Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Феномен социальной заботы: опыт философского анализа

Философия

 

ЦЫБУЛЕВСКАЯ Елена Александровна

Феномен социальной заботы: опыт философского анализа

22.00.06 - социология духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Тюмень 1999

Работа выполнена на кафедре философии Тюменского государственного университета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях углубляющего экономического и социального расслоения, ухудшения демографического состояния общества, возрастания смертности и падения рождаемости, ухудшения физического здоровья людей для большей части населения становится недоступным бесплатное образование и здравоохранение, повышение культурного развития и другие блага, способствующие развитию человека как личности. На смену духовно-нравственному потенциалу, заложенному традициями российского общества, пришли такие антисоциальные явления, как алкоголизм, наркомания, бездомность, проституция. Существует реальная угроза появления и распространения маргинальных слоев населения, полностью теряющих связь с обществом.

Для борьбы с этими явлениями в среде уязвимых слоев населения в настоящее время далеко недостаточно применение мер, связанных с социальной помощью, необходима целенаправленная и реформированная государственная политика по социальной защите. Вместе с тем, предполагаемое реформирование сложившейся системы социальных гарантий может стать большим испытанием для общества и вызвать негативные последствия, несмотря на необходимость принятия подобных мер. Попытки сохранения их практически в первозданном виде социального обеспечения не отвечают финансовым возможностям как государства в целом, так и регионов. В настоящий период социальная работа не может формироваться без опоры на традиции милосердия и благотворительности.

Продолжающийся экономический спад значительно снизил возможности государства в сфере социальной защиты, что неизменно приведет к дальнейшему снижению социальных стандартов. Следовательно, концептуально социальная забота отвечает требованиям времени. Наиболее важным представляются исследования философского измерения феномена социальной заботы.

Таким образом, актуальность исследования феномена социальной заботы обусловлена рядом факторов:

- во-первых, становление отечественной модели социальной защиты населения требует теоретического осмысления, так как ее формирование находится в стадии развития и принимаемые меры не всегда эффективны;

- во-вторых, существует недостаточная философская разработанность абстрактно-логического и методологического аппарата социальной заботы.

- в-третьих, инновационные процессы в обществе требуют обновления системы социальных форм, учитывающих дифференциацию в обществе, совершенствование социальной деятельности в целом.

 

Степень научной разработанности проблемы. Традиции милосер-

J

дня и благотворительности в истории общественной и духовной жизни страны занимали особое место. В силу общественной значимости и актуальности социальной защиты населения внимание исследователей к данной научной проблеме увеличилось, сложилась определенная историография. В историографии темы следует в первую очередь выделить работы, отражающие процесс формирования и развития социальной политики и социальной защиты населения. Но в отечественной науке практически нет исследований, которые комплексно освещали бы эти вопросы. Это связано с тем, что процессы социального обеспечения и организации государственной системы социальных служб в РФ, становления социальной защиты стали предметом комплексного изучения только лишь в последнее десятилетие. В числе авторов, активно изучавших социальные аспекты, следует назвать дореволюционных ученых-историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Е.Д. Максимова, В.В. Розанова, так и современных ученых В.И. Жукова, М.В. Фирсова, П.И. Не-щеретного. В годы советской власти действовала система государственного социального обеспечения и социального страхования. Научной общественности известны работы А. Винокурова, П. Вертбиловского, В. Белякова и др.

В современных публикациях уделяется большое внимание станоале-нию федеральной и территориальной системы социальных служб, исследуется опыт социальной защиты малообеспеченных слоев населения, создание и развитие новых форм обслуживания населения.

В историографии проблемы следует выделить работы, отражающие процесс развития социальной политики в законодательстве. Ученые правомерно отмечают декларативный характер законодательно-нормативной базы, невозможность выполнения отдельных статей на всех уровнях.

Особое значение придается изучению вопросов методологии и прикладных аспектов социальной работы, где приоритет принадлежит таким ученым, как З.И. Туполев, Е.И. Холостова, Л.В. Топчий, А.М. Палов, М.В. Фирсов, И.А. Зимнял, А.С. Сорвина.

Актуальность проблемы социальной защиты населения вызвала появление целого ряда диссертационных исследований, авторы которых ставят задачу определения оптимальных путей управления социальными реформами, предоставления социальных гарантий, улучшения качества жизни, разработки инновационных моделей социальной защиты. Эти проблемы рассматривались Т.Н. Болотной, Т.А. Васильевой, В.Г. Плышевского, Т.Н. Успенской.

Немалое внимание проблемам социальной защиты уделяют зарубежные ученые из США, Германии, Франции - Кейс Вен Сман, А. Меркель, Т. Леон, М. Батти. Интересен опыт стран восточной Европы, которые переживают сходные процессы усиления социальной напряженности по мере углубления рыночных преобразований.

Библиографический анализ показывает, что философские аспекты становления социальной защиты не нашли отражения в литературе, философский подход к проблеме обозначился совсем недавно. Поэтому, восполняя этот пробел, диссертант конструирует собственную концепцию социальной защиты. Понимание феномена социальной защиты как ценностного единства справедливости и сострадания привело автора к анализу античной, христианской, ренессансной, новоевропейской и отечественной традиций повествования о справедливости и сострадании. Этим было обусловлено обращение к трудам Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Юма, К. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Канта, А.Шопенгауэра, Ф. Ницше, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, И. Ильина и других философов.

Труды западных и отечественных мыслителей XX в. были использованы при разработке методологических аспектов социальной заботы. Именно этим продиктовано обращение к идеям М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, Л. Витгенштейна, Г. Маркузе, Л. Шестова, Н. Лосского и др.

В целом, анализ разработанности проблем социальной защиты населения в нашей стране и за рубежом позволяет констатировать, что многие методические, теоретические и практические вопросы эффективности социальной защиты населения все еще ждут своего разрешения. Особенно необходим их углубленный философский анализ. Актуальность проблемы, ее недостаточная философская разработанность определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

 

Проблема, Основная проблема заключается в самом феномене социальной заботы: что он собой представляет, какова его роль в жизни человека, каковы механизмы реализации этого феномена в обществе?

 

Цель и задачи исследования. Целью исследования является философский анализ феномена социальной заботы. В работе развертывается концепция социальной заботы как ценностного единства справедливости и сострадания.

Достижение этой цели требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

- проследить эволюцию категорий справедливости и сострадания как ценностных оснований социальной заботы;

- провести анализ понятия "социальная забота" в его отношении к ряду сопоставимых по значению терминов;

- проанализировать методологию философского исследования феномена социальной заботы;

- изучить критерии феномена социальной заботы;

- раскрыть феномен социальной заботы как единства справедливости и сострадания.

 

Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве теоретических источников работы следует назвать труды современных западных и отечественных философов, социологов, культурологов по проблемам социальной работы. На разных этапах исследования были использованы методы научного анализа и синтеза, принцип единства логического и исторического, взаимосвязь познавательного и ценностного отношения, конкретно-исторический метод познания.

В диссертации рассмотрены проблемы методологии исследования феномена социальной заботы. На основе методологического анализа автор показал, что для исследования аксиологии социальной заботы необходимо использовать: а) лингвистический и феноменологический методы; б) методы стигматической (знаковой) и конспективной (обзорной) интуиции. Для изучения праксиологии социальной заботы, прежде всего, нужно использовать: а) эмпирические методы, б) системный анализ.

 

Научная новизна диссертационного исследования. В работе впервые получены следующие результаты:

- прослежена эволюция категорий справедливости и сострадания как ценностных оснований социальной заботы;

- проведен анализ сопоставимых по значению понятий: "социальная помощь", "социальная поддержка", "социальная работа", "забота", "забота о себе";

- проанализирована методология исследования феномена социальной заботы;

- изучены критерии феномена социальной заботы;

- предложена и обоснована теоретическая модель феномена социальной заботы как единства справедливости и сострадания. Положения, выносимые на защиту:

1. В социологическом измерении "социальная забота" проявляет себя через "социальную защиту", "социальную помощь", "социальную поддержку", "социальную работу" и выступает по отношению к ним в качестве более общей категории, охватывающей их. В философском аспекте "социальная забота" оказывается органически встроенной в категориальный ряд хайдег-геровской метафизической заботы и заботы о себе М.Фуко.

2. Можно выделить три формы возможных критериев социальной заботы: 1) равное распределение (предполагает абсолютно равное положение всех); 2) распределение по потребностям (предполагает удовлетворение всех насущных потребностей человека); 3) распределение по закону (предполагает распределение по тем правовым нормам, которые существуют в данном обществе). В выделенных критериях феномена социальной заботы есть общее - абсолютизация ценности справедливости и игнорирование ценности сострадания.

3. Для действенного обеспечения социальной заботы в обществе необходимо органичное сопряжение двух ценностей - справедливости и сострадания. Важно, чтобы формальная справедливость соединялась с живым личностным состраданием, тогда социальная забота предстанет в виде сострадательной справедливости. Социальная забота, построенная лишь на соблюдении формальной справедливости, зафиксированной в букве закона, есть одностороннее, ущербное образование.

 

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что историко-культурный материал и теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы в практике:

- в преподавании философии, социологии, спецкурсов по теории социальной работы;

- в разработке рекомендаций и практическом применении их в деятельности специалистов по социальной работе;

- в последующих исследованиях феномена социальной заботы.

 

Апробация работы. Теоретико-методологические положения, аналитические разработки диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях Ханты-Мансийского автономного округа, в процессе занятий со студентами Сургутского филиала Московского государственного социального университета, курсах повышения квалификации социальных работников Окружного центра социального образования.

 

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Диссертация изложена на 143 страницах, список использованной литературы содержит 160 наименований.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется состояние ее научной разработки, определяются цели и задачи диссертации, основные методологические принципы, научная новизна исследования и его практическая значимость.

 

Глава 1 "Справедливость и сострадание как ценностные основы социальной заботы" посвящена историко-философскому анализу понятий "справедливость" и "сострадание". Параграф 1.1. "Античная традиция о справедливости и сострадании". Источником первых представлений о справедливости явился дух примитивной уравнительности, определявшей всю жизнедеятельность человека и функционирование коллектива. Мир социальных норм и оценок представал перед античными философами в единстве с миром природы. "Апейрон" Анаксимандра, "логос" Гераклита, означавшие единое и всеобщее во Вселенной, постоянный и неизменный порядок в мире сменяющихся вещей, выражали у древних греков природу вещей. От-

сюда выводилось представление о всеобщей справедливости. Космической справедливости подчинены и люди, и стихии природы, и сами боги. Целый ряд оттенков внесен в понимание справедливости софистическими и сократическими школами. Прежде всего, это выдвижение на первый план релятивного характера справедливости, антропологическая ее окраска, разграничение "справедливости по природе" и "справедливости по закону".

Платон выступает в истории общественной мысли как один из первых философов, непосредственно использовавших категорию справедливости в интересах обоснования существующих социальных порядков. Платон доказывает сверхчувственный характер справедливости. Платоновский подход к справедливости отразил то обстоятельство, что у этой категории имеется содержание, независимое от чувств отдельного человека. В системе философских размышлений Платона уже можно выделить анализ сострадательного отношения. Однако сострадание и справедливость в его сознании, как в целом в греческом сознании, остаются несопряженными. Категория справедливости соотносится исключительно с законом. Суть зла усматривается в нарушении закона. Сострадание вызывает не просто тот, кто голоден или испытывает другую подобную нужду, но тот, кто рассудителен, обладает какой-нибудь добродетелью или ее частью и при этом попал в беду.

Понимание справедливости как явления не индивидуального, а общего, намеченное в предшествующих учениях, получило развитие в трудах Аристотеля. Справедливость - важнейшее понятие, без которого не может существовать ни гражданская, ни политическая жизнь. Она составляет основу гражданских и нравственных добродетелей каждого свободного человека. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке формальной структуры справедливости. Он показал два ее вида: уравнивающую и распределяющую справедливость. Аристотель детально рассматривает категорию сострадания, указывая, кто доступен и кто недоступен этому чувству, что и кто возбуждает сострадание. Он считал сострадание некоторым родом печали при виде бедствия. Человек, чтобы почувствовать сострадание, должен считать возможным, что сам он или кто-нибудь из его близких может потерпеть какое-нибудь бедствие.

Таким образом, античной традиции были известны категории "справедливость" и "сострадание", но при их рассмотрении мыслители не связывали их друг с другом. Справедливость была включена в систему ключевых добродетелей классической Греции и рассматривалась как первая добродетель общественных институтов. Наряду с умеренностью, мужеством, мудростью - справедливость выступала в виде "величайшей добродетели", которая как бы управляет другими добродетелями. Через закон справедливость предписывает человеку, в каких делах надлежит быть сдержанным, мужественным, благоразумным.

В параграфе 1.2. "Христианская традиция о справедливости и сострадании" прослеживается дальнейшая эволюция терминов "справедливость" и "сострадание". Христианское учение о всеобщей любви к ближнему, о милосердии и равенстве всех перед лицом Бога наполнило благотворительные деяния новым духовным содержанием, придало им иной смысл.

Ветхозаветный бог часто именуется милосердным, его милосердие производно от справедливости. Оно выражается в том, что бог награждает и поощряет более охотно, чем наказывает. Его милосердие существует внутри справедливости как особый ее случай.

Иисус Христос подошел к этому вопросу иначе. В сострадании и милосердной любви чувства к человеку обнаруживаются независимо от его поступков и заслуг. Источник милосердия и сострадания Иисуса - его собственное сердце, а не заслуги тех, кому он их оказывает. Милосердие бескорыстно, оно не имеет меры. Нет такого человека и нет такого греха которые не подлежали бы прощению.

Милосердие и другие благотворительные дела являются угодными Богу, они подсказаны не корыстолюбием или тщеславием, как это нередко было свойственно богатым и знатным представителям античного мира, а навеяны сердечными порывами, исходящими из истинной веры и любви.

Христианская церковь трактует милосердие, как заповедь оказывать благотворение, проявлять сострадание к человеку всякой нации и вероисповедания, не делая при этом никаких различий между ними, не деля их на своих и чужих.

В христианском понимании сострадание есть, с одной стороны, одно из высших проявлений нравственного долга по отношению к тем, кто нуждается, кто беззащитен и бедствует, а с другой - овеществленное выражение благочестивых помыслов и всеобщей любви к ним, духовно роднящее и объединяющее творящих благодеяние и принимающих его.

Среди философов христианской традиции значительное внимание категории справедливости уделил Фома Аквинский. С позиций христианской теологии, разделяя представления Аристотеля об уравнивающей и распределяющей справедливости, Фома Аквинский рассматривал в обеих этих формах сообразность с естественным законом, являющимся отражением божественной мудрости. Характеризуя право, Фома отмечает, что это - действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость - одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего. Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому свое. Доминирующим началом в философии справедливости Фомы Аквинского - в противоположность истин-

ным идеям Аристотеля - является лишение категории справедливости социального характера.

Распространение христианства было отмечено глубочайшими противоречиями, проявившимися в развитии общественной мысли. С одной стороны, имел место разрыв с накопленными социальными и духовными ценностями, с другой - средневековье сохраняло связи с Античностью. В силу указанного обстоятельства идеи христианства пронизывали собою господствующие представления о справедливости и сострадании. Проявление чувства сострадания в дохристианский период было спонтанным и исходило преимущественно из естественно гуманистической природы человеческих взаимоотношений и общественно-бытовых условий жизни людей. В новых же условиях сострадание становится одной из нравственных обязанностей христианина. В христианской традиции сострадание не просто отличается от справедливости, но положительно сопряжено с ней: справедливость выводится из сострадания. В индивидуальном выборе личности справедливость опосредствуется состраданием.

 

Параграф 1.3. "Ренессансная традиция о справедливости и сострадании". Среди гуманистов было распространено понимание понятия "справедливости" как равенства. Речь идет не об уравнивании единичностей, отвлекаясь от их конкретного содержания, но о приравнивании отношений, составленных сообразно тому, что каждая из этих единичностей собой представляет. Основой является равенство отношений наград и заслуг, а также соотношение наград с заслугами. В этом важнейшее отличие от арифметической пропорции, строящейся без учета достоинств лица и связанной с отправлением справедливости при взаимном обмене. Гуманисты подчеркивали, что именно первого ее вида (того, который связан с распределением общих благ) следует держаться, добиваясь публичной справедливости, тогда как арифметическая пропорция уместна в частных делах. Справедливость в общественных делах есть равенство, но не абстрактных единичностей, а отношений; наделяя каждого тем, что ему положено, она крайне важна для человеческого общества.

Наилучшим образом формулирует точку зрения ренессансного гуманизма на проблему сострадания и человеколюбия Томас Мор, идеи которого представлены в "Утопии". Гуманисты исходили из того, что человек должен относиться к другим людям, как к себе подобным, с которыми его связывает общность происхождения, а в бытии целостного человеческого рода увидеть подлинное и полное явление своей сущности. В "Утопии" подчеркивается, что и разум, и природа побуждают смертных помогать друг другу, заботиться о ближнем, утешать его в горестях, облегчать его тяготы. Особенно отмечается забота о больных и немощных, гуманное обращение с иноземцами, добровольно нанявшимися к ним в рабство. Поскольку человечность есть

10

именно человеческая добродетель, то поступать "человечнее всего" означает попечение о благе ближнего и всех.

 

Параграф 1.4. "Новоевропейская традиция о справедливости и сострадании". Истоки справедливости Ф.Бэкон определял с натуралистических позиций. Врожденное чувство справедливости отличает человека от зверя, делает его существом высшего порядка. Главной целью справедливости является забота об общем благе.

Г.Гроций рассматривал справедливость в качестве высшего принципа человеческого общежития, подчиняя ей все этические и правовые категории. Он указывал на такие ее существенные элементы, как эквивалентность в обмене, воздержание от посягательств на чужое достояние, возвращение вещи тому, кому она принадлежит, выполнение договоров, возмещение ущерба при наличии вины причинителя и т.п.

Т. Гоббс размышлял о социальном основании идеи справедливости, о выражении в ней определенных человеческих потребностей. Справедливость есть правило разума, запрещающее нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон. Вслед за Аристотелем он различал два ее вида: коммутативную (уравнивающую) и дистрибутивную (распределяющую) справедливость. В отличие от своих коллег Т. Гоббс плодотворно использовал категорию "сострадание". "Сострадание есть воображение, или фикция, нашего будущего несчастья, порожденное чувством чужого несчастья".

Б.Спиноза рассматривал справедливость как категорию, органически связанную с существованием и деятельностью государства. Характеризуя сострадание, он полагал, что это есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.

Д. Юм сделал вывод о том, что справедливость - "искусственная" добродетель, между тем как милосердие, сострадание - "естественная".

В просветительской философии нарастает осознание связи справедливости и сострадания не только с природными и государственными факторами, но и с характером человеческих, вплоть до личностных, отношений. Ж.-Ж. Руссо придерживался учения о природной доброте человека и утверждал, что все характеры добры, что сочувствие неотделимо он их природы. Напротив, К. Гельвеции подчеркивает, что необходимость законов доказывает обратное. Она полагает, что различные интересы людей делают их дурными или хорошими и что единственный способ создать добродетельных граждан - это связать частные интересы с общими интересами. К. Гельвеции доказывал, что сострадание не есть ни нравственное чувство, ни врожденное чувство, но является простым результатом себялюбия.

Отличительной чертой взглядов И. Канта на справедливость был перевод практических потребностей развития общественных отношений на язык

11

априорных определений и постулатов разума. Источник подлинной справедливости, по И. Канту, - категорический императив, в абстрактной формуле которого была выражена идея человеческого равенства и самоценности человеческой личности. И. Кант все истинно доброе и всякую добродетель признает таковыми, только лишь, если они вышли из абстрактной рефлексии, т.е. из категорического императива и понятия долга. И поэтому для Канта чувство сострадания - проявление слабости человеческого индивида, а отнюдь не добродетель.

Необходимость сострадательного отношения к окружающим, согласно А. Шопенгауэру, вытекает из положения о нерасторжимости связи жизни в целом и страдания. Всякое желание возникает из потребности, из недостатка, из страдания, а поэтому удовлетворение всегда лишь устраненная мука. Радости выдают себя за позитивное счастье, но в действительности они по своей природе отрицательны и представляют собой лишь конец страдания. Все, совершаемое добротой, любовью и благородством для других, всегда лишь смягчает их страдания и, следовательно, то, что побуждает человека к добрым делам во имя любви, есть только познание чужого страдания, понятое из собственного страдания и даже отождествленного с ним. Чистая любовь как сострадание смягчает страдание, а "человеческое страдание - саное глубокое страдание".

Своеобразным рубежом явилась социальная философия Фридриха Ницше. Он откровенно призывал к тотальному разрушению традиционных ценностей, полному отрицанию справедливости и сострадания. Все эти ценности Ф. Ницше считал иллюзорными, искусственно навязанными христианством. Требования справедливости и сострадания противоречат сущности жизни, основанной на выживании сильнейших за счет неприспособленных. Благодушие, терпимость, чувство справедливости противоречат могущественным инстинктам.

Таким образом, в истории философии наблюдается тенденция к сопряжению понятий "справедливость" и "сострадание". Мыслители античности в равной степени уделяли внимание анализу этих категорий, однако анализировались понятия вне связи друг с другом. Более значимой в ряду добродетелей для античного сознания была справедливость. Христианство в качестве универсального требования выдвигает сострадание, милосердие, любовь. В первую очередь от человека требуется не скрупулезное соблюдение формальной справедливости, выраженной в законе, а сострадательное отношение, исходящее из души и сердца. Новоевропейская традиция воспринимает различение между справедливостью и состраданием: справедливость ограничивает человека, сострадание же раскрепощает его. Сострадание несет в себе более высокий дух примиренности, чем справедливость.

В главе 2 "Философия социальной заботы как теория сострада-

12

тельной справедливости" дается развернутый анализ феномена "социальной заботы". Под социальной заботой как справедливом сострадании, диссертант понимает основание общества, которое охватывает не только формальные, выраженные в правовых нормах стороны общественной жизни, но также и неформальный социальный ритм жизни. Социальная забота состоит в распределении материальных и духовных благ в соответствии с существующими морально-правовыми принципами. Иначе говоря, социальная забота - это система распределения и воздаяния, обоснование которой обладает приемлемой для общества "морально-правовой логикой".

 

В параграфе 2.1. "Понятие "социальная забота"" предпринимается попытка ввести понятие "социальная забота" в систему философских категорий. Для содержательного раскрытия и выявления специфики вводимого понятия, оно рассматривается в ряду близких по значению терминов: "социальная защита", "социальная работа", "социальная помощь", "социальная поддержка".

"Социальная забота" - понятие, включающее в себя духовные явления и процессы жизни общества, а потому оно не может принадлежать только к уровню социологического, экономического или политико-правового знания. Это понятие включает в себя ценностные аспекты и затрагивает не только повседневные взгляды и чувства людей, но и экзистенциальные основания бытия человека, определяя характер духовной жизни личности. Понятие "социальная забота" пронизывает все сферы жизни человека, затрагивая его сущностную природу.

По мере углубления анализа понятия "социальная забота" возникает необходимость в его сравнительном анализе с более абстрактным категориальным рядом. Реализацию такой возможности диссертант видит в сопоставлении понятия "социальная забота" с категорией фундаментальной онтологии М. Хайдеггера "забота" и с категорией "забота о себе" М. Фуко.

В работе утверждается, что забота о самом себе - это один из принципов рационального поведения, однако забота о самом себе в настоящее время имеет негативное звучание, которое она получила из христианской традиции. Для современного человека забота о самом себе означает, прежде всего, эгоизм.

Забота о себе - это искусство, умение, которое позволяет человеку руководить и заботиться о других людях. Если человек позаботился о других, спас других, то он спас себя. Таким образом, забота о других есть дополнительное вознаграждение, которое человек получает за работу над самим собой, это результат заботы о себе. Эволюция этого понятия приводит к тому, что уже в I - II вв. обнаруживается существенный разрыв между заботой о себе и заботой о других. Однако этот разрыв нельзя считать полным. Забота о себе и забота о других еще достаточно тесно связаны между собой, но про-

13

исходит концентрация внимания на заботе о себе. Это становится основополагающим принципом морали таких философских учений как эпикуреизм и кинизм. Не остается в стороне от этой проблемы и христианство. Концепция заботы о себе обнаруживается в александрийской духовной традиции (например, концепция заботы у Филона и Плотина). В дальнейшем мы встречаемся с этим понятием в виде христианской аскезы у Григория Нисского. Христианская мораль заимствует данный принцип, пересаживая его на новую почву, помещает в контекст всеобщей этики не-эгоизма либо под видом христианского отказа от самого себя. От этой проблемы не остается в стороне и современная нехристианская мораль. Принцип заботы о себе мы встречаем под видом обязательств по отношению к другим людям, классу, сообществу.

В работе отмечается, что понятие "забота о себе" и "социальная забота" как забота о других - два очень тесно взаимосвязанных принципа. Человек, не способный проявлять заботу о себе, не может заботиться и о других людях. "Я" проявляет заботу о себе, чтобы суметь заботиться о других.

"Забота" как онтологическая категория занимает значительное место в творчестве М. Хайдеггера. Забота является одним из экзистенциальных ос-новофеноменов мира с достаточно сложной структурой. В феномен заботы прочно входят такие экзистенциальные феномены, как смерть, совесть и вина. Забота не выводится онтологически из реальности, ее невозможно выстроить через категории реальности. Смысл "заботы, делая последнюю в ее конституции возможной, составляет исходно бытие способности-быть". Забота понимается М. Хайдеггером не просто как "озабоченность" и "хлопотливость", она имеет доонтологическое свидетельство.

Человек - это не только сущее, имеющее исток своего бытия в заботе, но и сущее, все время жизни которого принадлежит заботе. Понятие "забота" в хайдеггеровской интерпретации принимает экзистенциально-онтологическое звучание. Представить человеческое существование вне заботы принципиально невозможно. Забота как метафизическая обеспокоенность судьбой бытия лежит в основе экзистенциальной сущности человека.

 

Параграф 2.2 "Методология феномена социальной заботы" посвящен анализу методологии исследования феномена социальной заботы. В учении о социальной заботе диссертант выделяет две части: аксиологию социальной заботы и праксиологию социальной заботы. Аксиология социальной заботы посвящена изучению содержания и формальной структуры ценностей, составляющих объем категории социальной заботы. В рамках аксио-логии выделяются два направления: а) изучение содержания ценностей и внешних форм-требований к ним предъявляемых, которые обнаруживаются при любой системе ценностей; б) изучение содержания ценностей социальной заботы, присущего вполне конкретной системе ценностей (националь-

14

ная, региональная и т.д.). Диссертант обосновывает, что для исследования аксиологии социальной заботы важно использовать различные методы: а) лингвистический и феноменологический; б) стигматической (знаковой) и конспективной (обзорной) интуиции. Праксиология социальной заботы посвящена изучению методики рассмотрения различных структур или совокупности структур, образующих феномен социальной заботы, с точки зрения установления их эффективности. Для изучения праксиологии социальной заботы, прежде всего, нужно использовать а) эмпирические методы и системный анализ.

Лингвистический метод требует анализа смыслового значения понятий, конституирующих ценности социальной защиты. Его суть сводится к тому, чтобы найти путь от теоретической части к практической. Философские проблемы, считающиеся на первый взгляд неразрешимыми, тем не менее можно плодотворно решить, если исходить из того, что традиционно эти проблемы основывается на ошибочном понимании логики нашего языка. Применение лингвистического метода к анализу ценностей, конституирующих институт социальной заботы, позволит выявить ряд проблем, связанных с поливариантным толкованием некоторых категорий.

Феноменологический метод предполагает обратный путь исследования - от практики, которая включает в себя сущность феномена социальной заботы, к теоретическим исследованиям социальной заботы. Название этого метода предполагает искать его истоки в феноменологии Э. Гуссерля.

Лингвистический и феноменологический методы исследования, предполагающие переход от теории к практике и наоборот, предусматривают анализ проблем социальной заботы в рамках социальной действительности с точки зрения объективно существующих законов бытия. Возможно, эти методы представляют собой попытку навязать социальному бытию определенную идеальную модель, но, тем не менее, это может быть оправдано, поскольку позволит получить философскую интерпретацию феномена социальной заботы.

Под эмпирическими методами понимается направленное воспроизведение, фактофиксирующая деятельность без обобщения и анализа их социальных предпосылок. Системный анализ рассматривает ситуацию с различных сторон, выявляя единство формы и содержания, случайного и необходимого, вероятного и жестко детерминированного в системе. Таким образом, если эмпирические методы приводят к распадению феномена социальной заботы как целостности на отдельные элементы, то системный анализ направляет мышление на переход от явления к сущности, производя интеллектуальный синтез и выявляя закономерности, сущностные связи феномена социальной заботы с окружающими его явлениями и процессами.

Трудность познания вытекает из противоречивости и неопределенно-

15

ста связей социальной заботы как феномена сознания с общественной жизнью, с внутренней неопределенностью самой социальной заботы. Каждое изменение человеческого общества и его окружения вызывает пересмотр существующих оценок для приложения к новой ситуации и порождает новые критерии и новую меру социальной заботы населения.

 

В параграфе 2.3. "Критерии феномена социальной заботы" диссертант задачу видит в выработке критерия феномена социальной заботы. С целью ее реализации, в работе выделяются три формы критериев социальной заботы: 1) равное распределение; 2) распределение по потребностям; 3) распределение по закону.

Первый критерий - равного распределения - предполагает абсолютно равное положение всех людей, оставляя без внимания их индивидуальные особенности (национальность, происхождение, возраст), социальный статус, заслуги и другие характеристики. Смысл социальной заботы нельзя сводить к последовательному проведению в жизнь принципа равенства. Понятие равенства в каждый период развития общества наполнялось иным содержанием.

Суть второго критерия - распределение по потребностям - заключается в необходимости наиболее полно удовлетворять все насущные потребности человека. Распределение по потребностям предполагает воздаяние не только материальных, обеспечивающих биологическое выживание, но и духовных благ, согласно индивидуальным потребностям, запросам и вкусам. В основе критерия распределения по потребностям неявно присутствует принцип различия, предполагающий оправдание социального и экономического неравенства при условии, что это неравенство принимается сообществом как выгода для каждого и в своей реализации доступна всем.

Третий критерий - распределение по закону - предполагает распределение материальных и духовных благ по тем правовым нормам, которые существуют в данном обществе без учета оценки нравственности. За рамками исследования остается разговор о содержании правовых норм и о роли, которую они играют в развитии общества, что позволяет рассматривать этот критерий как универсальный для любого типа общества.

В выделенных критериях феномена социальной заботы можно обнаружить нечто общее. Во всех них наиболее явно проявляется абсолютизация ценности справедливости и игнорирование ценности сострадания. Это приводит к следующим ошибкам. Первое. Справедливость требует идентичности людей, чтобы между ними было нечто общее иначе она недееспособна. В этой связи одна из крайностей, наиболее часто встречающаяся в социальной практике, заключается в том, что неугодные власть предержащим группы людей по социально-политическим или этническим признакам не признавались людьми в полном смысле слова. Второе. Ситуация усугубляется фор-

16

мальным характером отношения к понятию справедливости.

Принцип реализации социальной заботы предполагает улучшение благосостояния всех людей до возможного предела. Последовательность же ее реализации - начиная с тех, кто находится в наихудшем положении, и заканчивая наиболее обеспеченным слоем выравнивает их благосостояние. Говоря о принципе реализации социальной заботы, мы неизбежно выходим за рамки чисто материальных благ и распространяем этот принцип на духовные ценности вообще, что означает расширение сферы действия социальной заботы и обогащение ее содержания. Важнейшим принципом социальной заботы должно являться установление необходимого минимального уровня жизни, образования и безопасности.

 

В параграфе 2.4. "Социальная забота как единство справедливости и сострадания" обосновывается теоретическая модель социальной заботы.

Социальная забота направлена на любого человека, который не способен без посторонней помощи решить свои социально-психологические, духовные, материально-экономические и другие проблемы. Социальная забота - это активность, разворачивающаяся между людьми по поводу решения проблем, возникающих в результате их совместной жизни. Социальная забота как единство справедливости и сострадания должна и может стать высшей ценностью и целью государства.

Диссертант подчеркивает: нельзя ставить ценностные составляющие социальной заботы выше самой социальной заботы, поскольку подлинная социальная забота - это деятельность по созиданию справедливого общественного порядка неизменно пронизанного чувством сострадания к человеку. Абсолютизация какой-либо из сторон не приведет к чаемым результатам ни в теории, ни в жизни.

В противоположность западноевропейской традиции понимания справедливости и сострадания отечественные мыслители создали предпосылки для новой их трактовки. Справедливость и сострадание ошибочно разобщать и противопоставлять друг другу. Эти две добродетели суть лишь различные стороны или способы проявления одного и того же человеческого побуждения. В. Соловьев сформулировал два правила: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других, и 2) делай другому все то, чего сам хотел бы от других". Первое, отрицательное, правило можно назвать, правилом справедливости, второе - правилом сострадания и милосердия.

Важная мысль, содержащаяся в учении И. Ильина и глубоко близкая взглядам диссертанта, заключается в том, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Справедливость не следует представлять себе по схемам "раз навсегда", "для всех людей", "повсюду", ибо она "живой поток индивидуальных отступления". Она не схема, а жизнь.

Данная на все времена и случаи жизни модель социальной заботы - это

17

иллюзия, химера, вредная и неумная утопия. В реальной жизни единственно важным оказывается не найденная раз навсегда схема социальной заботы, а живое, пронизанное состраданием сердце, искренно желающее справедливости.

Трактовка социальной защиты как единства справедливости и сострадания не только не отменяет борьбы между этими ценностями, а, наоборот, предполагает поиск продуктивного совмещения и творческого единения справедливости и сострадания в социальной реальности с учетом всей сложности, индивидуальности и многообразия человеческих судеб.

Человек должен научиться "видеть", "чувствовать" права людей и добиваться их осуществления в жизни. Эту способность души И. Ильин обозначил как первоначальное или естественное правосознание. Как известно, позиция И. Ильина на форму реализации сострадательного отношения расходилась со взглядами Л. Толстого, и основные пункты своего несогласия с писателем философ сформулировал в работе "О противлении злу силой". Морализирующего человека интересует он сам как любящий субъект, а не объект его любви и сострадания. Важно, чтобы "я сострадал", чтобы "я умиленно жалел". Это важнее, ценнее и психологически более реальнее, чем состояние того человека, к которому я имею сострадательное отношение. Однако при внимательном анализе обнаруживается, что он жертвует своею жизнью не ради спасения любимого, а ради собственной праведности. Критика И. Ильина выявляет невозможность принятия пассивного и безвольного сострадания.

Толстой учит, что задача человека сводится к тому, чтобы не мстить, а "простить" и "пожалеть"; и если ему удается любить своих обидчиков, то задача его жизни решена. Такое противодуховное сострадание недостойно человека, его духа и его призвания; ибо любовь унизительна и для любимого, и для любящего, если она не есть, при всей своей радостной нежности, духовная воля к духовному совершенству любимого". Подлинным формой реализации социальной заботы является любовь к ближнему - любовь к его духу и его духовности, а не просто жалость к его страдающей животности.

Для действенного обеспечения социальной заботы в обществе нужно следить за соблюдением справедливости и культивировать чувство сострадания. Важно, чтобы формальная справедливость соединялась с живым личностным состраданием, тогда социальная забота предстанет в виде сострадательной справедливостью. Социальная забота, построенная лишь на соблюдении формальной справедливости, зафиксированной в букве закона, есть одностороннее, ущербное образование. Душевное соучастие, сострадание к людям в союзе со справедливостью лишь и образуют подлинную социальную заботу.

В параграфе 2.5. "Региональное моделирование единства справед-

18

ливости и сострадания" рассматривается практический аспект социальной заботы. Любое социальное государство, на статус которого претендует и Россия, не ставит перед собою задачу достижения абсолютной справедливости, оно призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возможность социальных конфликтов вследствие неравномерного распределения ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной изоляции определенных социальных групп.

Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг, обслуживания, участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру, а также реализацию принципа социальной справедливости. Принцип социальной справедливости и сострадание к людям, как наиболее общий, должен являться целью деятельности государства в социальной сфере общественных отношений.

Автор диссертации отстаивает мысль, что в социальной заботе нуждается каждый человек, особого же внимания заслуживает тот, кто создает материальные и духовные ценности. Социальная забота должна стимулировать продуктивную деятельность членов нашего общества, а не порождать иждивенцев.

Исходя из этих принципов функционирования системы социальной заботы, необходимо решить следующие задачи:

- ввести единые для региона системы семейных пособий по малообес-печенности на основе критерия, адекватного реальному экономическому положению региона;

- сохранить усредненный категорийный подход для тех групп населения, которые по независящим от них причинам оказались в особо критической ситуации;

- отработать порядок поэтапного введения рационированных самых необходимых продуктов питания для беднейших категорий малообеспеченных семей на основе действующих региональных нормативов (бюджетов прожиточного минимума);

- сместить акцент социальной помощи от пассивно-распределительных форм и методов к активным, позволяющим решать проблему малообеспеченности в большей степени за счет усиления трудообес-печенных членов семей.

При этом государственная социальная забота о нуждающихся будет иметь смысл только в том случае, если она удовлетворяет потребности человека. В человеке необходимо развивать присутствующие, но заглушенные атмосферой революций и реформ чувства социальной ответственности, ми-

19

лосердия, сострадания. Можно обязать человека с помощью законодательных актов быть справедливым по отношению к другим людям, но обязать его не значит сделать таковым. Если в нем нет сострадательного отношения, искреннего желания помочь нуждающемуся, подлинная социальная забота не состоится. Поэтому и не удивительно, что в русле лишь законодательной инициативы, формально - юридическом аспекте весь комплекс проблем по социальной защите населения решить не удается.

Необходимо находить дополнительные пути решения проблем повышения социального статуса людей, попавших в критическую жизненную ситуацию. Один из возможных путей состоит в развитии партнерских отношений с предпринимателями, организациями для оказания спонсорской помощи, в возрождении традиций благотворительности и меценатства. Хорошо развитая система благотворительности неотделима от исторического прошлого нашего государства. Система социальной заботы только складывается, она еще достаточно молода, но можно надеяться, что произойдет формирование национальной системы социальной помощи и социальной работы, которая будет впитывать в себя не только передовой опыт других стран, но и опираться на отечественный.

 

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, намечаются перспективы развития темы.

 

Основные идеи диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Профессионализм социального работника - требование времени // Поиск приводит к находкам: Сургут: Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1997. 0,2 п.л.

2. Проблемы социальной защиты женщин - военнослужащих // Современная Россия: смыслообразующие факторы развития. Тезисы докладов межрегиональной философской конференции. 16-17 декабря 1998 года. Тюмень: ТОГИРРО, 1998. 0,2 п.л.

3. От собеса к широкой сети социальных учреждений // Региональная социальная безопасность: в условиях реформ. Сборник научных статей по итогам четвертых Сургутских социальных чтений. Сургут: Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1999. 0.25 п.л.

20


Описание предмета: «Философия»

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Основные проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел.

2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.

5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит.

Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.

Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма.

Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.

Формы идеализма: субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.

Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.

Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание», дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.

Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Литература

  1. Николай Козин. Постижение России. Опыт историософского анализа. – М.: Алгоритм, 2002. – 656 с.
  2. А.И. Галич. Опыт философского словаря. – М.: Тропа Троянова, Издательское товарищество "Роща Академии", 2008. – 400 с.
  3. Л.Н. Кочеткова. Социальное государство. Опыт философского исследования. – М.: Либроком, 2009. – 160 с.
  4. Е.А. Соколков, Н.Е. Буланкина. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления. – М.: Университетская книга, 2011. – 232 с.
  5. Е.А. Соколков, Н.Е. Буланкина. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления. – М.: Университетская книга, 2011. – 0 с.
  6. Дискурсы эзотерики. Философский анализ. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 240 с.
  7. Николай Козин. Постижение России. Опыт историософского анализа. – М.: Алгоритм, 2002. – 656 с.
  8. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 496 с.
  9. Н.Н. Преловский. Бивалентные семантики. Логико-философский анализ. – М.: ИФРАН, 2013. – 140 с.
  10. Людмила Пахарь. Социум: философский анализ. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 88 с.
  11. Анжела Анатольевна Чуприна. Семья как социокультурная ценность: социально-философский анализ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 176 с.
  12. Татьяна Стоцкая. Феномен рациональности: опыт философского анализа. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 276 с.
  13. Светлана Фролова. Повседневность: социально-философский анализ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
  14. Михаил Иванович Михайлов. Феномен искусства: опыт философско-эстетического анализа. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 156 с.
  15. Е.В. Косилова. Психиатрия. Опыт философского анализа. – М.: Проспект, 2016. – 272 с.
  16. Л.Н. Кочеткова. Социальное государство. Опыт философского исследования. – М.: Либроком, 2016. – 160 с.
  17. Е.В. Косилова. Психиатрия. Опыт философского анализа. – М.: Проспект, 2018. – 272 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Социальная память
Социология
Курсовая работа
30 стр.
Деятельность социального работника по профилактике самоубийств
Социальное обеспечение
Диплом
103 стр.
Совершенствование управления социальной защитой населения на примере ЮАО г.Москвы
Социальное обеспечение
Дипломный проект
125 стр.
Совершенствование методов продвижения социальных проектов с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций на примере рекламного агенства RCG
Медицинское право
Диплом
82 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Виталий
Лилия, большое спасибо за сопровождаемый диплом! Его оценили на отлично!