показателей учащихся, для каждой типологической группы детей была определена характерная динамика работоспособности с быстрым, равномерным, замедленным и вариативным ростом показателей двигательных способностей, что согласуется с исследованиями А.С. Самыличева. Данные графики наглядно иллюстрируют виды работоспособности четырех типологических групп, и являются однотипными при рассмотрении различных физических качеств.

В результате изучения мышечной работоспособности, двигательных способностей, реакции функциональных систем организма на повторную нагрузку, а также сопоставление полученных данных с психолого-медико-педагогическими характеристиками учащихся старших классов вспомогательной школы была определена динамика работоспособности для каждой типологической группы. Для каждой типологической группы учащихся выявлена дозировка физических упражнений. Предложенное нами дозирование физических упражнений является ориентировочным и в дальнейшем в ходе тренировочных занятий может и должна меняться в зависимости от уровня подготовленности занимающихся. Были определены принципы, формы и методы спортивно-тренировочных занятий. Разработаны учебно-тренировочные планы для каждого раздела программы по физическому воспитанию.

12

Рис.1 Структура организации двигательной деятельности учащихся старших классов вспомогательной школы.

 

Мы выделили соревнования как важную составляющую спортивной тренировки и активно использовали их на тренировках и итоговых занятиях. С целью повышения уровня тренированности и улучшения психологической устойчивости к стрессовым факторам, каковыми являются спортивные соревнования, мы заранее планировали проведение подготовительных и итоговых соревнований. Подготовительные соревнования входили в структуру уроков и проводились раз в две недели с целью адаптации к соревновательной деятельности школьников. Итоговые соревнования являлись составной частью каждого из этапов тренировочных занятий. Как правило, они проводились вне уроков и являлись мероприятиями общешкольного значения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В третьей главе, с помощью математической обработки данных и наглядных диаграмм показана динамика физического развития и двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ на протяжении экспериментального учебного года, осуществлена корреляция показателей физического развития и двигательных способностей, до эксперимента с показателями в конце эксперимента, у экспериментальных и контрольных классов.

Динамика показателей физического развития учащихся.

За период эксперимента был отмечен некоторый рост показателей физического развития. Однако изменения весоростовых показателей в экспериментальной и контрольной группах были незначительными и не имели достоверность за исключением показателей учениц IX класса экспериментальной группы (Р0,05) и 0,8% (Р>0,05); у учеников VIII классов экспериментальной и контрольной групп 0,9% (Р>0,05) и 0,5% (Р>0,05). У учеников IX классов показатели роста изменились: у девушек экспериментальной и контрольной групп на 1% (Р0,05), а у юношей на 1,1% и 0,8% при Р>0,05%. Показатели массы тела также недостоверны при Р>0,05. У девушек экспериментальной и контрольной групп VIII классов изменения составили 2% и 2,7%. Незначительны изменения и у юношей экспериментальной и контрольной групп: 0,7% и 1,8%. У учеников IX классов эти показатели составляют: девушки экспериментальной и контрольной групп 2,5% и 1,5%. У юношей соответственно 1,8% и 1,6%.

Изменения окружности грудной клетки у учащихся экспериментальных классов выше чем у контрольных при существующей недостоверности у восьмых классов обеих групп (Р>0,05). Так у юношей и девушек VIII экспериментальных классов изменения составляют 3,9% и 4,2%, а у

14

контрольных 1,7% и 1,8%. УIX классов экспериментальных групп изменения достоверны. У юношей и девушек прирост результатов составил 7,4% (Р0,05) и они составляют у юношей и девушек 3,6% и 1,5%.

Прирост показателей экскурсии грудной клетки достоверен у учащихся экспериментальных VIII и IX классов и имеет существенные сдвиги в отличие от контрольных групп. Показатели девушек экспериментальных и контрольных VIII классов изменились на 62,6% (Р0,05), и юношей соответствующих классов на 45,3% (Р0,05). В IX классах прирост показателей имеет достоверность в экспериментальных группах (Р>0,01) и недостоверность в контрольных (Р>0,05). Изменения составляют среди школьниц экспериментальных и контрольных групп 39,6% и 1,04%, среди юношей тех же групп 33,2% и 12,2%.

Несмотря на недостоверность некоторых показателей (масса и длина тела), надо отметить, что у учащихся экспериментальных групп произошли положительные сдвиги в физическом развитии. Было отмечено улучшение осанки, «подтянутость» учеников, что косвенно объясняет незначительные изменения весовых показателей перераспределением соотношения жировой ткани и мышечной массы.

Явное увеличение экскурсии грудной клетки у девушек 8 и 9 классов на 2,3 - 3,2 см. и на 1,7 - 2,2 см., а также у юношей VIII и IX классов на 1,3 - 2,2 см. и 1,5 - 1,8 см. опосредовано говорит об увеличении ЖЕЛ (жизненная емкость легких) и об адекватном подборе физических упражнений. Больший рост показателей экскурсии грудной клетки девушек по отношению к юношам говорит о том, что у школьниц вспомогательных школ имеются значительные потенциальные возможности в физическом развитии, которые раскрываются, как правило, в меньшей мере в силу сложившегося подхода к урокам физической культуры.

Динамика показателей двигательных способностей учащихся При оценке динамики силовых возможностей испытуемых до и после эксперимента мы регистрировали показатели динамометрии правой и левой руки.

При предварительной регистрации силы кисти мы отметили, что, как правило, сила кисти правой руки выше, чем левой. В ходе эксперимента было отмечено, что прирост показателей силы левой руки у многих экспериментальных и некоторых контрольных групп был выше, чем правой.

У девушек экспериментальных групп VHI класса прирост показателей силы правой и левой кисти составил 81,1% и 81,5% при достоверности Р15

классах 35,4% и 44,1% (Р(РВ контрольных группах рост результатов не такой значительный и не имеет

достоверности (Р>0,05). У девушек VTII класса, соответственно для правой и

левой рук он составляет 18,8% и 12,3%, а у девушек IX класса - 26,2% и

19,3%. У юношей VIII класса - 5.9% и 17,2%, и IX класса - 11,2% и 10,6%.

Критерием оценки быстроты стал бег на 30 метров, а скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места.

Рост показателей быстроты экспериментальных групп достоверно выше, чем контрольных групп за исключением девушек IX класса (Р0,05) по сравнению с контрольными группами - соответственно 1% и 1,3% при РХ),05. У юношей экспериментальных VIII классов по отношению к контрольным 11,6% (Р0,05), и у юношей IX класса экспериментального и контрольного 9,3% (Р0,05).

Несмотря небольшой процент роста скоростных двигательных способностей, все же следует считать их хорошими достижениями, учитывая то, что, во первых, быстрота это одно и физических качеств которое в худшей степени развито у олигофренов в силу существующих нарушений нервных процессов, и, во-вторых, необходимо принимать во внимание возрастной, сенситивный период развития скоростных качеств, который школьники участвующие в эксперименте, уже миновали.

Показатели прыжка с места, являющемся проявлением скоростно-силовых качеств, выглядят следующим образом: у учениц экспериментальных VIII и IX классов отмечается достоверный рост результативности, который и составляет 12,4% (Р0,05. У учеников экспериментальных VIII и IX классов результаты улучшились на 14,7% и 16,7% с достоверностью Р Для определения общей выносливости мы использовали бег на месте с интенсивностью 60% от максимального.

Мы считаем, что оптимальное развитие двигательных способностей обуславливающих выносливость, является более чем необходимым условием для предстоящей трудовой деятельности выпускников школы.

У девушек экспериментальных групп VIII и IX классов рост общей выносливости составил 72,9% (Р0,05) - 4,8% и 7,2%. У юношей в экспериментальных и контрольных группах приросты достоверны. Так, в экспериментальных VIII и IX классах результативность увеличилась на 59,7%

и 59,8% при РОпределенное значение имеет и развитие статической выносливости, позволяющее продолжительное время удерживать тело в определенном положении. Данное качество постоянно предъявляется выпускникам школы во время производственной деятельности (работа на конвейере, работа швеи).

У девушек экспериментальных VIII и IX классов прирост статической выносливости составил 44,2%(РСиловая выносливость определялась упражнениями: "сгибание, разгибание рук в упоре лежа" и "сгибание, разгибание туловища в положении сидя". Результаты экспериментальных групп превысили все ожидания.

Так, в экспериментальных группах девушек VIII и IX классов результаты в сгибании - разгибании рук в упоре лежа увеличились на 129,7% и 124,9% с достоверностью Р0,05), а во втором упражнении 58,2%(Р0,05). У юношей VIII и IX классов экспериментальных групп прирост результатов составляет 99,3% и 80,4% при Р0,05) и 49,8%(РКритерием гибкости была избрана гибкость позвоночного столба, которая измерялась по величине наклона туловища вперед.

Проведение исследования подтвердило данные многих исследователей о плохом уровне развития гибкости. На начальном этапе эксперимента показатели уровня развития гибкости у многих учеников имели отрицательное значение (ниже ноля). Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что гибкость как одна из сторон общей моторики у учеников экспериментальных классов значительно увеличилась.

Показатели девушек экспериментальных VIII и IX классов изменились от -0,12 + 0,9 до 4,11 ± 0,71 см. и от -0,74 ± 0,78 до 3,04 + 0,62 см. Показатели юношей изменились от 0,27 ± 0,61 до 3,91 ± 0,39 см. и от -0,1 ± 0,78 до 3,83 + 0,45.

Показатели контрольных VIII и IX классов изменились: девушек от 0,31 + 0,64 до 1,39 ± 0,52 и -0,31 ± 0,75 до 0,61 + 0,8; юношей от -0,32 + 0,6 до 0,81 + 0,49 и 0,14+ 0,75 до 1,35 ±0,61

17

Способность удерживать равновесие в экспериментальных группах повысилась: у девушек на 121,3% (РВ контрольных группах показатели равновесия изменились: у девушек на 11,9%(Р>0,05) и 35% (Р0,05).

Полученные данные исследования говорят о высоком достоверном росте показателей равновесия в экспериментальных группах, превышающих недостоверные в ряде случаев значения контрольных групп.

Как показал эксперимент, ученики экспериментальных и контрольных групп с трудом дифференцируют временные интервалы и мышечные усилия, неправильно воспроизводят пространственные параметры движений. Характерно то, что девушки, как правило, недооценивают данные характеристики движений, юноши же, наоборот, переоценивают. Учеников, довольно точно дифференцирующих временные интервалы и движения, сравнительно не много. Однако в ходе занятий спортивно-тренировочного характера произошло значительное улучшение вышеперечисленных характеристик в экспериментальных группах и практически незначительные изменения в контрольных группах.

Мы поставили задачу с самого начала эксперимента повысить у учащихся дифференцирование мышечных усилий, чувство временных интервалов, восприятие пространства. Это сказалось на качестве выполнения различных движений и количестве повторений упражнения. Так ученица Маша не могла выполнять упражнение «сгибание разгибание рук в упоре лежа» из-за некорректной дифференцировки мышечных усилий, ученик Артем не мог выполнить кувырка вперед по той же причине. Использование специальных подводящих упражнений повысило уровень дифференцировки движений, что сразу же и сказалось на продуктивности и качестве занятий, создало предпосылку прогрессирования, развития двигательных способностей и технических характеристик двигательных действий.

Выводы.

• В целях реализации системного подхода к процессу коррекции и развития двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательной школы была изучена и модернизирована структура организации их двигательной деятельности. Это позволило нам определить место уроков спортивно-тренировочной направленности и их взаимосвязь с другими формами физического воспитания.

На основе характера воздействия на двигательную сферу и моторику умственно отсталых детей формы организации двигательной деятельности

условно подразделяются на две основных группы. Это группа занятий коррекционно-оздоровительной и восстановительной направленности и группа занятий спортивно-тренировочного характера.

В группу коррекционно-оздоровительной направленности вошли занятия: до начала учебных мероприятий (утренняя гигиеническая гимнастика, профессионально-прикладная гимнастика), коррекционно-оздоровительного характера (ЛФК, массаж, урок коррекционно-оздоровительной направленности, пешие прогулки, терренкуры), восстановительной направленности (физкультминутки, физкультпаузы, занятия во второй прловине дня). Группа занятий спортивно-тренировочного характера состоит из занятий тренировочной направленности (урок спортивно-тренировочного характера, спортивные часы, соревнования, спортивные секции), мероприятия агитационного и просветительного характера (спортивные праздники, спортивные конкурсы), итоговые мероприятия (контрольные занятия, соревнования).

• В целях повышения тренированности и технического мастерства, основываясь на принципе оптимального увеличения физической нагрузки в ходе тренировочного процесса мы реконструировали следующие элементы программы по физическому воспитанию учащихся старших классов вспомогательных школ. Увеличили количество часов, отводимых на уроки физической культуры, до 112 в учебном году в 8-х и 9-х классах, определили последовательность разделов программы и обосновали этапы тренировочных занятий. Первый этап включает в себя тренировочные занятия по легкой атлетике, второй этап - это спортивные игры, третий этап - лыжная подготовка, переходный этап и наполнен соревновательно-игровой деятельностью, четвертый этап - гимнастика. Каждый этап состоит из разделов общей физической, специальной подготовки, спортивно-технической подготовки, теоретической подготовки, воспитательно-образовательных мероприятий и итоговых занятий. Для каждого раздела определены физические, специальные и спортивно-технические упражнения. Определены теоретические знания, которыми ученики должны овладевать.

• Определение уровня физического развития и двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ, а также изучение их психолого-педагогических характеристик позволило нам выделить четыре типологические группы с характерной динамикой работоспособности. Полученные нами данные в целом совпадают г исследованиями А.С.Самыличева (1983), А.А.Дмитриева (1989).

В первую типологическую группу вошли учащиеся с уровнем развития двигательных способностей выше среднего, не имеющие сопутствующих соматических заболеваний и имеющие «равномерный» тип динамики работоспособности; во вторую группу отнесены учащиеся с уровнем развития

19

двигательных способностей выше среднего, но имеющие средний уровень физического развития и «медлительный тип динамики работоспособности». Учащиеся третьей типологической группы, это ученики со средним и ниже среднего уровнем развития двигательных способностей, диспропорциональностью телосложения, со слабо развитой эмоционально-волевой сферой и с «быстрым» типом динамики работоспособности. Учащиеся четвертой группы имели очень низкий уровень физического развития и двигательных способностей, низкий уровень работоспособности с вариативностью результатов в смежных попытках.

Выявление работоспособности в серии двигательных тестов позволило нам получить количественные значения допустимых тренировочных нагрузок для выделенных четырех типологических групп. Основными критериями дозирования физических упражнений стали показатели двигательных способностей в серии попыток, частота сердечных сокращений, частота дыхания и латентный период простой двигательной реакции. • В результате изучения и анализа исследований в области организации процесса физического воспитания во вспомогательных школах, теории и методики физической культуры и спорта на основе общедидактических принципов и принципов специальной педагогики были разработаны научно-методические основы организации и проведения спортивной тренировки с учащимися старших классов вспомогательных школ. Разработаны воспитательно-образовательные мероприятия и средства контроля и проверки достижений учащихся.

Мы выделили следующие принципы организации, управления и проведения спортивно-тренировочных занятий: 1) принцип комплексного подхода, который подразумевает не только воздействие на двигательную сферу, но и на сенсомоторную, эмоциональную, интеллектуальную сферы, развитие высших психических функций; 2) принцип индивидуального и дифференцированного подхода; 3) принцип дозирования физических нагрузок на основе распределения учащихся по типологическим группам и определения их работоспособности; 4) принцип коррекции и развития двигательных способностей на основе сохранных и хорошо развитых; 5) принцип систематичности (регулярности) тренировочных занятий; 6) принцип оптимальной трудности заданий и прогрессирования тренировочных нагрузок; 7) принцип разносторонней подготовки; 8) принцип приоритета развития двигательных способностей; 9) принцип учета и контроля тренированности и развития двигательных способностей.

При проведении занятий в основу был положен принцип сознательности и активности, осуществление которого подразумевало осознанное усвоение и осмысление учениками знаний и умений, а также понимание цели их

20

деятельности. Данный принцип активизирует три типа деятельности учащихся: общественный, познавательный и двигательный. Впервые научно обосновано разработано и доказано систематическое использование соревнований как составной части спортивно-тренировочных занятий с учащимися вспомогательных школ. С одной стороны, соревновательная деятельность имеет прямое отношение к повышению тренированности, с другой стороны - она является логичным завершением циклов, или этапов тренировочного процесса. Мы определили, что отсутствие или незначительное использование соревнований не приводит к .стабильной тренированности учащихся. 48,8% учеников в соревновательных условиях не подтверждали достигнутый ими результат на тренировочных занятиях. В целях повышения эффективности тренировочных занятий мы использовали разработанную нами систему подготовительных и итоговых соревнований. В результате количество учащихся, в среднем не подтвердивших свои спортивные достижения, снизилось до 5,2%; 62,3% подтвердили, а 31,1% учащихся улучшили свои достижения. Эксперимент показал, что занятия спортивно-тренировочной направленности значительно повышают эффективность работы по развитию и совершенствованию двигательных способностей учащихся при наличии соревновательной деятельности.

• Исследования показали, что занятия спортивно-тренировочной направленности не имеют отрицательных последствий на физическое развитие и состояние здоровья учащихся экспериментальной группы, зато оказывают положительное коррекционно-оздоровительное воздействие. Так, повторное сравнение типологических групп в конце эксперимента показывает изменение их состава. В восьмых и девятых классах произошло увеличение первой типологической группы на 16,1% и 13,4% за счет учащихся второй типологической группы, состав второй типологической группы также изменился благодаря переходу в нее учеников третьей типологической группы 5,2% восьмого класса и 7% девятого класса. Состав четвертой типологической группы остался неизменным, однако у них отмечается явное улучшение двигательной сферы и повышается качество выполняемых двигательных действий.

Доказано, что использование принципов спортивной тренировки, совокупность теоретических и методических положений коррекционной педагогики и физического воспитания, определение методов и средств тренировки, педагогических приемов включающих детей в активную деятельность и повышающих их заинтересованность и самостоятельность, помогают задействовать потенциальные возможности детей и реализовывать их.

21

Практическое значение проведенного исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании необходимости и возможности повышения эффективности процесса физического воспитания посредством занятий спортивно-тренировочной направленности на уроках физической культуры. Наши исследования позволили пересмотреть государственную программу по физическому воспитанию в вспомогательных школах и дополнить ее содержание.

Практическая значимость проведенных исследований в целом определяется возможностью широкого использования полученных данных для организации и проведения тренировочных занятий с детьми старшего школьного возраста имеющих нарушения в умственном развитии, что будет способствовать укреплению их здоровья, максимальному развитию двигательных способностей, готовности принять участие в спортивных соревнованиях, специальных олимпиадах и создаст оптимальные условия для социальной адаптации в обществе.

Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что спортивно-тренировочные занятия для учащихся 8-9 классов вспомогательных школ представляют собой эффективную систему коррекции и совершенствования их двигательных способностей.

СПИСОК РАБОТ ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

• Об учебно-тренировочной направленности занятий по физической культуре с учащимися вспомогательных школ //Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей.: Красноярск, 1996 - с.58-66.

• К вопросу об оптимизации процесса физического воспитания во вспомогательных школах//Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей. -Красноярск, 1997. -с.46-53.

• Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе/ТМосковские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 16-19 марта. Тезисы докладов.-М.: 1999г. - с.190-193 (в соавторстве с А.А.Дмитриевым).

• Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы// в сб. - Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск РИО КГПУ, 1999. - с. 54-60.


Описание предмета: «Педагогика»

Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.

Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. [Психология и педагогика. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]

Литература

  1. Т.В. Хабарова. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 112 с.
  2. В.Козлов. В. Козлов. Хоровод. Пляска для гитары соло. Старшие классы детской музыкальной школы, музыкальное училище. – СпБ.: Композитор - Санкт-Петербург, 2010. – 12 с.
  3. А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
  4. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Ритмика в школе. Третий урок физической культуры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 288 с.
  5. Е.А. Земсков. Гимнастика. Типология уроков физической культуры в школе. Учебное пособие. – М.: Физическая культура, 2008. – 192 с.
  6. М.И. Шишкова. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Владос, 2013. – 88 с.
  7. А.Ю. Патрикеев. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. – М.: Учитель, 2014. – 240 с.
  8. Евгений Хропов. Информационные технологии в развитии творческих способностей. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 140 с.
  9. Татьяна Бирюкова. Вопросы теории и практики речевого развития учащихся старших классов. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 84 с.
  10. Ирина Рунова und Марина Владимировна Данилова. Формирование правовой культуры у учащихся старших классов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 92 с.
  11. Валерий Паначев. Развитие двигательных способностей на занятиях физической культурой. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 164 с.
  12. А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. 8-9 классы. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
  13. Н.А. Фёдорова. Физическая культура. Подвижные игры. 9-11 классы. – М.: Экзамен, 2016. – 64 с.
  14. Н.А. Фёдорова. Физическая культура. Подвижные игры. 5-8 классы. – М.: Экзамен, 2016. – 64 с.
  15. Н.А. Фёдорова. Физическая культура. Подвижные игры. 1-4 классы. – М.: Экзамен, 2016. – 48 с.
  16. М.Круглый. Сольфеджио. Пособие для старших классов музыкальных школ и школ искусств. – СПб.: Питер, 2016. – 80 с.
  17. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Ритмика в школе. Третий урок физической культуры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 288 с.


Готовые работы

Тема работыТип работы
Развитие познавательных интересов учащихся младших классов на уроках природоведения
Педагогика
Курсовая работа
40 стр. / 4200 руб.
Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте на уроках математики
Педагогика
Курсовая работа
30 стр. / 3100 руб.
Развитие мышления старших школьников с нарушением интеллекта на уроках естествознания
Педагогика
Диплом
73 стр. / 7600 руб.
Особенности профессиональной ориентации учащихся старших классов больших и малых городов
Психология
Диплом
89 стр. / 8700 руб.



Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл к заказу

- осталось написать email или телефон

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Карта сайта ЗАКАЗАТЬ
Цены, скидки и акции
Реферат, доклад, эссе, контрольная 120 р./стр.
Курсовая от 150 р./стр.
Отчёт по практике 150 р./стр.
ВКР, дипломная от 175 р./стр.
Скидки. Антиплагиат.
Поделиться
Реклама



Мы в социальных сетях
Отзывы
Динара, 24.06
Большое спасибо вам за диплом. Я защитила на четверку.


Букинистика: редкие книги!