Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Понятие международной торговли и ее компонентовМеждународные экономические отношения
Понятие международной торговли и ее компонентов,
Многообразие общественного развития даёт очень пёструю картину разнородного и вместе с тем взаимосвязанного мира. Как устойчивая тенденция мирового развития проявляется усиление влияния нарастающего единения мира на национально - государственную специфику стран. Одной из важных сфер проявления нарастающей взаимозависимости государств выступают международные экономические отношения.
Международная торговля - это обмен товарами и услугами между государственно - национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древностигно лшпь к 19 в. она принимает форму мирового рын. кагпосколь. ку в неё оказываются втянутыми в основном все развитые страны,
Мировая торговля в современных условиях, выступает как результат глубокого международного разделения труда, специализации различных стран на производстве отдельных видов товаров в соответствии с уровнем технике-экономического развития каждой страны и её природно - географическими условиями.
Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем. что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.
При импорте |ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, то есть покупаются изделия с меньшими затратами. чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчёте эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш. который получает данная страна из - за быстрого удовлетворения своих потребностей в определён - ных товарах за счёт импорта и высвобождения ресурсов. затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.
Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товаре - оборот с зарубежными странами.
Существует ряд показателейгхарактеризующих степень включённости
страны во внешнеэкономические связи.. /Например, внешнеэкономические
• Л '
сШвд|Напримергэкспортная квота показывает отношение стоимости экс -
порта к стоимости валового внутреннего продукта, Объём экспорта на дужу населения данной страны характеризует степень 'открытости' экономя - ки. Экспортный потенциал, (экспортные возможности) -это та доля продукции. которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).
Рост экспортных заказов означает увеличение занятости и доходов к, следовательно, возрастание спроса через механизм: мультипликатора, Вместе с тем увеличение совокупного внутреннего спроса одновременно означает -и возрастание спроса на импортные товары. Рост импорта равносилен, по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу ж общий спрос сокращается. Таким образом, чтобы полностью оценить действие мультипликатора внешней торговли, следует учесть не только прирост спроса за счёт экспорта, но и его сокращение из - за стимулированного импорта,
Динамика и структура мировой торговли зависят от размещения ос - новных факторов производства между разными странами, от структуры мирового производства. Так, если в 19в, в обмене преобладали сырьё, про -. довольствие и продукция лёгкой промышленности, то в современных ус - ловиях существенно возросла доля промышленных товаров. особенно машин и оборудования. За послевоенный период доля сырья в стоимости международного экспорта понизилась с 3/5 до 1/3, а доля готовых промышленных изделий возросла'до ^^. Увеличивается обмен комплектующими изделиями и запасными частями, быстро растёт реэкспорт, например, после соответствующей сборки и монтажа узлов машин,
В настоящее время в сферу международного обмена включаются дости - жения научно - технической мысли (торговля лицензиями и ноу-хау), на долю которых приходится до 10% общего оборота. Отмечается быстрое развитие торговли технологически сложной продукции, лицензими. Если в 1970 г. объём мирового экспорта лицензий составлял 2, 4 - 2, 7 млрд, долл., то во второй половине 80 - х годов эта цифра превысила 17 млрд, долл. в год.
К числу объектов международной торгов,»! в настоящее время относятся и такие, как проектные работы, лизинг (долгосрочная аренда оборудования }, инжиниринг (субподрядные контракты на оказание инженерно - строительных работ) и др.
Заметно меняется географическая структура мировой торговли, которая отражает существенные изменения не только в положении отдельных стран в системе международных экономических отношений, но и в мировом
хозяйстве в целом. Так Е в мировой торговле все большую роль играют «новые индустриальные страны «(Гонконг, Южная Корея, Сингапур» Тай - вань), в экспорте которых промышленные товары имеют значительное место, и удельный вес которых в мировом: экспорте 1960- 1985 гг, вырос более чем в два раза,
Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, В 15-18 вв., когда одной из основных экономических теорий выступал меркантилизм, государство всячески стимулировало экспорт и сдерживало импорт товаров» то есть придерживалось жёсткого протекционизма (защиты) собственной промышленности путём введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определёнными видами товаров.
Но протекционизм неизбежно ведёт к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны не - избежно переходят к полжтеке свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнительных издер - жек Д, Рикардо, Именно Великобритания смогла на этих позициях завоевать новые рынки и выйти на передовые позиции в мировой экономике. Позже и другие страны постепенно встали на позиции фритредерства, Либера - лизация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так ж для всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.
Но неустойчивость в мировой торговле, мировые экономические кризисы заставляют страны в 20 веке вновь возрождать политику торгового протекционизма, что означает отход от либерализации на мировом рынке и приводит к нарушению сложившихся торговых отношений,
Современный протекционизм, так же, как и классический, означает стремление государств обеспечить наилучшие условия для производителей своих стран на внутреннем рынке и оградить их от конкуренции импор - ' тёров.
Классическими видами торгового протекционизма являются импортные пошлины, или таможенные тарифы, Подсчитав», что они почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах, в том числе ж в
той, от которой исходит 'инициатива введения этих ограничений во внеш - ней торговле.
Введение таможенных тарифов влияет прежде всего на потребителей импортируемых товаров, которые вынуждены либо платить большую сумму денег на их приобретение, либо покупать их в меньшем количестве. Прак - тика показывает, что после введения таможенных тарифов растут цены не только на импортные, но и на аналогичные отечественные товары. Всё это вместе приводит к снижению потребительского излишка (ренты потре-. битедя) населения данной страны,
С другой стороны, отечественные производители первоначально выигрывают от ввода тарифов, так как покупатели вынуждены обратиться к их товарам. Но, как правило. этот выигрыш не перекрывает потери потреби - телей «поскольку они поставлены теперь перед необходимостью покупать и отечественные и импортные товары по более высоким ценам,
Протекционизм следует рассматривать как сложное явление современ - ных международных отношений, Так, еслж тарифы незначительно ограни - чивают импорт, то они приносят доход государству, которым можно на - править на социальные программы, снижение налогов и т. д. Особенно это относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как. один из источников государственных доходов. От 1/4 до 3/5 государственного бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспе - чивается в настоящее время за счёт таможенных пошлин. Политика протекционизма во многих странаж направлена для поддержки новыж отраслей, создания дополнительных рабочих мест, защиты национальной безопаст - ности и национального престижа.
Однако следует отметить, что протекционизм в целом приводит к за - медлению научно - технического прогресса^ так как у производителей снижаются побудительные мотивы поиска новых технологий, ведущих к снижению издержек производства.
Если прежде протекционизм опирался в основном на тарифно- таможенную систему, то после Второй мировой войны: значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растёт и насчитывает в настоящее время около 50 различных видов, Целью нетарифных барьеров является общее ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К числу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспе-
чение государственного потребления только товарами отечественного про - жзводетва, сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары ж т. п.
Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид не - тарифного ограничения как'импортные квоты, т, е, количественное ограничение объёма иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государ - ством для ввоза в данную страну, Государство при этом выдаёт ограниченное количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз.
Если размер импортной квоты меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то она не только уменьшает объет' импорта, но и приводит к превышению внутренних цен над мировыми» по которым обладатели. лицензий закупают товары за границей. В этом смысле лицензирование импорта аналогично тарифным ограничениям.
Среди причин широкого использования импортных квот называют же - сткую иностранную конкуренцию, а также потребности правительства в большей гибкости и власти при осуществлении экономической политики, особенно в тех условиях, когда оно не может самостоятельно повышать тарифы, которые регламентируются международными торговыми соглашениями.
Государственный протекционизм может касаться как импорта, так и экспорта, причём в отношении экспорта чаще используется политика суб - сждироважия, чем налогооблажения, хотя субсидирование экспорта идёт вразрез с международными соглашениями, Одно из положений ГАТТ рассматривает экспортное субсидирование как «нечестную конкуренцию» и рекомендует странам - импортёрам данной продукции принимать ответные меры через установление протекционистских «компенсационных пошлин», Но существует множество путей государственного субсидирования в обход требований ГАТТ, например, предоставление низкопроцентных займов экспортёрам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др,
Среди различных направлений государственного протекционизма заметное место занимает демпинг, то есть ценовая дискриминация на миро - вом рынке, при которой экспортирующая фирма продаёт свой продукт на каком -либо зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном. Существует разбойничий демпинг, или временное установление низких цен, ко - торые могут быть восстановлены после вытеснения конкурента с данного
8
рынка. Постоянный демпинг может продолжаться неограниченное время,
Данный способ государственной торговой политики особенно часто проявляется в периоды международных экономических потрясений, например, в 20-30-е, 70-80- е годы: 20 вежа.
Чем можно объяснить демпинг ? Дело в том, что если на внутреннем рынке фирма имеет более сильную монопольную власть, чем на зарубеж - ном, а у отечественных потребителей нет выбора при покупке данного товара по более низкой цене за границей, то и демпинговые цены экспорта - руемого товара будут способствовать максямизацишхрибыли данной фирмы. При этом фирма может обогащаться за счёт своих потребителей и на внутреннем рынке.
Д^я регулирования отношений между странами в области внешней торговли созданы международные организации: ГАТТ, ЮНКТАД, ЕАСТ и др. ГАТТ- Генеральное соглашение о тарифах и торговле - многосторонний договор, действующий с 194. 8 г. и содержащий принципы, нормы и правила, на которых основаны торговые отношения его участников. Это крупная международная организация, в рамках которой проходят переговоры, консультации, контакты стран ~ членов по обсуждению всех проблем внешней торговли. Полноправными членами ГАТТ (1990 г.) являлись 96 стран мира, ЕАСТ - европейская ассоциация свободной торговли, суще - ствует с 1, 960 г. В неё входят 6 западноевропейских страж, Её цель - создание условий свободной взаимной торговли. ЮНКТАД- Конференция ООН по торговле и развитию. Б неё входят почти 170 стрел, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содействует развитию и регулированию международных экономических: отношений.
Внутренние проблемы т внешнеэкономические
Рассмотрим подробнее какие же существенные изменения происходят в международной торговле.
Внешнеэкономические связи России поражены глубоким кризисом, В
1992 г, оборот внешней торговли состовлял менее половины уровня 1990 г.
В 1993 г, продолжилось его падение. Советский Союз занимал, как. правило
, 6 - 7-е место в мире по размерам внешнего обмена. Однако Россия, на
которую приходилось около 70 % советской торговли, не
только из первой десятки, но из числа 25 крупнейших участников между
народной торговли и ныне уступает по этому показателю, например, таким
малым государствам, как Норвегия или Португалия.
ОБОРОТ ВНЕШНЕЙ РОССИИ
(млрд, долл.)
1990 г.
199! г.
1992 г.
1993 г
Оборот
152, 9
95, 4
73, 1
57, 0
Экспорт
71, 1
50, 9
38, 1
38, 0
Импорт
81, 8
44, 5
35, 0
19, 0
Баланс
- 10, 7
6, 4
3, 1.
19, 0
Главной причиной падения оборота российской внешней торговли по - служило сокращение экспорта, прежде всего его традиционных статей - нефти, других, энергоносителей, проката чёрных, металлов, лесоматериалов, а также машин и оборудования. Это, в свою очередь, ведёт к ограничению импорта продовольственных товаров и сырья для их производства» сырья, и полуфабрикатов для перерабатывающей промышленности, оборудования и запчастей для различных отраслей народного хозяйства г углубляет спад производства, ухудшает снабжение населения,
Положение осложняется отсутствием достаточно строгого контроля за репатриацией экспортёрами валютной выручки в страну, многочисленными валютными льготами отдельным предприятиям - экспортёрам и ре-гаонам, большим удельным весом бартерных операций (около 40 % товарооборота } расширением авуаров российских банков за рубежом, массо - вым бегством капитала (по различным оценкам, от 4 млрд, до 10 млрд, долл, в год). В результате в первые годы своего самостоятельного государственного существования Россия вынуждена была систематически обращаться к кредитам других государств, прежде всего западных, искать у них поддержку своему реформенному процессу. Доставшаяся России в наследство внешняя задолженность СССР в размере 64 млрд. долл. возросла за 1992 г, до 75 млрд,, увеличившись за год почти на. 1/6 (при 100% ответственности России по долгам СССР),
По отмеченным причинам не произошло кардинального улучшения ва - лготно -. платёжного положения России и к концу 1993 годе, несмотря на достигнутый в результате падения импорта беспрецедентный актив торго - вого баланса. Болветого, ей пришлось продолжить переговоры с западными кредиторами об отсрочке выплат по её задолженности на значительные суммы.
10
В конце 1992 т, - начале 1993 г. в России начали осуществляться меры, направленные на развитие экспортного потенциала и экспорта, ограничение бегства капитала, обеспечение более полного возврата в страну экс - портной выручки. Ужесточены валютный и таможенный контроль и кон - троль за экспортными ценами. Выделены большие кредиты для увеличения добычи нефти. Активизированы мероприятия для восстановления экспорта вооружений. Ускоряется конверсия военных мероприятий, и им придаётся экспортный уклон. Принята специальная трёхлетняя программа государственного стимулирования промышленного экспорта. Создаются банки для финансирования экспорта машжи и оборудования. страхования экспортных кредитов.
В соответствии с оценками министерства внешнеэкономических связей, все эти меры позволят увеличить экспорт машин и оборудования к 2000 г, до 15 млрд. долл. или в 4, 1 раза по сравнению с 1992 г. Цифра весьма оптимистичная, однако по существу означающая лишь небольшое - на 20 % - превышение уровня 1990 г. Поскольку машины и оборудование в 1990 г. составляли менее 1/5 вывоза, для восстановлениявсего российского экс - порта к 2000 г. в стоимостном выражении до уровня 1990 г. необходимо значительное увеличение поставок за рубеж и всех других традиционных экспортных товаров. В частности, при экспортных ценах 1992 г. потребовалось бы увеличить по сравнению с этим годом экспорт нефти в 2 раза, круглого леса - более чем в 2 раза, пиломатериалов и чугуна - в 3 раза, проката чёрных металлов - почти в 4 раза. Это представляет весьма трудную задачу с точки зрения как внутренних ресурсов, так и ёмкости миро - вых рынков.
Но в этом случае для восстановления импорта на уровне 1990 г. (что крайне необходимо для нормального снабжения населения и промышлен - нести традиционными импортными товарами) потребуется привлечение значительны» заёмных средств, поскольку в 1, 990 г. Россия имела пассив - ный торговый баланс (в размере 10 млрд. долл.). Если же ей удастся преодолеть нынешнее падение производства и добиться экономического роста, то внутрнний споре на импорт может оказаться ещё более значительным.
Всё это потребует от России при продолжении её движения по пути демократии и перехода к. рыночному хозяйству первостепенного внимания к проблемам создания современной -экспортной базы всемерному пощрению экспорта. Необходим и последовательный курс на привлечение иностран -
11
ного капитала в форме прямых, частных: инвестиций и крупных заёмных
средств, получение технической помощи и финансового содействия прежде
всего от стран Запада, Вместе с тем потребуются настойчивые усилия,
которые должны обеспечить доступ российской пордукцин на мировой
рынож на общепринятых в мировой торговле нормальных условиях, без
какой -. либо дискриминации, Россия должна участвовать в международном
экономическом сотрудничестве в современных формах и быть равно
правным участником международных экономичкских отношений, В зна
чительной мере эти задачи предстоит решать в отношенжях с европейскими
странами - традиционными главными партнёрами России в настоящее
время (1992 г, -71 % оборота её внешней торговли },
Экспорт некоторых товаров из России.
1990г.
1991 г.
1992 г.
2000
г. (гипотеза)
Нефть сырая (млн. т)
99, 0
56, 5
66, 2
128
газ природный (млрд. куб. м.)
96, 5
89, 6
87, 9
100
нефтепродукты (млн. т.)
28, 9
27, 0
25, 2
31
круглый лес (млн. куб. м.)
Ь 18, 9
15, 2
9, 9
21
пиломатериалы (млн, куб, м,)
6, 7
4, 5
3, 0
9
чугун (млн. т.)
4, 5
3, 2
1, 7
5
прокат чёрных металлов (млн. т.)
5, 7
2, 4
1, 6
7
машины и оборудование
12, 5
5, 2
3, 6
15
(млрд. долл.)
• • • •• ",,,, ",,,
Новая ориентация европейских
У Советского Союза главными партнёрами в Европе (около 2/3 оборота торговли с регионом) были б стран членов СЭВ. Это ГДР. крупнейший контрагент (около 10% всего советского внешнеторгового оборота), Польша, Чехо - Словакия, 'Болгария, Венгрия, Румыния» Объединение Германии, мирные революции в остальных, странах. СЭВ, их переориентация на приоритетное развитие торговли с Западом, ликвидация СЭВ (1991 г.) и «социалистической экономической интеграции», а также ряд других, причин привели к резкому сокращению их связей с Россией.
Падение товарооборота с Восточной Европой стало одним из главных факторов общего сокращения российской внешней торговли. Снизилась и
12
доля, восточноевропейских стран. Основными контрагентами России на континенте стали страны - члены ЕС и другие государства Западной Ев - ропы. На них приходится около 3/4 российского товарооборта с Европой, Около 2/5 торговли со странами ЕС падает на ФРГ. Почти 15% товарооборота России в Европе осуществляется с государствами ЕАСТ, примерно 1/4 - с шестью восточноевропейскими странами. Внешняя торговля России с Европой.
$ млрд.
%
Доля во всём обороте
внешней торговли России
Всего в том числе
51, 8
100, 0
70, 9
ЕС
30, 4
58, 7
41, 6
ЕАСТ
7, 6'
14, 7
10, 4
Восточная Европа
11, 9
23, 0
16, 3
Бывшая Югославия
1, 9
3, 6
2, 6
Проведение рыночных реформ: в восточноевропенйских государствах положило конец расколу Европы на страны с различными системами хо - зяйства. Произошла также резкая переориентация внешнеэкономических связей этой группы государств. Их главными партнёрами вместо бывшего СССР и других стран СЭВ стали государства Запада, прежде всего Западной Европы. Тем не менее между Западной и Восточной Европой сохра - нянутся ещё весьма существенные различия в тенденциях развития, структуре экономики, торгово - политической проблематике и других вопросах.
Таможенная
служба.
Внешняя торговля является не только составной частью отечественной экономики, но и взаимосвязана с внутренней экономикой по принципу сообщающихся сосудов. Поэтому регулирование внешнеторговой деятельности нельзя отрывать от программы экономического развития страны, что зачастую происходит на практике.
Одним из государственных органов, принимающих участие в реализации; внешнеторговой политики страны, является таможенная служба. К сожа - лению в этом её роль весьма незначительна, А ведь таможенная служба
13
России объективно имеет значительный потенциал, чтобы более широко и с эффектом участвовать в регулировании внешнеэкономической деятельности,
Во - первых, только она обладает самой полной, свежей, конкретной информацией об объёмах и структуре внешней торговли, Сведения о лю - бой внешнеторговой отгрузке, содержащиеся в любых грузовых таможенных декларациях, сразу же поступают из таможен в Государственный та - моженный комитет.
Во - вторых, в таможенной системе осуществляется анализ поступившей
информации в разрезе товарных трупп различной конкретизации и дета
лизации, регионов страны и мира, форм собственности, таможенных ре -
жимов и т. д. Определяются средние контрактные и индексы объёмов
внешней торговли, цен и физического объёма,
В-третьих, таможенная: система имеет свои подразделения в каждом субъекте РФ, лучше чем какая-либо другая государственная организация, знает реальное состояние (как о внутренней экономике, так и о внешней деятельности) основных участников ВЭД в регионе деятельности каждой конкретной таможни,
В - четвёртых, таможенная система, обладает информацией ж об основ - ных иностранных участниках торговли с Россией, что необходимо при вы - работке конкретных мер по регулированию внешней торговли.
В - пятых, таможенные органы по роду своих функциональных обязан - ностей осуществляют проверки финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД, сталкиваются с различного рода ухищрениями, связан - нмми с нарушениями ими действующих нормативных, документов, нахождением путей легального обхода законов, регламентирующиж внешнеторговую деятельность. Всё это анализируется, обобщается. Результаты такого анализа и обобщения могут быть использованы разработке мер по регулжроважию внешней торговли.
В -шестых, в настоящее время в таможенной системе действуют специальные лаборатории по таможенной экспертизе количества, качества, а в дальнейшем и цен. товаров, пересекающих границу России. Это также яв - ляется благоприятным условием более широкого использования таможен- «ной системы при выработке внешнеторговой политики,
В - седьмых, в настоящее время таможенная служба обеспечена высоко - квалифицированными специамстами (как практиками» так и учёными) в
14
области внешней торговли, управления, экономики, права, товароведения и других.
Важная роль в регулировании внешнеторговой деятельности России должна быть отведена защите национальной экономики посредством более широкого введения антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, Причём ведущее место в этом должна занимать таможенная служба.
Перемещение в
В соответствии с соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Белорусией от 6 января 1995 гада, к которому 20 января 1995 года присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 года- Киргизия, таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное значение, отменены в отношении товаров, происходящих с территории этих государств.
Данное положение наиболее значимо для российских экспортёров нефти и газового конденсата, а также импортёров подакцизных товаров, Во-первых, ввозными таможенный пошлинами и НДС не облагаются товары, происходящие с территорий не только указанных стран, но и других го - сударств - участников СНГ. Во - вторых, с 1 апреля 1996 года вывозные таможенные пошлины отменены на все экспортируемые жз России товары, но за исключением нефти и газового конденсата.
Необходимо отметить, что в современной налоговой системе России эк - вжвалентное значение имеют НДС ж акцизы, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на территорию страны:.
Таможенное оформление и таможенный контроль на границе России и 'Белоруссии были отменены ещё в прошлом году, Однако при ввозе на территорию России это относятся только к товарам, которые произведены на территории Белоруссии или выпущены для свободного обращения на этой территории, а при вывозе из России - к товарам российского про - исхождения или выпущенным на территории России для свободного об - ращения. Поэтому, например, реэкспорт товаров (в том числе находящихся на таможенных складах } в Белоруссию допускается только при условии обеспечения выполнения условий данного таможенного режима путём внесения на депозит таможенных органов России необходимых денежных средств.
Что касается отмены таможенного контроля на границе России и Ка - захстана, то соответствующий порядок предусмотрен постановлением
15
Правительства России• от 6 марта 1996 года № 258, В частности, Государственному таможенному комитету Росси предписывается разработать план
мероприятий по организации совместного таможенного контроля на внешних границах государств - участников Таможенного союза. Указан -' ный план предполагается выполнить в 2-х месячный срок, по истечении которого будут отменены таможенный контроль и таможенное оформление российских: товаров и товаров, происходящих с территорий государств - участников Таможенного союза или выпущенных в свободное обращение в этих государствах, перемещаемых в пределах территорий Российской Федерации и этих государств.
Внешняя торговля в странаж. Таможенного союза.
1 квартал 1996 год.
март 1996 г. (в % к предыду-
январь -
(в % к 1 кварталу 95)
щему месяцу)
февраль 1996
(в % к янв. -
февр, 1995 г.)
Белар
Казах
Кыргыз
Беларусь
Казахст
Кыргы
Россия
усь
стан
стан
ан
зстан
; 3щйщш;:;: й: я:
иш
ШШ(tm)
^ттта
в страны
184, 2
Г0^Г~
58, 9
134, 3
108, 0
79, 2
ИЗ
СНГ
в страны
103, 2
2, 4 р.
34, 6
166, 5-
85Р0
74, 6
102
дальнего
зарубежья
|ЩрЩр: !;::::: |; й:;::
::: №; 1; 5»-
-
ШШШ тттт
НИ '
из стран
144, 8 1 161
1, 6 р.
106, 2
77, 0
133, 4
176
СНГ
из стран
108, 4
101
2/2 р.
146 (0
84Г0
129, 6
90
дальнего
зарубежья
Осиовные экономические пожазатели стран Воет Европы
1988
1989
1990
1991
1992
Национальный продукт
1, 2
-1, 4
-9, 9
-14, 1
-10, 0
Промышленное произ-
2, 8
-0Г5
-15, 2
-19, 6
-11, 8
водство
Сельскохозяйственное
1~ (5
^ 0, 8
-3, 7
-0, 9
- 13, 0
производство
Экспорт
3, 6
2, 8
-10, 8
-8Г8
16
Импорт
3, 3
0, 7
-5, 6
-12, 0
Динамика ВНП в странах Восточной Европы (в %)
1989
1990
1991
1992
1993
1994
Болгария
-0, 3
-9, 1
-11, 8
«I 7 - т., т
-4, 6
5, 1
Венгрия
0, 4
-3. 3
-10. 2
-5. 0
1. 7
4, 6
Польша
0. 2
-11. 6
_ -у ^
1. 2
5
6
Румыния
-3
-9. 9
-13. 7
-15. 4
-5. 1
2. 6
Словакия
0, 7
- 2. 5
- 15. 8
_6
-7. 1
3. 5
Чехия
0. 7
-1. 2
- 14. 2
-7. 1
-1. 6
6. 0
Показатели стран Западной Европы
в %).
!§§§
199!
1992
1993
1994
ВНП
2. 8
1
1
-0. 3
1. 8
Инфляция
5. 8
5. 9
4. 9
4. 1
3. 9
Безработица (% к раб. силе)
8
8. 7
9. 9
11. 4
11. 9
Дифицит бюджета (% к ВВП)
-6
-7. 1
- 6. 6
Балланс но текущим операциям
(% к
-0. 8
-0. 8
-0. 7
Для сведения: рост мировой торговли
5. 5
4, 0
5. 8
во
При ввозе отдельных товаров в чрезмерно больших количествах или на условиях, могущих причинить существенный ущерб российским произво - дителям аналогично идж непосредственно жонкурирующих товаров, Пра - вителвство Российской Федерации вправе применять защитные меры на срок, необходимый исправления ущерба. Такими времеными защитными мерами могут быть:
• повышение уровня таможенного обложения соответствующих товаров путём установления особых видов таможенных пошлин;
• введение количественных ограничений (квотирования) и лицензиро - ванжя импорта.
О применении этих мер в той или иной степени говорится в федеральных законах «О таможенном тарифе» и «о государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В первом Законе рассматриваются в ос -
17
новном таможенные меры, во втором- меры нетарифного характера: кво
тирование и лицензирование. ' '
Какие же угрозы существуют в настоящий момент для экономической безопастности ?
• преобладание в российском экспорте сырьевых товаров наряду с по - терей многих традиционных рынков сбыта машинотехнической продук - ции; при том, что на большинстве зарубежных рынков, где Россия имеет
ярко выраженные конкурентные преимущества, существуют сильные протекционистские барьеры для проникновения на эти рынки;
• целенаправленные попытки зарубежных государств взять под контроль российский рынок стратегически важного сыръяг технологийфинансов, информации транспорта;
• значительно возросшая в начале 70 - х годов и усугубившаяся с рас - падом СССР и СЭВ зависимость России от импорта многих видов потребительских товаров, а также промежуточной продукции, машин и оборудования, сырья, подрывающая макроэкономическую сбалансированность и усиливающая уязвимость российской экономики перед попытками внеш - него экономического и политического давления;
• резко обострившаяся проблема транспортировки экспортно - импортных грузов, связанная с распадом СССР и переходом в собственность бывших союзных республик основных портовых сооружений, транспортных артелий и узлов;
• значительный внешний долг. обслуживание которого отвлекает ва - лютные ресурсы от технологической и организацоинной модернизации производства;
• обусловленность предоставления России иностранных кредитов, которая существенно ограничивает возможности для манёвра при осуществлении программ структурной перестройки экономики;
• неразвитость современной финансовой организационной, и инфор - мационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта ж рационализации структуры импорта;
• недостаточный экспортный и валютный контроль и известная прозрачность таможенной границы, что снижает действенность внешнеэкономического законодательства и облегчает нелегальный вывоз капитала и товаров;
• неразработанность в государственной программе системы приоритетов
18
в вопросах привлечения и использования иностранных инвестиций;
• расширяющееся использование внешнеэкономических капиталов Рос - сии преступным бизнесом;
• значительные потери рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности.
Обязательным условием реализации мер по экономической безопаст - носга должно стать укрепление и оснащение таможенной границы по всей административной границе Российской Федерации и дальнейшее развитие. таможенной системы,
Основным видом защитных мер является использование таможенных пошлин. Это эффективное временное протекционистское средство, В Законе «О таможенном тарифе» указано, что в целях защиты экономических интересов России к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Специальные пошлины применяются:
• в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, нанося - щих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
• как ответная: мера на дискриминационный и действия, ущем
ляющие интересы. России, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины вводятся в случаях ввоза в Россию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость на этот момент в стране экспортёра, если это наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров либо препят - ствует организации или расширению производства таких товаров в России.
Чтобы определить величину демпинга, необходимо сравнить экспортную цену товара, и его нормальную стоимость, При этом под экспортной понимается цена, -уплаченная или подлежащая уплате за товар, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенный для продажи на российском внутреннем рынке в соответствии с котрактом. Нормальная стоимость- это стоимость конкурирующего това - рагпредназначенная для потребления в стране его происхождения или экспорта при обычном ходе торговли. Сравнение должно производиться на сопоставимой базе, с учётом необходимых поправок на различие в условиях продажи, обложение налогами и другие факторы, влияющие на
19
стоимость цен. Сопоставляются данные за один и тот же временной период с учётом одинакового базиса поставок.
Компенсационные пошлины необходимы, когда при производстве или
вывозе импортируемых Россеж товаров прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Под субсидией понимается финансовое содействие, оказываемое правительством или любым государственным органом или органом исполни - -тельной власти союза стран эспортёру (или производителю) в виде:
• прямого перевода денежных средств;
• обязательств по переводу таких, средств;
• отказа, от получения причитающихся доходов;
• льготного или безвозмездного предоставления товара или услуг (это не
касается товаров и услуг, направляемых на поддержание и развитие общей
инфраструктуры };...
• льготного приобретения товаров;
• поручения неправительственной организации выполнить одну или несколько функций из указанных, выше.
Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведённых расследований, и их размер должен быть соотносим с величиной демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
Количественые ограничения (квоты) экспортных и импортных поставок могут применяться в соответствии с постановлениями Правительства России, причём официальная публикация о таком решении должна появиться не позднее чем за 3 месяца до введения в действие этих мер.
Система количественных ограничений должна использоваться гибко и целенаправленно. По возможности, распределение квот на право импорта определённых товаров будет осуществляться на конкурсной основе и в первую очередь через аукционы и тендеры,
Это позволило бы избежать различных злоупотреблений, которые могут возникнуть при административном расределении квот. Официально запрещено ограничивать число участников конкурса или аукциона либо дискриминировать их по признакам формы собственности, мест регистра - ции, положения на рынке. Российским законодательством предусмотрена, и другая форма распределения квот: в порядке фактического осуществления:
20
операций по экспорту или импорту до суммарного исполнения квоты, то есть по «принципу очереди «.
В случае возросшего объёма ввоза конкурирующих товаров из несколь - ких стран могут устанавливаться «внешние «квоты (в отличие от рас -
смотренных выше «внутренних «}, когда количественные ограничения распределяются между странами - экспортёрами. Когда такое распределе -
ние по каким-либо причинам невозможно осуществить на практике, то стране, непосредственно заинтересованной в поставках данного товара, может быть выделена доля от общей импортной квоты в соответствии с её долей в общем объёме ввоза этого товара на протяжении рассматриваемого периода (как правило, последние три года, по которым имеются статистические даные).
Таможенные льготы.
Известно, что льготы по уплате таможенных платежей могут применяться по отношению к ввозимым на территорию России товарам в случае, если эти товары происходят из развивающихся или наименее развитых государств либо из стран-членов СНГ,
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 г, № 88? список товаров, на которые не распространяется преференциальный режим при импорте на территорию Российской Федерации из развиваю - щихся и наименее развитых стран, расширен за счёт включения подакцизных товаров» медикаментов, кассовых аппаратов, компьютеров и ин - тегральных схем.
Страна происхождения товара
Льготируемые таможенные платежи
Форма предоставления
льготы
развивающиеся страны
таможенная пошлина
снижение размера на 25%»
наименее развитые страны
таможенная пошлина
полное освобождение ****
Украина
таможенная пошлина
полное освобождение
страны СНГ (кроме Украины)
таможенная пошлина НДС
полное освобождение полное освобождение
****3а исключением товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.
Для пользования рассматриваемыми льготами необходимо было выпол-
нить ряд условий, в том: числе предоставить сертификата происхождения
21
товара по форме «А» -при поставках товаров» происходящих из развивающихся и наименее развитых государств, и по форме «СТ- Г' -при поставках товаров, происходящих из стран СНГ,
В 1996 году появилось новое требование: достоверность сертификатов происхождения отдельных товаров должна быть подтверждена таможен - ними органами. Только при: выполнении этого условия предоставляются льготы по' уплате таможенных платежей,
Необходимо отметить, что подтверждение страны происхождения товаров распространяется на товары: вне зависимости как от таможенного режима, заявляемого при декламировании товаров, так и от категории лиц, ввозящих товары (за исключением товаров, ввозимых физическими ли - цами и не предназначенных- для производственной или иной коммерческой деятельности),
В зависимости от товара подтверждение может осуществляться различ - нымж таможенными органами: 1ТК России; региональными таможенными управлениями; таможнями,
Кроме того, необходимость подтверждения зависит и от принадлежности страны происхождения товара к наименее развитым государствам или странам СНГ,
От имени ПЖ России подтверждение достоверности сертификатов про - исхождения товаров производится Таможенно - тарифным управлением,
оборота.
По данным таможенной статистики в январе-августе 1996 г. внешнеторговый оборот России (без учёта неорганизованной торговли) составил 85, 0 МЛРД. ДОЛЛ. США и возрос на 7, 3%, в том числе со стражами дальнего зарубежья-64, 1% млрд. долл. (на 2, 6%) г со странами СНГ -20, 9 млрд, долл.
22
(на 24, 7%).
Сальдо внешней торговли сложилось положительно в размере 22, 2 млрд. долл. (в январе - августе 95 г, - 21 млрд, } и было достигнуто за счёт торговли со странами дальнего зарубежья (+ 21, 7 млрд } Происходят изменения в географической структуре товарооборота, дали стран дальнего зарубежья в общем российском товарообороте снизилась с 78, 8% в январе - августе 95 г, до 75, 4% в январе - августе 96 г. г доля стран СНГ увеличилась соответственно с 21, 2% до 24, 6%. Ведущее место в товарообороте России занимают Украина- 12, 1% всего внешнеторгового оборота страны, Германия-8, 9%, США-5, 9%, Казахстан -4, 8%, Китай -4, 7%, Белоруссия - 4, 6%, Италия - 4, 0%, Великобритания и Нидерланды по 3, 3%.
Экспорт России в январе - августе 1996 г, составил 53, 6 млрд. долл. и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 7, 0%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 42, 9 млрд (на 4, 5%), в страны СНГ- 10, 7 млрд, (на 18, 2%),
Товарная структура экспорта носит ярко выраженную сырьевую на - правленность. На долю топливно - энергетических товаров в январе - августе 1996 г. приходилось 45, 6% всего объёма российского экспор - та. чёрных и цветных металлов- 16, 7%.
Ведущими экспортными товарами остаются сырая нефть (17, 6% от всего объёма экспорта) и природный газ (17, 3%). По сравнению с январём-августом поршлого года физические объёмы экспорта возросли соответственно на 5, 7% и 4, 1%.
Также возросли физические объёмы экспорта нефтепродуктов, азотных удобрений, чёрных металлов, меди, никеля, алюминия. Сократился экспорт каменного утля. железной руды, лесоматериалов, целлюлозы, калийных удобрений, аммиака, метанола. Экспорт машин и оборудования в январе-
23
августе 1996 г, увеличился на 15, 5%-, а их доля в общем экспорте страны составила 9, 3%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 8, 2%, в страны СНГ- 17, 8%.
Импорт России в январе - августе 1996 г. составил 31, 4 млрд-долл. и возрос на 7, 8%, при этом импорт из стран дальнего зарубежья -21, 2 млрд, н снизился на 1%, из стран СНГ- 10, 2 млрд. и увеличился на 32, 3%.
Ведущее место в российском импорте занимают машины и оборудование (30, 9%) основного объёма всех импортных закупок машиностроительной продукции, 84% приходится на страны дальнего зарубежья. Импорт машин и оборудования из. этих стран сократился за один год на 6, 4%, а их доли в общем импорте из стран дальнего зарубежья составляет 36, 4%.
Наиболее велика доля стран дальнего зарубежья в импорте
мяса птицы (99, 8% от всего импорта этого товара },
свеже - мороженной рыбы (97, 0%) с
сахара -сырца (99%.),
медикаментов (96, 8%),
кожанной обуви (97, 2%),
каучука (98, 1%),
Сократились физические объёмы импорта из стран дальнего зарубежья сухого и сгущённого молока (на. 55%),
сливочного масла (65%),
чая (на35%),
подсолнечного масла (41%},
изделий и консервов из мяса (62%), белого сахара (31%), одежды (на 46%),
Возрос импорт из стран дальнего зарубежья сежемороженного мяса. мяса
24
птицы, сахара - сырца, химических средств защиты растений:, кожанной обуви.
Рост импорта из стран СНГ обусловлен значительным увеличением объёмов закупок
зерновых культур (в 3, 3 раза },
подсолнечного масла (в 1, 4 раза),
сахара белого (в 1, 3 раза),
табачных, изделий { в 3, 9 раза),
одежды (в 1, 3 раза),
каменного угля (в 1, 4 раза),
чёрных металлов (в 1, 7 раза),
Страны СНГ играют важную роль в обеспечении импортных потребностей России по ряду товаров. Так, доля стран СНГ в импорте
сахара белого в январе - августе текущего года составила 89, 5%.,
подсолнечного масла- 59, 5%
хлопка - 92, 1%
каменного угля 95, 9%
чёрных металлов - 79, 8%
труб - 72% от всего импорта указанных товаров.
При экспорте российских разработок следует применять принцип вза - имности. Любая сделка может состояться в том случае, если страна - импортёр готова поставлять свои: национальные технологии на аналогичных условиях в Россию.
В' целях избежания несанкционированного вывоза из России товаров, технологий и разработок военного и двойного назначения необходимо в ближайшее время завершить утверждение списков товаров. и технологий, подпадающих под режим экспортного контроля. Следует также вести ре-
25 • гистрационный порядок экспорта результатов научно-исследовательских и
опытно - конструкторских разработок.
Результаты преобладания бартертыж операций,
Бартерные операции занимают неоправданно большой (около 9%) удельный вес во внешнеторговом обороте страны.
По бартеру в России в основном ввозились продовольственные товары, машиностроительная продукция и товары техстильной промышленности - около 85%, Экспорт сырья в обмен на продовольствие, устаревшую продукцию машиностроения может окончательно подорвать положение отечественных производителей. При этом происходит усиление зависимости России от зарубежных партнёров, России отводится нежелательная для роль в международном разделении труда. Необходимо анализировать, во-первых, структуру внешнеторгового оборота, главным образом соотноше - ние между экспортом и импортом. Дело в том, что в первую очередь по доли экспорта собственной продукции (а не импорта) развитые страны определяют эффективность участия страны в международном разделении труда. Не всё то, что конкурентоспособно на мировом рынке, следует экспортировать. И не всё то, что можно дёшево приобрести на мировом рын - кег целесообразно завозить в страну,
Серьёзной проблемой при бартерных операциях является достижение их сбалансированности. Пока этого добиться не удаётся, (см. таблицу пока - зателей торговли с центральноевропейскими странами).
Хотя бартерные операции характеризуются тем, что они не опосреду- ются движением валюты, при несбалансированном и неэквивалентном бартере возможна утечка валюты из России. Это в конечном счёте приводит к подрыву валютной безопастности России. Утечка капиталов из России пока не может быть остановлена исключительно экономическими метода -
26
ми.
Обеспечение валютной безопасгаости предполагает:
1 наличие законодательства, определяющего правила ведения валютных операций, соответствующих интересам: России и гарантирующих эти ин - тересы
2 жёсткий контроль за соблюдением этого законодательства.
Неэффективная для России структура бартера, неэквивалентность и не - сбалансированность в товарообмене требует установить жёсткий контроль за осуществлением этого вида торговли.
Торговая политика России,
Для: стран центральной Европы: но мере улучшения их экономического положения растёт привлекательность России как рынка выгодного сбыта широкой гаммы товаров со сниженными по сравнению с развитыми стра - нами требованиями к качеству. За счёт расширения связей с Россией страны стремятся обеспечить стабильный экономический рост, а также уменьшить риски от сложившейся в 90 -е годы односторонней ориентации
»
на развитие торговли с несколькими развитыми странами (прежде всего Германией).
Серьёзной проблемой остаётся высокий и растущий дефицит торговли с РФ, Для его уменьшения страны предпринимают усилия по развитию экс - порта в Россию, в том числе расширяя масштабы его страхования и кре- дитования, а также по увязке ввоза российского топлива с расширением экспорта собственных промышленных товаров.
Страны региона заинтересованы в продолжении закупок российских,
энергоносителей, импорт которых пока более выгоден по сравнению с
поставками из третьих стран. Большинство стран для обеспечения -
рованного и стабильного снабжения готово участвовать в разработке ме -
27
сторождений нефти и газа в РФ. Они также проявляют интерес к. проектам развития транспортных, газовых сетей, приобретению объектов нефтегазового комплекса России в счёт погашения российской задолженности,
и
Тормозит развитие российского экспорта исчерпание экспортного по - тенциала отраслей, ориентированных на внешние рынки; веконкуренто-
способность многих видов поставляемой техники; отсутствие финансовых возможностей у отечественных предприятий для коммерческих кредитов, содержания маркетинговых и сервисных служб, участия в рекламных компаниях и выставках; слабая государственная поддержка экспорта. Серьёзной проблемой является рост транспортных тарифов. Отсутствие новых передовых технологий, инвестиционных средств неизбежно встанет на пути развития крупномасштабной кооперации,
К серьёзным внешним препятствиям; для нашего экспорта следует отнести растущую конкуренцию на. рынках ЦЕ из -за начавшегося в 1995 г. очередного снижения пошлин на импорт из ЕС. ЕАСТ. ЦЕФТА и ряда других стран, с которыми подписаны соглашения о создании зон свободной тор - говли, Начатый странами процесс изменения норм и стандартов в направлении сближения с требованиями ЕС будет затруднять активизацию рос - сийского машиностроительного экспорта и становление кооперации.
Прогноз развития.
В ближайшее время темны роста товарооборота с ЦЕ могут соответст - вовать или даже опережать развитие всей торговли РФ, Россия сохранит высокое активное сальдо торгового баланса, однако его величина уменьшится из - за опережающего роста импорта. Как и прежде, большая часть превышения экспорта над импортом пойдёт на оплату транзита газа и
Описание предмета: «Международные экономические отношения»В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно
международные экономические отношения и механизм их реализации
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными
странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными,
многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука
изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические
отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм
международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации
(международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность
международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных
экономических отношений
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.
пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999
Литература - В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – СПб.: Питер, 2012. – 272 с.
- И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 792 с.
- И.Е. Иродов. Задачи по квантовой физике. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 216 с.
- И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 792 с.
- И.Е. Энгельман. О давности по русскому гражданскому праву. – М.: Старая книга, 2012. – 464 с.
- И.Е. Митина. Русские пословицы и поговорки и их английские аналоги / English Proverbs and Sayings and Their Russian Equivalents. – М.: КАРО, 2006. – 336 с.
- И.Е. Гельб. Опыт изучения письма. Основы грамматологии. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 368 с.
- И.Е. Аничков. И. Е. Аничков. Труды по языкознанию. – М.: Наука, 1997. – 510 с.
- Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: Русич, 2012. – 0 с.
- И.Е. Энгельман. О давности по русскому гражданскому праву. – М.: Статут, 2003. – 512 с.
- И.Е. Андреевский. О наместниках, воеводах и губернаторах. История государственного управления в России (IX-XIX вв.). – М.: Либроком, 2014. – 166 с.
- И.Е. Дронов. Император Александр III и его эпоха. – М.: Академический проект, 2016. – 656 с.
- И.Е. Дронов. Император Александр III и его эпоха. – М.: Академический проект, 2017. – 656 с.
- И.Е. Аничков. И. Е. Аничков. Труды по языкознанию. – СпБ.: Наука. Ленинградское отделение, 1997. – 510 с.
- И.Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – М.: Юрайт, 2017. – 208 с.
- И.Е. Домогацкая. 90 поурочных планов по предметам "Развитие музыкальных способностей и развитие речи". Для детей 3-5 лет. – М.: Классика-XXI, 2011. – 44 с.
- И.Е. Митина. Русские пословицы и поговорки и их английские аналоги / English Proverbs and Sayings and Their Russian Equivalents. – М.: КАРО, 2009. – 336 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|