Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Предмет и метод экономического анализаЭкономический анализ
Предмет и метод экономического анализа.
1.
Анализ - метод познания экономической действительности.
Предварительное условие познания - раскрытие экономической сущности явления. Экономическую сущность описывает теоретическая экономика, которая является основой для отраслевых и специализированных экономических наук. Если отраслевые экономические науки конкретизируют общие экономические законы, то специализированные дают им количественную характеристику. Анализ - специализированная наука.
Соотношение отраслевых и специализированных наук: развитие специализированных наук позволило им стать самостоятельным аппаратом познания (не только описывать явление, но и давать теоретическую почву для дальнейшей работы).
Существует прямая связь между аналитической проработкой вопроса и качеством принятия управленческого решения. Результат процесса управления - выбор оптимального решения. Экономический анализ упреждает принятие управленческого решения и завершает его реализацию, определяя его эффективность.
2.
Экономический анализ использует диалектический метод (все явления изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности).
Цель экономического анализа - выяснить причины изменения хозяйственных процессов и определить результаты, к которым они могут привести. Используются дедукция и индукция.
Предмет экономического анализа - хозяйственный процесс.
Экономический анализ - это микроанализ, это факторный анализ. Информационной базой для проведения анализа является система показателей плана, учета и отчетности.
Так как хозяйственная сфера многогранна, то чтобы разобраться в ней, ее необходимо систематизировать. Поэтому экономический анализ систематизируют по нескольким признакам:
По аспектам изучения:
• финансово-экономический;
• технико-экономический;
• функционально-стоимостной.
Цель финансово-экономического анализа - раскрыть результаты финансовой деятельности предприятия на базе отчетности. Цель технико-экономического - выяснить влияние на финансовые показатели технологии, уровня техники, организации труда, производства. Цель функционально-стоимостного - определить, каким образом особенности конструкции детали, способов ее производства сказываются на результатах деятельности предприятия. Все виды анализа имеют особые цели и стали самостоятельными видами.
По кругу изучаемых вопросов:
• полный (комплексный);
• тематический. Цель - выявление возможности улучшения отдельных сторон деятельности.
По объектам:
• внутрихозяйственный (анализ деятельности отдельных служб);
• общехозяйственный (как совокупная деятельность сказалась на общем результате).
По характеру принимаемых решений:
• предварительный (оценка состояния объекта);
• оперативный (принятие управленческих решений в режиме реального времени с целью внесения изменений в процесс реализации);
• итоговый (оценка реализации принятых управленческих решений);
• перспективный (определение влияния изменений на деятельность объекта).
По субъектам, проводящим экономический анализ:
• внешний;
• внутренний.
Все эти виды стали самостоятельными. Они отличаются по целям и задачам, по характеру используемой информации, по видам пользователей этой информации, исполнителями.
Цели и задачи.
Внешний анализ: рентабельность, варианты использования привлеченного капитала. Цель - подготовка необходимой информации для укрепления взаимоотношений с кредиторами.
Внутренний анализ: разработка тактики функционирования предприятия. Цель - разработка конкурентной политики (информация о ценах, себестоимости, об изучении аналогичных продуктов, рынка).
База.
Внешний анализ: публикуемая отчетность (обязательна только для банков, для всех остальных обязательна аудиторская проверка). Недостатки публичной отчетности:
• не входит раскрытие по всем сферам деятельности;
• показатели очень свернуты (во всех общих показателях нивелируются негативные моменты).
Внутренний анализ: вся информация, никаких преград. Ответы на вопросы - как получена прибыль.
Пользователи внешнего анализа:
• акционеры, которых интересует стабильность, рентабельность, уровень дивидендов, направления использования капитала;
• банки, их интересует платежеспособность;
• налоговые службы - имущество, доходность;
• фондовые биржи - если акции предприятия котируются на бирже, то собирается множество необходимой информации;
• внебюджетные фонды - статистика, пенсионный фонд;
• профсоюзы и объединенные в них рабочие и служащие.
Пользователи внутреннего анализа:
• управленческий аппарат, руководящий данной фирмой Вся внутренняя информация имеет две задачи: • контроль: выяснить, возникают ли отклонения от нормального хода развития предприятия;
• прогнозирование.
Изготовители:
Внешний анализ: либо сами предприятия, либо сами пользователи, либо специальные службы.
Внутренний анализ: либо сотрудники самой фирмы, либо внешние фирмы (аудиторские или консалтинговые).
Лекция 2. 8. 09. 95
Метод экономического анализа - это способ системного комплексного изучения, измерения, обобщения влияния отдельных факторов на реализацию хозяйственных задач фирмы и динамику ее развития, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и так далее.
Стадийность аналитического исследования. Технологический цикл анализа:
1. Изучение объекта анализа - предварительная оценка достигнутого уровня объектом и выяснение обусловливающих причин.
2. Измерение взаимосвязи между показателями и факторами, их определяющими, и выявление причин отклонения в уровне развития от запланированного.
Комплексная оценка всех причин позволяет определить пути оптимизации развития.
3. Обобщение.
4. Рекомендации.
Использование самостоятельной системы аналитических показателей:
• система плановых показателей;
• система учетных показателей;
• показатели, полученные внесистемным методом.
Система аналитических показателей отличается от своих подсистем тем, что это смоделированные, искусственные показатели, созданные для выявления причин изменения развития объекта.
Аналитические показатели создаются путем сочетания, оценивания показателей плана, учета, отчетности и путем преобразования.
Классификация аналитических показателей.
По экономическому содержанию:
• количественные (характеризуют размер хозяйственного явления или величину ресурса);
• качественные (характеризуют эффективность хозяйствования, степень использования).
Например прибыль - эффективность - качественный показатель. А если мы будем говорить об источниках финансирования, то прибыль будет выступать как количественный показатель.
Деление всех показателей по слагаемым эффективности:
• показатели наличия и использования средств труда;
• показатели наличия и использования самого труда;
• показатели наличия и использования интеллектуального потенциала.
По отношению к деятельности анализируемого объекта:
• объективные;
• субъективные.
По состоянию объекта:
• моментные показатели;
• интервальные показатели (за какой-то период).
С позиции роли показателей:
• общие или результативные, характеризующие деятельность объектов в целом;
• частные или факторные.
Факторами в анализе называют активно действующие силы, вызывающие положительные или отрицательные изменения в объекте и в результатах, его отражающих.
Значение фактора:
• условие совершения хозяйственного явления;
• причина изменения хозяйственного явления.
Совокупность специальных приемов, с помощью которых осуществляется анализ:
• логические приемы;
• эвристические приемы, базирующиеся на опыте, знаниях, чувствах специалистов, которые осуществляют анализ.
Приемы аналитического исследования.
1. Приемы качественного анализа.
2. Приемы анализа на стадии измерения взаимосвязи между показателями.
3. Методы комплексной оценки итогов деятельности аналитического исследования.
1.
При предварительном изучении объекта используются приемы:
• сравнения;
• группировки;
• создания системы аналитических показателей;
• детализации аналитических показателей.
Основное назначение приема сравнения - дать определение явления через другие. В экономических исследованиях этот прием работает при сравнении с показателями плана, лимита, нормы, норматива, а также для сравнения с предыдущим результатом или каким-либо идеальным состоянием нашего объекта. Существует также сравнение нескольких объектов, но такое сравнение имеет свои границы, так как не все объекты сопоставимы, то есть необходимо предварительно убедиться в наличии признака сопоставимости.
Условия сопоставимости:
• тождественная методика сравнения;
• ценовой фактор;
• тождество структуры анализируемых объектов;
• территориальный признак и другие,
то есть условий сопоставимости достаточно много, а выбор их зависит:
• от целей исследования;
• от самого показателя.
Для приведения показателей к сопоставимому виду существует база приведения. Целесообразно приводить к сопоставимому виду все показатели кроме тех, которые берутся за базу. Целесообразно за базу брать лучшее.
Отличительной особенностью приема группировки в анализе от статистики является:
• в статистике группировки необходимы для получения средней величины, то есть для обобщения; в анализе же группировки служат для раскрытия явлений, для выявления влияния отдельных объектов на средние показатели, поэтому в анализе более всего применима аналитическая группировка.
Еще виды группировок:
• структурная;
• типологическая (в основном применяется в статистике).
Разрабатываемая система аналитических показателей служит для описания объекта анализа и призвана ответить:
• какие показатели определяют объект функционирования;
• как можно детализировать данный объект анализа;
• какие причины влияют на развитие объекта;
• в чем их взаимосвязь и так далее.
Описание предмета: «Экономический анализ»Экономический анализ - выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности.
Экономический анализ предполагает раскладывание экономики на отдельные части (экономические категории).
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития
и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования
финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы
предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности,
складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему
экономической информации.
Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их
разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.
Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. [Грищенко О. В. Анализ и диагностика
финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000]
Литература - Ю.П. Маркин. Экономический анализ: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – 450 с.
- Ю.П. Маркин. Экономический анализ. – М.: Омега-Л, 2010. – 456 с.
- Н.В. Климова. Экономический анализ. Теория, задачи, тесты, деловые игры. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2012. – 288 с.
- Л.С. Сосненко, Е.Н. Свиридова, И.Н. Кивелиус. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс. – М.: КноРус, 2009. – 256 с.
- Т.У. Турманидзе. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 224 с.
- Ю.П. Маркин. Экономический анализ. – М.: Омега-Л, 2010. – 456 с.
- В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. – 424 с.
- Ю.П. Маркин. Экономический анализ. – М.: Омега-Л, 2011. – 456 с.
- В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. – М.: КноРус, 2011. – 272 с.
- Т.С. Маслова. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. – М.: Инфра-М, Магистр, 2011. – 336 с.
- Л.С. Сосненко, И.Н. Кивелиус, Е.Н. Свиридова. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс. – М.: КноРус, 2012. – 256 с.
- Л.Г. Симкина. Микроэкономика. – М.: КноРус, 2013. – 360 с.
- Сергей Иванович Кретов. Гуманистическая общественно-экономическая формация. Политическая экономия будущего. Том 1. Отдел 1. Глава 1. Часть 2. Предмет и метод политической экономии будущего. – М.: , 2015. – 150 с.
- А.И. Семененко, В.И. Сергеев. Логистика. Основы теории. Учебник. – М.: Союз, 2003. – 544 с.
- В.Л. Тамбовцев. Право и экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
- Т.М. Садыкова, С.И. Церпенто. Бухгалтерский учет и анализ. Учебник. – М.: РИОР, Инфра-М, 2016. – 256 с.
- Н.В. Климова. Экономический анализ. С традиционными и интерактивными формами обучения. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. – 296 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|