Рефераты, курсовые и дипломы на заказ без предоплаты.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу.  рефераты, курсовые, дипломы на заказ без предоплаты в кратчайшие сроки  скидки и гарантии
Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ. Антиплагиат. Скидки
Прайс-лист Готовые работы Бесплатные материалы
ЗАКАЗАТЬ Специальности Банк рефератов
Консультации Статьи Подбор литературы
Готовые рефераты, курсовые и дипломы без предоплаты. Антиплагиат.
ЭКСПРЕСС - ЗАКАЗ:  для тех, кто экономит время и деньги при оформлении реферата,  курсовой, диплома на заказ

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников

Педагогика

 

КУЛИКОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

 

Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников

13.00.04. - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

 

Работа выполнена на кафедре спортивной метрологии и биомеханики Чайковского государственного института физической культуры

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Русинов Владимир Петрович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Сиротин Олег Александрович;

кандидат педагогических наук, доцент Иванов Виктор Павлович

Ведущая организация:

Удмуртский государственный университет

 

 

Защита состоится

2000 г. в

 

часов на заседании

диссертационного совета Д 046.12.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры в конференц-зале Уральской государственной академии физической культуры по адресу: 454111, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.

 

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.).

Особого внимания заслуживает проблема снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности (М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов и др.), что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни (В.К. Бальсевич, Ю.Н. Вавилов и др.). Вследствие этого ухудшается здоровье подрастающего поколения (В.Д. Сонькин, М.П. Суюрова и др.).

Существенное влияние на выявленную проблему может оказать изменение школьного физического воспитания на основе учета особенностей физического развития и типа телосложения; психических особенностей личности; уровня полового созревания и сенситивных периодов развития (В.К. Бальсевич, Ю.В. Давыдов, В.А. Долгов, В.А. Ермаков, Л.М. Куликов, Л.И. Лубышева, В.В. Лысенко, В.Д. Сонькин и др.).

Факторами, развивающими интерес к физической культуре школьников, являются внедрение Олимпийского образования в школе (B.C. Родиченко, В.И. Столяров) и программы «Президентские состязания» (Ю.В. Вавилов, Л.И. Лубышева, В.П. Моченов и др.), не решившими отведенную им задачу.

Актуальными остаются проблемы совершенствования системы контроля школьной успеваемости (Ш.А. Амонашвили, X. Век, А.Г. Гостев, А.К. Маркова, А.Я. Наин и др.).

Традиционно сложившаяся пятибалльная система оценки по предмету «физическая культура», основанная на жестких критериях, не позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, их природные задатки и способности (B.C. Быков, В.И. Лях, Н.И. Саенко и др.), что значительно снижает ее стимулирующую роль, которая проявится при повышении объективности, всесторонности, и индивидуальной обоснованности оценки.

Отдельные педагоги (В.А. Долгов, В.В. Лысенко, Т.М. Михайлина, Н.И. Саенко, С.В. Сыренков, Т.А. Протченко и др.), стараясь изменить сложившуюся ситуацию, предлагают рейтинговую и другие системы оценки, однако в этих исследованиях не рассматривается влияние применяемьгх систем на повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой.

4

Изучение состояния данной проблемы в теории и практике позволило выявить два основных противоречия в традиционной системе физического воспитания:

- с одной стороны широкий выбор организационных форм, методов и средств школьного физического воспитания, с другой - недостаточная разработанность эффективных систем контроля результатов учащихся, как следстьия педагогического процесса;

- обширный круг задач, стоящих перед физическим воспитанием с одной стороны и с другой - недостаточная разработанность методик и технологий, направленных на формирование мотивирующей среды к занятиям физической культурой.

Наличие противоречий позволило сформулировать проблему исследования: как повысить интерес к занятиям физической культурой учащихся сельских общеобразовательных школ?

Недостаточная разработанность данной проблемы в теории и методике физического воспитания и ее большая практическая значимость определила тему исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Цель исследования - обоснование комплекса педагогических условий формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся сельских общеобразовательных школ.

Объект исследования - физическое воспитание учащихся сельских общеобразовательных школ.

Предмет исследования - процесс формирования интереса учащихся сельских общеобразовательных школ к занятиям физической культурой.

На основании проблемы, цели и предмета исследования была выдвинута следующая гипотеза. Формирование интереса учащихся сельских общеобразовательных школ к занятиям физической культурой будет эффективным, если:

1) применяется объективная система контроля процесса физического воспитания, выполняющая стимулирующую роль оценки;

2) в качестве мотивирующих факторов применяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности и показатели физического здоровья;

3) мотивирующие факторы системно объединены в методике формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся.

Достижение цели и проверка гипотезы реализуется в решении следующих задач.

1. Изучить степень разработанности проблемы формирования интереса к занятиям физической культурой сельских школьников в теории и практике.

2. Выявить стимулирующие факторы формирования интереса у сельских школьников к занятиям физической культурой.

3. Исследовать эффективность применения интегральной оценки и профилей физической подготовленности, методик оценки уровня физического здоровья в формировании интереса к занятиям физической культурой.

5

4. Обосновать методику формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся сельских школ.

Методологическую основу исследования составляют теория и методика физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Н.А. Фомин), теория педагогических систем (В.П. Беспалько), теория формирования мотивации учения (А.К. Маркова), теория педагогических исследований (Б.А. Ашмарин. А.Я. Наин, В.П. Филин), концепции физического воспитания школьников (В.К. Бальсевич, А.П. Матвеев, Л.И. Лубышева, В.И. Лях и др.), системный подход к адаптации и управлению спортивной тренировкой (Л.М. Куликов, О.А. Сиротин).

Базой опытного исследования явились муниципальные общеобразовательные средние школы с. Зипуново, с. Буренка, п. Фоки г. Чайковского с прилегающей территорией Пермской обл. На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало 615 учащихся сельских школ, 186 родителей учащихся, 12 преподавателей физической культуры. Непосредственно в эксперименте было задействовано 124 учащихся.

Исследование проводилось в несколько этапов в период 1994-1998 г.г.

На первом, теоретико-поисковом этапе исследования (1994-1995 гг.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные литературные источники по проблеме формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой, включая и диссертационные работы, сопряженные с темой изыскания. Изучалось состояние физической подготовленности учащихся сельских школ, их отношение к занятиям физической культурой; уточнялись методологическая и теоретическая основа исследования, формулировались противоречия; формировался понятийный аппарат исследования.

Основные методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и научно-методической литературы по теме исследования, анкетирование, тестирование физической подготовленности учащихся сельских школ.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1995-1996 гг.) определялись объективные стимулирующие факторы и технологические элементы методики формирования интереса учащихся сельских школ к занятиям физической культурой; проверялись основные положения формирующего эксперимента. Разработана программа третьего этапа эксперимента. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях.

Основные методы данного этапа: анкетирование, тестирование показателей физической подготовленности и физического здоровья, естественный педагогический эксперимент, методы математической статистики, анализ материалов исследования.

На третьем, заключительно-оценочном этапе (1996-1997 гг.) проводился анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работы. Экспериментально обоснована методика, обеспечивающая повышение уровня физической подготовленности и уровня физического здоровья посредством формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся сельских школ; завершена разработка методических рекомендаций для учителей физической культуры.

Научная новизна исследования заключается:

• в разработке системы контроля эффективности физического воспитания в общеобразовательных школах;

• в обосновании эффективности применения ик.игральной оценки, профиля физической подготовленности и методики оценки уровня физического здоровья в качестве технологических элементов методики формирования интереса к занятиям физической культурой;

• в методике формирования интереса к занятиям физической культурой, повышающей уровень физической подготовленности и физического здоровья учащихся.

Теоретическая значимость состоит:

• в разработке объективной системы контроля физической подготовленности учащихся как составной части современных концепций физического воспитания;

• в обосновании стимулирующей среды, основанной на взаимосвязи показателей физической подготовленности и физического здоровья учащихся;

• в разработке методики формирования интереса, реализующей эффективное использование мотивационной сферы.

Практическая значимость работы заключается в применении дифференцированных и интегральных оценок физической подготовленности как эффективных, индивидуально-ориентированных методов контроля в физическом воспитании школьников.

Предлагаемая методика формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой обеспечивает достоверное повышение уровня физической подготовленности и физического здоровья учащихся и может быть использована в учебном процессе общеобразовательных школ любого типа.

На защиту выносятся:

1. Методы контроля уровня физической подготовленности, основанные на дифференцированных и интегральных оценках результатов тестирования, содействуют формированию интереса учащихся сельских школ к занятиям физической культурой.

2. Профили физической подготовленности и показатели физического здоровья как стимулирующие факторы мотивационной сферы в физическом воспитании.

3. Методика формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся, обеспечивающая достоверное повышение уровней

7

физической подготовленности и физического здоровья, при традиционной организации учебного процесса в общеобразовательных школах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, соответствующих его целям и задачам, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом, личным участием в организации и руководстве научно-методической деятельностью в качестве руководителя районного методического объединения учителей физической культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты исследования докладывались в ЧГИФК в 1996, 1998 г.г., на экспертных советах Управления образования г. Чайковского, заседаниях методических объединений учителей физической культуры г. Чайковского. Методика формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой с 1996 года используется в учебном процессе муниципальной общеобразовательной средней школы с. Зипуново, с 1998 года рекомендована к использованию в общеобразовательных школах экспертным советом и Центром физической культуры и здоровья Управления образования г. Чайковского.

На основании теоретических положений и результатов исследования в соавторстве с В.П. Русиновым разработано учебно-методическое пособие. Всего по проблеме исследования автором опубликовано 6 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами после каждой главы и итоговым заключением. Список изученной и цитируемой литературы включает 213 наименований, в том числе 15 на иностранном языке. Диссертационная работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, раскрывающая его социально-педагогический аспект; формулируются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; раскрывается методологическая основа, научная новизна и практическая значимость работы. Рассмотрены положения, выносимые на защиту, а также апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе «Формирование интереса к занятиям физической культурой школьников как социально-педагогическая проблема» проведен ретроспективный анализ проблемы формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой; раскрыты психолого-педагогические предпосылки формирования интереса к занятиям физической культурой школьников, рассмотрено влияние инновационных систем контроля успеваемости по предмету «физическая культура» на формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой.

Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников продолжает оставаться актуальной (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Ю.А. Копылов, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.), поскольку физическая культура как общеобразовательный предмет еще не стал предметом формирования физической культуры личности, раскрытия и развития физических и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

В этой связи В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева считают выходом из создавшегося положения разработку принципиально нового подхода к общей «философии» использования средств физической культуры и спорта в интересах подготовки жизнеспособного, активного молодого поколения. По их мнению, необходимо переориентировать процесс физического воспитания так, чтобы он удовлетворял интересы каждого занимающегося, на основе учета его индивидуальных особенностей, на обязательном соответствии содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.

Исследователи Ю.А. Копылов, Г.Б. Мейксон считают непозволительным пренебрегать сохранением и развитием эмоциональной сферы учащегося, управлением его эмоциями. Формируя умение учащихся управлять своей эмоциональной сферой, необходимо придавать занятиям гуманистическую направленность.

Для создания стремления к физическому совершенству, по мнению М.Я. Виленского, Е.Н. Литвинова, необходимо в первую очередь снизить влияние отрицательных стереотипов поведения на основе интересов и потребностей учащихся. При этом педагогические воздействия носят яркий, впечатляющий характер, соответствующий внутреннему настрою школьников; цели деятельности им понятны и относительно доступны; содержание деятельности способствует устранению чувства собственной ограниченности, чему помогает адекватная самооценка и поощрение их усилий.

При анализе физического воспитания зарубежных стран обращает на себя внимание образовательная, гуманистическая направленность задач школьной физической культуры зарубежных стран, её стремление воспитать интерес, сформировать потребности здорового образа жизни в подростковом периоде с сохранением его на всю жизнь. Этого пока недостаточно в нашей физической культуре.

Особую значимость приобретают современные подходы к физическому воспитанию школьников, влияющие на проблему формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой:

• деятельностный подход (Н.А. Карпушко, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.О. Приходько и др.). развивающий мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре; формирующий систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности;

9

обеспечивающий физическое совершенство личности (М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов и др.);

• комплексный подход, объединяющий все формы урочных и внеурочных занятий физической культурой и спортом ( Ю.В. Вавилов, В.И. Лях и др.);

• региональный подход, обуславливающий содержание образования с учетом климатогеографических, национальных, социально-демографических особенностей (А.В. Даринский и др.);

• дифференцированный подход, решающий вопросы организации педагогического процесса по физической культуре посредством выделения классов, групп со специфической направленностью физкультурного обучения школьников и уровнем их физического состояния (В. И, Михалев, В.А. Ермаков и др.);

• тренировочный и спортивно-видовые подходы, обладающие высоким уровнем мотивации в силу занятости определенным видом спорта (В.К. Бальсевич, А.Г. Сухарев, К. Джон, Д.К. Эндрюс, A. Barabas, К. Eckerstorfer и др.).

Актуальной остается проблема использования в школьном физическом воспитании сенситивных периодов развития двигательных качеств (И.В. Азарова, В.К. Бальсевич, А.А. Гужаловский, А.И. Кузнецов, В.И. Лях, В.А. Сальников, Н. Eckert, P. Malina и др.).

Опыт учителей-новаторов и специалистов, использующих особенности физического развития и тип телосложения; психические особенности личности; уровень полового созревания и сенситивные периоды развития (Ю.В. Давыдов, В.А. Долгов, В.А. Ермаков, В.В. Лысенко, В.Д. Сонькин и др.) не уменьшил необходимость развития интереса к занятиям физической культурой.

Таким образом, большинство специалистов физического воспитания практически одинаково определяют перспективы совершенствования физического воспитания и дают схожие рекомендации воплощения представленных перспектив в реальность. С другой стороны отсутствие реальных механизмов приближения поставленных целей может значительно затруднить процесс их достижения или сделать его практически невозможным. Общей проблемой практически всех рассмотренных выше научно-методических подходов к физическому воспитанию является отсутствие обоснованных методов стимулирования интереса учащихся к занятиям физической культурой.

Решение данной проблемы может находиться в изменении системы контроля и оценки учебной деятельности (А.Г. Гостев, А.Я. Наин и др.). Основной принцип, которым руководствуется учитель при выставлении оценки, выражается следующим образом: оценка должна содействовать развитию учащегося, а не тормозить его, воспитывать у него интерес и потребности заниматься физическими упражнениями и стимулировать учебную активность (X. Век, В.И. Лях и др.).

Однако отмечено, что система оценок успеваемости по физической культуре, играя одну из главных ролей в мотивационной сфере учащихся, является инструментом принуждения к занятиям, а не инструментом

10

формирования мотивации (Ш.А. Амонашвили, B.C. Быков, В.И. Лях, Н.И. Саенко и др.). По мнению специалистов, оценка, выполняя контролирующую, обучающую, и воспитывающую функции, должна быть объективной, всесторонней, дифференцированной и индивидуально обоснованной, только тогда проявится ее стимулирующий эффект. Эти критерии являются основными в совершенствовании любой системы оценок.

Недостаточно разработаны в литературе вопросы формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся сельской местности. Здесь к изложенным выше проблемам добавляются слабая материально-техническая база, недостаток квалифицированных педагогов.

Таким образом, анализ литературных источников по проблеме формирования интереса учащихся сельских школ к занятиям физической культурой показал, что:

• формирование интереса к занятиям физической культурой должно опираться на учет индивидуальных особенностей занимающихся;

• состояния индивидуальной мотивированности необходимо добиваться, исходя из соответствия требований к учащимся и их способностей,

• стимулирующий эффект оценки по предмету «физическая культура» проявляется, если она объективна, всестороння, дифференцирована и индивидуально обоснована;

• проблема формирования интереса учащихся сельских школ к занятиям физической культурой изучена недостаточно.

Во второй главе «Экспериментальное исследование формирования интереса учащихся сельских школ к занятиям физической культурой» показана общая характеристика осуществления экспериментального исследования, представлена технология формирования интереса учащихся сельских школ к занятиям физической культурой, подведены итоги опытно-экспериментальной работы.

По итогам предварительных исследований была определена батарея, состоящая из 9 тестов для тестирования уровня физической подготовленности учащихся, на основе которой были разработаны таблицы дифференцированных оценок и профили физической подготовленности, нормы интегральных оценок учащихся сельских общеобразовательных школ Чайковского региона.

В основу разработки оценок были положены следующие положения:

• наличие репрезентативных выборок для учащихся сельских школ 3. 9, 11 классов;

• устранение грубых и случайных ошибок измерений (В.П. Русинов).

• использование стандартной, пропорциональной «Т» шкалы;

• преемственность норм для учащихся разного возраста;

• необходимость учета индивидуальных особенностей развития и природных задатков учащихся;

• возможность контроля динамики физической подготовленности учащихся.

II

Для перевода результатов тестирования физической подготовленности в дифференцированные оценки, позволяющие более тонко, чем пятибалльная шкала, оценить достигнутый результат в каждом тесте программы, были разработаны оценочные таблицы по тестам: челночный бег 10 раз по 5 метров, удержание тела в висе на перекладине, прыжок в длину с места, динамометрия кисти, бросок набивного мяча, поднимание туловища за 30 сек., наклон вперед из положения сидя, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, бег 1000 метров.

На основе дифференцированных оценок батареи тестов был структурирован профиль физической подготовленности, который может быть как индивидуальным, так и средним по классу или школе, и дает возможность:

- наглядно представить уровень физической подготовленности;

- выявить слабые и сильные стороны подготовленности каждого учащегося;

- планировать индивидуальное направление физического совершенствования;

- объективно оценить эффективность работы по физическому воспитанию в отдельно взятом коллективе;

- по динамике оценить эффективность применяемых методик физического воспитания.

Исследованиями было установлено, что интегральная оценка объективно отражает индивидуальный уровень физической подготовленности учащегося; среднее значение интегральной оценки позволяет сравнивать физическую подготовленность классов разных возрастных групп, школ региона для анализа состояния работы по физическому воспитанию учащихся, и может использоваться для подведения итогов соревнований по общей физической подготовленности.

Для исследования эффективности внедрения в учебный процесс дифференцированных и интегральных оценок, индивидуальных профилей физической подготовленности, оценок уровня физического здоровья и изучения влияния экспериментальной системы контроля на развитие интереса к занятиям физической культурой был проведен сравнительный педагогический эксперимент. В ходе эксперимента изучалась динамика уровней физической подготовленности и физического здоровья; двигательных умений и навыков по физической культуре; знаний учеником своего уровня физической подготовленности и физического здоровья; динамика интереса к занятиям физической культурой; самостоятельная физическая активность учащихся в контрольных и экспериментальных классах.

Формирование интереса в эксперименте заключалось в следующем:

- проводилось тестирование физической подготовленности и уровня физического здоровья;

- выводились дифференцированные и интегральная оценки и строились профили физической подготовленности;

- определялся уровень физического здоровья, и выявлялись характерные особенности функционирования систем организма по методике B.C. Хрущева;

12

• на основе анализа профилей физической подготовленности и уровней физического здоровья определялись направления дальнейших занятий физической культурой для каждого учащегося.

Первичное тестирование физической подготовленности и наглядное представление на индивидуальном профиле физической подготовленности, определение взаимосвязи с показателями физического здоровья позволили объективно оценить состояние каждого учащегося, привлечь внимание учащихся и родителей к сильным и слабым сторонам подготовленности и здоровья, предложить планы занятий физической культурой.

Во время предварительного эксперимента регулярно в соответствии с предложенными планами самостоятельно занимались 12 человек в экспериментальном 3-м, 4 человека - в 9-м и 3 - в 11-м классах; посещали секцию ОФП 1 человек из 3-го, 4 из 9-го и 5 из 11-го класса; в лыжной секции занимались 2 человек из 9-го класса и по 1 из 3-го и 11-го класса и по 2 человека из 9-го и 11-го класса посещали волейбольную секцию. В контрольных группах не было отмечено учащихся, регулярно занимавшихся физической культурой самостоятельно. Спортивные секции посещали 3 человека из 9-го и 4 из 11-го класса.

Для оценки эффективности выбранной программы в конце учебного года было проведено повторное тестирование физической подготовленности и физического здоровья в экспериментальных и контрольных классах (табл. 1).

Таблица 1

Динамика интегральной и академической оценки, уровня физического здоровья и показателя PWCno за время предварительного эксперимента (в баллах)

 

Класс

 

Группа

 

Интегральная оценка

 

Академическая Оценка

 

Уровень физ. здоровья

 

Показатель PWCno

 

 

 

 

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

3

 

Э (п=22)

 

430*

 

456*

 

4,38*

 

4,53*

 

12,7*

 

14,1*

 

329*

 

371*

 

 

 

К(п=22)

 

431,5

 

441

 

4,4

 

4,45

 

12,4

 

12,8

 

322

 

350

 

9

 

Э(п=22)

 

445

 

463

 

4,41*

 

4,54*

 

13,2*

 

15*

 

680

 

728

 

 

 

К(п=22)

 

447

 

453

 

4,48

 

4,51

 

13,3

 

13,8

 

706

 

723

 

11

 

Э(п=22)

 

427,5

 

447,5

 

4,34*

 

4,49*

 

12,3*

 

13,4*

 

798

 

846

 

 

 

К(п=22)

 

428,5

 

432,5

 

4,37

 

4,41

 

12,5

 

12,9

 

826

 

845

 

Примечания: 1 - начало эксперимента, 2 - завершение эксперимента, Э -экспериментальная группа, К - контрольная группа, п - количество испытуемых, * - изменения носят достоверный характер (рВ индивидуальных профилях физической подготовленности учащихся экспериментальных классов, выполняющих планы, наблюдалось значительное улучшение показателей, при этом отрицательной динамики не выявлено и у

13

школьников, не выполняющих планы в силу каких-либо обстоятельств (нежелание, неблагополучные семьи, отсутствие контроля со стороны родителей). Это подтверждается динамикой средней интегральной оценки физической подготовленности в эксперименте, так она достоверно улучшилась в экспериментальных группах 3-х классов с 430 до 456 баллов (рАнализ показателей физического здоровья показал, что в экспериментальной группе 3-х классов достоверные изменения не наблюдались только в значении индекса Кегле, при этом обращает на себя внимание факт перехода в более высокой оценочный интервал в 12 случаях в индексе Робинсона и в 12-ти в индексе Шаповаловой; по 3 в индексе Скибинскогои по 3 в индексе Руффье. В 9-м экспериментальном классе перешли на более высокий уровень в 40 случаях, при этом 12 человек достигли повышения в индексе Шаповаловой с одновременным увеличением индекса Руффье, индекса Робинсона и индекса Скибинского у 9-ти, 8-ми и 5-ти учащихся соответственно, и у 6-ти наблюдалось увеличение оценочного диапазона в индексе Кегле. В 11-м классе аналогичное улучшение результатов зарегистрировано в 9 случаях по значению индекса Шаповаловой, 8 результатов в индексе Руффье и 4-х в индексе Скибинского. Такая динамика обусловила достоверное увеличение общей оценки уровня физического здоровья в экспериментальной группе 3-х классов с 12,7 до 14,1 баллов в среднем по группе, в контрольной группе отмечено её улучшение с 12,4 до 12,8 балла. В экспериментальной группе 9-го класса уровень физического здоровья достоверно повысился с 13,2 до 15 балла и увеличился с 12,3 до 13,4 балла в 11-м экспериментальном классе. В контрольных группах отмечено улучшение с 13,3 до 13,8 и с 12,5 до 12,9 баллов в 9-х и 11-х классах соответственно. Средние значения общей оценки физического здоровья в группах по методике B.C. Хрущева совпадают с диапазоном «средний уровень» до и после эксперимента.

Результаг в показателе PWCno достоверно улучшился с 329 до 371 КГ.М./МИН., в экспериментальной группе 3-х классов, в то время как в контрольной произошло изменение с 322 до 350 кг.мУмин. В 9-х классах значение PWCno улучшилось с 680 до 728 кг.м./мин., в контрольной группе с 706 до 723 кг.мУмин. В 11-х классах с 798 до 846 кг.мУмин. произошло улучшение результатов в экспериментальной группе, с 826 до 845 кг.мУмин. в контрольной группе.

Следует отметить, что наибольший интерес участников обсуждения вызвали не сами показатели, а интерпретация показателей функционирования отдельных систем организма по рекомендациям B.C. Хрущева и общий уровень здоровья. Такие педагогические условия обусловили внимание родителей и учащихся к предлагаемым направлениям физического воспитания и

14

предопределили неоднократные обращения к педагогу в течение учебного года за рекомендациями. Необременительная для учащихся процедура тестирования по данной методике определила вопросы учащихся о сроках следующего тестирования.

Представляет интерес динамика академической оценки по предмету «физическая культура», учитывающая не только уровень физической подготовленности, но и отношение к урокам, знания, двигательные умения и навыки. Так среднее значение академической оценки достоверно увеличилось с 4,38 (данные предыдущего учебного года) до 4,53 баллов, с 4,41 до 4,54 и с 4,34 до 4,49 баллов соответственно в экспериментальных группах 3-го, 9-го и 11-го классов. В контрольных группах наблюдалось незначительное улучшение оценок по всем возрастам. Определяющими факторами отмеченной в эксперименте динамики являются как улучшение показателей физической подготовленности, так и объективность интегральной оценки физической подготовленности, позволяющей снивелировать слабые и сильные результаты в тестах каждого учащегося и оценить общую физическую подготовленность, а не результаты в отдельных тестах при традиционной системе оценок. Положительно изменилось отношение учащихся к урокам в экспериментальных группах, что, безусловно, повлияло на умения и навыки, оцениваемые согласно программе в каждой возрастной группе.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что лучшая динамика, выявленная в экспериментальном третьем классе, обусловлена повышенным интересом к занятиям физическими упражнениями, который был вызван в начале учебного года совместными усилиями педагога, родителей и учащихся путём обсуждения результатов тестирования физической подготовленности и физического здоровья. Это подтверждается опросом отношения учащихся экспериментального класса к урокам физической культуры. Так, ответ «Посещаю с удовольствием» выбрали 71,4% 90,5% и 71,9%, ответ «Посещаю как обязательные» -14,3%, 4,8% и 23,8%, затруднились с ответом 14,3%, 4,8% и 4,8% учащихся экспериментальных классов в начале, середине и конце года соответственно. Анализ показал, что ответы учащихся не несут однонаправленного положительного характера. Данный факт, по нашему мнению, объясняется отсутствием регулярной мотивационной работы педагога в течение года с учащимися и родителями.

Анализ показателей физической подготовленности и физического здоровья учащихся 9-х и 11 -х классов, свидетельствующий о более значимой динамике результатов в экспериментальных группах объясняется, по нашему мнению, повышением интереса учащихся к занятиям физической культурой на основе понимания старшеклассниками экспериментальных групп реальной значимости занятий физической культурой для каждого в отдельности. Такой эффект был достигнут за счет определения направления занятий физической культурой для каждого учащегося на основе интегральной оценки и индивидуального профиля физической подготовленности, аргументированного обсуждения полученных

15

результатов и свободой выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ученика.

Вышесказанное подтверждается результатами изучения индивидуального отношения к занятиям физической культурой учащихся опытных групп старших классов по модифицированной методике А.Е. Голомштока, которые показали, что в экспериментальных группах с6до8ис4до7 в 9-х и 11-х классах увеличилось количество ответов учащихся в области повышенного притяжения к занятиям физической культурой, с4до6ис4до5в области положительного интереса при стабильном отношении к занятиям физической культурой в контрольных группах, что позволяет говорить о позитивном влиянии экспериментальной программы на формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой.

Результаты предварительного (формирующего) эксперимента позволили сделать следующие выводы:

1. Дифференциальные оценки комплекса тестов и интегральная оценка позволяют объективно оценить физическую подготовленность учащихся, уравнивая его индивидуальные слабые и сильные стороны. Профиль физической подготовленности учащегося, обладая наглядностью и убедительностью, даёт возможность определения направлений физического совершенствования личности и обладает мотивирующими свойствами.

2. Отмечена относительная консервативность общей оценки уровня физического здоровья, при высокой вариативности отдельных показателей входящих в методику B.C. Хрущёва, что позволяет использовать их в качестве стимулирующих факторов к регулярным занятиям физической культурой.

3. Исследования показали, что интерес к занятиям физической культурой без плановой методической работы с учениками и родителями не имеет устойчивого характера в течение учебного года.

4. Дальнейшим направлением в повышении эффективности формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой может являться создание мотивационной сферы, в которой задействованы педагог, учащиеся и их родители. Мотивационная сфера должна базироваться на объективных оценках уровня физической подготовленности и физического здоровья. Успешное функционирование мотивирующей среды как системы должно опираться на регулярность контроля и обратную связь со всеми её участниками.

С целью исследования эффективности методики формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой, базирующейся на системном подходе к трем составляющим технологии обучения: форме организации учебного процесса, методам обучения и методам контроля был проведен основной (оценочный) педагогический эксперимент.

Частными задачами основного эксперимента являлись:

1) Уточнение педагогических условий формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся сельских общеобразовательных школ.

16

2) Исследование эффективности использования методики формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся сельских общеобразовательных школ.

В эксперименте участвовали 6 опытных групп: по две в 3-х, 9-х и 11-х классах, общей численностью 124 человека с равным числом лиц мужского и женского пола в каждой возрастной группе.

Методика формирования интереса к занятиям физической культурой заключалась в следующем:

• проводилось тестирование уровня физической подготовленности и уровня физического здоровья;

• на каждого учащегося строился профиль физической подготовленности, и выявлялись слабые и сильные стороны подготовленности;

• по индексам физического здоровья выявлялись особенности функционирования отдельных систем организма;

• педагогом намечались индивидуальные предложения по занятиям различными формами физической культуры (самостоятельные занятия, занятия в секциях и др.);

• формирование мотивирующей среды осуществлялось на совместном с учащимися родительском собрании четыре раза в год, где в корректной форме докладывались результаты тестирования и предложения по направлению физического воспитания каждого учащегося.

На первом совместном с учащимися родительском собрании прошло обсуждение результатов тестирования и определены предложения по направлению физического воспитания каждого учащегося. При этом доминирующим фактором выбора учащимся формы занятий физической культурой являлось его желание и мнение родителей. Домашние задания корректировались педагогом в течение четверти с учетом освоения учащимся предлагаемых упражнений и контролировались в беседах с родителями и на уроках физической культуры. Итоговый контроль осуществлялся в конце каждой четверти.

В соответствии с планами, разработанными педагогом, реализация экспериментальной программы обеспечила регулярность как организованных, так и самостоятельных занятий физической культурой учащихся 3-х классов, при этом самостоятельные занятия выбрали 12 человек, 3 посещали секцию ОФП и 2 - лыжную секцию. В контрольных группах только 1 человек занимался дополнительно к урокам физической культурой с родителями.

Достоверно изменилась средняя интегральная оценка с 430 до 486 баллов в экспериментальной группе (р17

Эффективность экспериментальной методики также подтверждается показателями, характеризующими уровень физического здоровья. Так, значительно изменилась в сторону улучшения общая оценка физического здоровья в экспериментальной группе, где ее среднее повышение составило 1,95 балла. На конец учебного года в экспериментальном классе более высокого уровня физического здоровья добились 6 человек. В контрольном классе среднее улучшение уровня физического здоровья составило 0,85 балла. На более высокий уровень физического здоровья поднялся 1 человек. Результат в показателе PWCno достоверно изменился с 339 до 439 кг.м./мин. в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе результат изменился с 353 до 408 кг.м./мин.

Таблица 2

Динамика интегральной и академической оценки, уровня физического здоровья и показателя PVVCiTo за время предварительного эксперимента (в баллах)

Класс

 

Группа

 

Интегральная оценка

 

Академическая оценка

 

Уровень физ. Здоровья

 

Показатель

PWC170

 

 

 

 

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

^_2

 

3

 

Э(п=21)

 

430*

 

486*

 

4,39*

 

4,7*

 

13,2*

 

15,15*

 

339*

 

439*

 

 

 

К(п=21)

 

426

 

447

 

4,37

 

4,48

 

13

 

14,05

 

353

 

408

 

9

 

Э(п=19)

 

457*

 

514*

 

4,24*

 

4,55*

 

13,4*

 

15,5*

 

691*

 

786*

 

 

 

К(п=19)

 

456

 

475

 

4,17

 

4,27

 

13,6

 

14,45

 

693

 

728

 

11

 

Э (а=22)

 

425*

 

491*

 

4,11*

 

4,49*

 

12,2*

 

13,5*

 

788*

 

925*

 

 

 

К(п=22)

 

416

 

426

 

4,1

 

4,17

 

11,9

 

12,2

 

821

 

867

 

Примечания: 1 - начало эксперимента, 2 - завершение эксперимента, Э -экспериментальная группа, К - контрольная группа, п - количество испытуемых, * - изменения носят достоверный характер (рИзучение мнения учащихся показало, что работа по экспериментальной методике позволила повысить интерес учащихся экспериментальной группы к занятиям физической культурой, который изменился с 66,6% до 95,3%, тогда как в контрольной группе данный показатель за время эксперимента остался на уровне 61,9%. Следует отметить, что родителей больше интересовала динамика показателей физического здоровья, а 86% учащихся указали на интерес к динамике профиля физической подготовленности.

Значительное улучшение уровня физической подготовленности и физического здоровья, вызванное регулярными самостоятельными и секционными занятиями физическими упражнениями позволяет говорить о том, что планомерная работа педагога с учащимися и родителями в течение года, основанная на объективных методах контроля, обсуждении с учащимися и родителями всех сторон физической подготовленности и физического

18

здоровья, перспектив их дальнейшего развития является ведущим фактором формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой.

Ориентация педагогом учащихся и родителей экспериментальной группы 9-х классов с начала учебного года на значимость занятий физической культурой, обсуждение уровня физической подготовленности и показателей физического здоровья, постановка реальных перспектив совершенствования на учебный год повлияли не только на отношение учащихся к урокам физической культуры, но и то, что самостоятельными занятиями начали заниматься 5 человек, секцию ОФП посещали 5 человек, волейбольную - 3 и лыжную - 1, совмещали самостоятельные и секционные занятия 3 человек. В контрольной группе такой активности не наблюдалось, и в спортивных секциях занимались 4 человек.

Регулярное обсуждение результатов тестирования с учащимися и наличие позитивных изменений в ходе эксперимента позволили сохранить количество занимающихся во внеурочное время в течение всего года и получить достоверный рост средней интегральной оценки в экспериментальной группе с 457 до 514 баллов (рПедагогические условия, реализованные в экспериментальной группе 9-го класса, обусловили улучшение годовой академической оценки с 4,24 до 4,55 балла в предыдущем и экспериментальном учебных годах соответственно, в контрольной группе отмечено улучшение с 4,17 до 4,27 балла.

Анализ результатов тестирования физического здоровья показал, что в экспериментальной группе 9-х классов улучшение общей оценки физического здоровья составило 2.1 балла в среднем по группе. 5 человек значительно улучшили свои показатели, и перешли на более высокий уровень физического здоровья. В контрольной группе все испытуемые остались на исходных уровнях физического здоровья, а среднее изменение уровня физического здоровья по группе составило 0,85 балла. Значение показателя PWCno улучшилось достоверно с 691 до 786 кг.м./мин. в экспериментальной группе и с 693 до 728 кг.м./мин. в контрольной, различия не достоверные.

Анкетирование индивидуального интереса учащихся опытных групп к занятиям физической культурой, проведенное в начале и в конце эксперимента по методике А.Е. Голомштока, показало, что работа педагога с учащимися и родителями по экспериментальной методике, занятия физической культурой в спортивных секциях школы и самостоятельно положительно повлияли на интерес учащихся к занятиям физической культурой, который повысился на 37%. За то же время интерес учащихся контрольной группы к занятиям физической культурой несколько снизился.

19

Анализ результатов эксперимента в опытных группах 11-х классов показал, что направленная работа педагога с учащимися и родителями по экспериментальной программе в течение учебного года определила отношение учащихся экспериментальной группы к занятиям физической культурой так: самостоятельно занимались 6 человек, секцию ОФП посещали 5 человек, в волейбольной и лыжной секции занимались по 3 человека, совмещали самостоятельные и секционные занятия 3 человека. В контрольных группах посещали спортивные секции 4 человека.

Регулярные занятия физической культурой в течение всего учебного года позволили достоверно улучшить среднюю интегральную оценку физической подготовленности в экспериментальной группе с 425 до 491 балла, тогда как в контрольной группе изменение оценки произошло с 416 до 426 баллов. У школьников экспериментальной группы в 6 тестах был получен достоверный рост результатов, в контрольной - достоверные изменения в 1 тесте (рРезультаты индивидуальных изменений в показателях физического здоровья показали, что на более высокий уровень физического здоровья в экспериментальной группе перешли 3 юноши и 2 девушки. За это же время в контрольной группе на один уровень опустились по 2 учащихся, как в группе юношей, так и у девушек. Общая оценка физического здоровья улучшилась в экспериментальной группе на 1,3 балла. В контрольной группе за время эксперимента изменение уровня физического здоровья составило 0,3 балла в среднем по группе. Достоверно улучшился результат PWC17o с 788 до 925 кг.м./мин. в экспериментальной группе и улучшился с 821 до 867 кг.м./мин. в контрольной группе (рЗанятия физической культурой значительно повлияли на изменение академической оценки в течение учебного года. Так, в экспериментальной группе академическая оценка улучшилась с 4,11 балла до 4,49 балла, в контрольной группе с 4,1 до 4,17 балла.

Подтверждением полученных данных служат результаты опроса учащихся по модифицированной анкете А.Е. Голомштока, которые показали, что за время эксперимента интерес к занятиям физической культурой увеличился на 45%. В контрольной группе таких учащихся осталось 3 против 4 в начале эксперимента. Беседы с учащимися показали, что интерес к активным занятиям физической культурой определялся тремя доминирующими причинами: стремлением реализовать свои возможности, улучшить свою подготовленность и здоровье, интересно провести время.

Результаты педагогического эксперимента позволяют утверждать, что в экспериментальных группах 3-х, 9-х, 11-х классов сложились благоприятные педагогические условия, характеризующиеся повышенным вниманием к урокам физической культуры, широким выбором внеурочных форм, заинтересованностью учащихся и родителей показателями физического здоровья и результатами физической подготовленности, ростом авторитета преподавателей физической культуры.

Общие выводы и рекомендации, вытекающие из результатов исследования

1. Существующая система оценок успеваемости по физической культуре не формирует интерес учащихся к занятиям физической культурой, в связи с чем наиболее перспективными путями повышения стимулирующей роли оценки по физической культуре являются:

• региональные, метрологически обоснованные нормативы;

• система дифференцированных оценок комплекса тестов и испытаний, позволяющая более точно оценить достижения учащегося в единой шкале измерений и получить наглядное изображение профиля индивидуальной подготовленности;

• интегральная оценка, объективно оценивающая достижения в комплексе тестов.

2. Наряду с объективными показателями физической подготовленности повышенный интерес учащихся разных возрастных групп и родителей учащихся младших классов вызывают методики и отдельные показатели, характеризующие деятельность отдельных систем организма. Среди наиболее значимых можно выделить показатель PWCno и методику С.В. Хрущева, включающую индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье.

3. Регистрируемая вариативность индивидуальных профилей физической подготовленности и показателей физического здоровья при регулярных занятиях физической культурой обуславливает эффективное использование их в качестве мотивирующих факторов при работе с родителями и учащимися.

4. Реализация в учебном году экспериментальной методики позволила не только повысить индивидуальный уровень физической подготовленности и его интегральную оценку на 50-60 баллов в среднем по классам, не только обеспечила рост среднего значения академической оценки на 0,3 балла, по и обусловила повышение уровня физического здоровья у 29% третьеклассников и 23-26% учаомхся старших классов экспериментальных групп. В контрольных группах наблюдалась стабильность и некоторое снижение этих показателей в старших классах.

5. Методика, базирующаяся на традиционной системе физического воспитания и включающая в себя ежечетвертное тестирование показателей физической подготовленности, физического здоровья и детальное обсуждение результатов тестирования с учащимися и родителями, вызвата повышение интереса к занятиям физической культурой в экспериментальных группах у 29, 37 и 45% учащихся 3-го, 9-го и 11-го класса соответственно, тогда как в контрольных группах интерес к занятиям физической культурой за время эксперимента в 3-м классе остался на прежнем уровне, а в 9-м и 11 -м классах снизился на 16 и 15% соответственно.

6. Интерес учащихся к занятиям физической культурой в младших классах наиболее успешно формируется путем целенаправленной работы с

родителями, планированием и контролем домашних заданий по физической культуре; в старших классах формированием ценностного смысла занятий физической культурой и значимостью их для физического здоровья личности.

В целом можно констатировать, что результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность предложенной экспериментальной методики.

Отметим, что наше исследование не решает полностью поставленную проблему. Поэтому дальнейшие разработки могут идти по следующим направлениям:

1) Повышение эффективности формирования потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями.

2) Создание условий, повышающих эффективность приобщения учащихся, родителей и педагогов к занятиям физической культурой.

3) Повышение объективности оценки по предмету «физическая культура».

Материалы исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Физическая подготовленность школьников сельских школ Чайковского региона // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в ВУЗах спортивного профиля: Материалы докл. III межвуз. науч.-практ. конф. -Чайковский: ЧГИФК, 1996. -Ч. 2. -С. 17-21. (в соавторстве)

2. Интегральная оценка физической подготовленности как основа формирования двигательных потребностей сельских школьников // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в ВУЗах спортивного профиля: Материалы докл. IV межвуз. науч.-практ. конф. -Чайковский: ЧГИФК, 1998.-С. 103-104.

3. Методологические предпосылки формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся общеобразовательных школ. Учебно-методическое пособие. - Чайковский: ЧГИФК, 1999. -98 с. (в соавторстве)

4. Формирование основ здорового образа жизни учащихся сельских общеобразовательных школ (методическая разработка). - Чайковский: Изд. Регион, 1999.-15с.

5. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Чайковский: Изд. Регион, 1999. -21с.

6. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития в Челябинской области (тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых и студентов). - Челябинск, УралГАФК, 2000. - С. 52-53.


Описание предмета: «Педагогика»

Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.

Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. [Психология и педагогика. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. - СПб.: Питер, 2002.]

Литература

  1. А.А. Дмитриев. Физическая культура в специальном образовании. – М.: Академия, 2002. – 176 с.
  2. Т.А. Гусева, Т.О. Иванова. Мы — спортсмены! Настольно-печатные игры для младших дошкольников (3-5 лет). – М.: Детство-Пресс, 2011. – 16 с.
  3. Е.А. Земсков. Гимнастика. Типология уроков физической культуры в школе. Учебное пособие. – М.: Физическая культура, 2008. – 192 с.
  4. В.Ф. Балашова. Формирование аттестационного педагогического измерительного материала по дисциплине "Теория и организация адаптивной физической культуры". Учебное пособие. – М.: Физическая культура, 2008. – 324 с.
  5. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2. – М.: Физическая культура, 2005. – 448 с.
  6. В.Н. Зуев. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры. Учебное пособие. – М.: Физическая культура, 2006. – 392 с.
  7. Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А. Красников. Физическая культура. Олимпиада. – М.: Физическая культура, 2005. – 112 с.
  8. Педагогика физический культуры и спорта. Учебник. – М.: Физическая культура, 2006. – 528 с.
  9. С.А. Полиевский. Стимуляция двигательной активности. – М.: Физическая культура, 2006. – 256 с.
  10. В.Ф. Балашова. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. – М.: Физическая культура, 2008. – 248 с.
  11. А.А. Красников, Н.Н. Чесноков. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2010. – 176 с.
  12. Н.Н. Зволинская, И.П. Космина. Учебники и учебные пособия в системе образования по направлению "Физическая культура" (подходы к созданию и оценке). – М.: Физическая культура, 2006. – 136 с.
  13. Валерий Паначев. Развитие двигательных способностей на занятиях физической культурой. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 164 с.
  14. Сергей Фирсин. ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 140 с.
  15. Ирина Лосева und Лилия Андрющенко. Формирование готовности к развитию физической культуры у студентов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 204 с.
  16. Е.И. Подольская. Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа. – М.: Учитель, 2014. – 144 с.
  17. А .В.Шишкина, О.П. Алимпиева, В.В. Бисеров. Физическая культура. 3,4 класс. Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 144 с.


Готовые работы

Тема работыТип работы
Физическое воспитание в детских дошкольных организациях
Физическая культура
Реферат
13 стр. / 1300 руб.
Физическое воспитание в школе
Физическая культура
Реферат
12 стр. / 1100 руб.
Физическое воспитание в школе
Физическая культура
Реферат
15 стр. / 1400 руб.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических ВУЗов
Физическая культура
Курсовая работа
39 стр. / 4000 руб.



Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл к заказу

- осталось написать email или телефон

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Карта сайта ЗАКАЗАТЬ
Цены, скидки и акции
Реферат, доклад, эссе, контрольная 120 р./стр.
Курсовая от 150 р./стр.
Отчёт по практике 150 р./стр.
ВКР, дипломная от 175 р./стр.
Скидки. Антиплагиат.
Поделиться
Реклама



Мы в социальных сетях
Отзывы
Евгения, 15.02
Лилия,огромное спасибо!Было приятно с вами иметь дело.С уважением,Евгения.


Букинистика: редкие книги!