Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Государство и экономикаМакроэкономика
Истории известно несколько типов взаимоотношений государства и экономики. Нередко правители не вникали в хозяйственную жизнь, а довольствовались тем, что собирали налоги (дань) с крестьян и торговцев. В других странах (таких как Китай) государство контролировало производственный процесс, иногда даже объявляя, когда сеять и убирать зерно. Кое-где налоги были щадящими, в других случаях - разоряли народ. В период свободной конкуренции капиталисты требовали, чтобы правительство ни во что не вмешивалось, а только выполняло роль «ночного сторожа», то есть поддерживало порядок. В СССР всякая хозяйственная деятельность была государственным делом. И т.д.
Однако в современную эпоху соотношение экономики и государства во многом иное, чем было раньше. Сейчас всё так тесно переплетено, что малейший сбой в одном секторе может очень чувствительно отозваться в других, вызвать экономический кризис, падение производства, безработицу. Даже разорение одной крупной компании способно ударить по всей стране. Серьёзная авария - тоже. Неприятности в одной державе нередко отзываются и в других. Кроме того, чтобы хозяйство нормально существовало, нужно поддерживать и развивать образование, науку, культуру, медицину, связь, делать различные исследования и т. п. На всё это требуются гигантские средства, которые собираются из налогов. Но размер и порядок их сбора очень влияют на объёмы и темпы роста производства, и государство не может это не учитывать. Наконец, денежное обращение: количество денег, способы их обмена и обращения контролируются государством, что также сильно сказывается на бизнесе. С другой стороны, современные товары, в отличие от того, что было раньше, во многом обладают для покупателей неизвестными свойствами и при недобросовестности или ошибке производителей и продавцов могут принести большой вред покупателю, особенно лекарства и пищевые продукты. Значит, необходимо регулировать и контролировать качество и безопасность десятков тысяч товаров. Необходимо также смотреть, чтобы промышленность и сельское хозяйство не загрязняли и не портили природу. Это тоже никто не сделает, кроме государства.
Однако если власти станут вмешиваться в каждую мелочь, то, во-первых, нужно будет очень много служащих и средств, во-вторых, это убьёт инициативу и предприимчивость. Поэтому современное государство в своих отношениях с экономикой исходит из следующих принципов:
1. Всё, что может нормально развиваться без вмешательства государства, должно делаться частными лицами и корпорациями.
2. Государство старается помогать им, создавая правопорядок, щадящие налоги, стабильность, защищая их интересы в переговорах с другими странами и т. п.
3. Совершая разнообразные действия, правительство не должно упускать из виду, как они отразятся на экономике (например, политика в отношении въезда и выезда из страны, международные соглашения и т. п.).
4. Есть множество вещей, которые никто не сделает вообще или не сделат лучше государства. В иные нельзя никого допускать (например, печатание денег), в других - полезно сотрудничать с частным капиталом (образование, медицинское обеспечение, связь и др.).
5. Государство также осуществляет контроль за безопасностью производства.
Сама по себе безкризисно экономика развиваться не может. Её приходится регулировать. Но делать это следует осторожно. Главными способами такого влияния являются: а) денежное обращение. Иногда правительство сознательно допускает инфляцию в небольших размерах, чтобы повысить спрос, создать своего рода «смазку» или, напротив, сокращает количество денег в обороте; б) налоги. С их помощью можно ускорить или затормозить (если рост слишком большой) развитие отдельных отраслей и всей экономики; в) если с помощью налогов государство перераспределяет доходы отдельных групп населения, то окончательно их формирует путём оказания социальной помощи малоимущим; г) кредиты для поддержки отдельных отраслей или предприятий; д) заказы на строительство школ, дорог, вооружение и пр.;
е) собственно государственные предприятия, роль которых в некоторых странах высока; ж) разработка различных программ: переобучение людей тех профессий, которые уже не нужны, и подготовка специалистов дефицитных направлений; другие меры борьбы с безработицей; планирование и рекомендации фирмам и т. п.; з) установление различных нормативов (например, предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ), безопасности, социальных норм (ограничение рабочей недели, минимальный заработок и т. п.); и) правительство решает, какие районы страны нуждаются в особой помощи; к) оно контролирует вложения в экономику национальных и зарубежных капиталов. И т.д. В целом, государство стремится ослабить разрушительность конкуренции, смягчить кризисы, безработицу, регулировать рост и в то же время не задавить источник разсития: предприимчивость, частный интерес, изобретательность, новаторство.
Описание предмета: «Макроэкономика»Макроэкономика - наука, изучающая функционирование рынка в целом (общий обьем производства, уровень цен,
процентные ставки, уровень безработицы).
Макроэкономика. имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, экономической жизни в
широком плане. Она изучает факторы и результаты развития экономики страны и ее крупных районов. Объектами
макроэкономики. являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Макроэкономика
изучает влияние рынка как целого на все другие элементы экономики.
Макроэкономический подход исходит из того, что условия эффективного функционирования отдельного предприятия
отнюдь не тождественны условиям эффективного функционирования экономики в целом[12].
Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьба с инфляцией, безработицей, стимулирование
экономической активности. Исходным импульсом развития М. явились экономические идеи английского ученого Джона
Мейнарда Кейнса (1883-1946).
Макроанализ, по Кейнсу, охватывает следующие проблемы: 1 ) чем определяется общий уровень занятости в
экономике? 2) в чем состоит роль процентных ставок и чем определяется их уровень?
В макроэкономической теории Кейнса достижение эффективного функционирования экономики находится на стороне
потребительского и инвестиционного спроса, а исходным пунктом является проблема занятости населения.
Макроэкономика преследует конкретные цели и обладает соответствующими инструментами, с помощью которых можно
обеспечить их реализацию.
Американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» выделяют следующие цели и
инструменты макроэкономики
К целям макроэкономики они относят: 1 ) объем производства, который является основным показателем
экономического роста. Наиболее всеохватывающим показателем, при помощи которого измеряется объем производства,
по их мнению, является валовой национальный продукт (ВНП), 2) занятость и безработица, ибо обеспечение полной
занятости населения есть не только чисто экономическая цель общества, но и социальная цель, поскольку
безработица ведет к ухудшению здоровья, психологическим стрессам; 3) цены и инфляция. Стабильные цены
обеспечивают уровень инфляции, близкий к нулю. Обобщающим показателем уровня цен служит индекс потребительских
цен (ИПЦ); 4) внешний баланс. Он представляет собой важнейшую экономическую проблему. Уменьшение внешнего
дефицита — одна из главных целей государства.
В число инструментов макроэкономики включают: 1) фискальную политику. В ней одним из основных инструментов
выступают правительственные расходы и налоги. Правительственные расходы, формируя совокупные расходы, влияют на
изменение реального ВНП. Что касается налогов, то их роль в макроэкономике двойственна. С одной стороны, они,
сокращая доходы населения, уменьшают совокупный спрос и, следовательно, объем произведенного ВНП. С другой
стороны, налоги могут влиять на рост ВНП. Это происходит в том случае, когда налоги на доходы снижаются, что
стимулирует предпринимателей к росту инвестиций в производство; 2) денежная политика. Представляет собой второй
главный инструмент макроэкономики. Ее значение заключается в следующем. Замедление роста массы денег вызывает
повышение ставки процента, чем сдерживает инвестиции в производство и, таким образом, ведет к уменьшению ВНП и
смягчению инфляционных процессов. Ускорение же роста массы денег, наоборот, понижает ставку процента, что, в
свою очередь, вызывает экономическую активность посредством стимулирования инвестиций в производство; 3)
политика регулирования доходов. Она составляет третье направление макроэкономической политики. Это своего рода
политика «зарплаты—цены». Ее диапазон: от свободного установления зарплаты и цен до декретного контроля; 4)
внешнеэкономическая политика. Данное направление включает в себя достаточно емкий инструментарий: контроль над
экспортом и импортом, регулирование обменного курса, тарифы или субсидии, стимулирование безработицы во имя
стабилизации внешней торговли.
Правительство должно умело владеть макроэкономическими инструментами, отчетливо представлять цели
макроэкономики. Кроме того, макроэкономическая политика допускает отбор альтернативных целей. Выбор целей и их
реализация нередко действуют в противоположных направлениях. Так, невозможно одновременно наращивать объем и
уровень потребления и обеспечить высокие темпы экономического роста. Подобные противоречия отмечаются между
инфляцией и безработицей. Уменьшение инфляции может протекать в условиях роста безработицы. Однако наблюдается
ситуация, когда одновременно растет безработица и усиливается инфляция.
До недавнего времени в нашей экономической литературе господствовало мнение, согласно которому макроэкономика
является категорией буржуазной политической экономии. Однако даже в таких условиях отдельные ученые исследовали
макроэкономическую проблематику. Значительный вклад в разработку теории экономического роста — составной части
макроэкономики — внесли Н. Д. Кондратьев, Л. В. Канторович, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, А. И. Анчишкин и
др. Советские ученые и исследователи макроэкономической теории нерыночной экономики успешно использовали
экономико-статистический аппарат производственной функции, широко применяли метод «затраты—выпуск», именуемый в
нашей стране межотраслевым балансом народного хозяйства, сочетали балансовые методы с эконометрическими.
Попытку осуществить сравнительный анализ макроэкономики. плановой (нерыночной) и предпринимательской (рыночной)
систем предпринял В. К. Фальцман.
Советская макроэкономическая теория прошла три этапа. Первый этап охватывает периоде 30-х до 50-х годов. На
этом этапе в макроэкономической науке наблюдалось полное господство взглядов, согласно которым высокие темпы
экономического роста характерны исключительно для плановой системы. Второй этап — начало 60-х и первая половина
80-х годов - отмечался тем, что в этот период в нашей стране сформировались основы теории интенсификации и
эффективности производства. Утвердилось суждение, что только на основе углубления интенсификации и повышения
эффективности производства возможно ускорение экономического роста. Третий этап начался со второй половины 80-х
годов. Он характеризуется тем, что была выдвинута теория нового качества экономического роста, согласно которой
проблема экономического роста не может быть сведена лишь к ее количественной стороне.
Изучение макроэкономики в настоящее время исключительно актуально по многим причинам. Здесь выделим две из них.
Во-первых, явления макроэкономики имеют определяющее значение в успехах и неуспехах нации, страны. Во-вторых,
нация может воздействовать на собственное экономическое положение посредством макроэкономической политики.
Литература - Л.И. Шевченко. Регулирование отношений поставки. Теория и практика. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2002. – 294 с.
- И.Е. Рудакова, А.А. Никифоров. Макроэкономическая теория. Проблемы, версия, полемика. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 208 с.
- А.И. Амосов. Последствия сверхускорения эволюции экономики и общества в последние столетия. Закономерности социального и экономического развития. – М.: ЛКИ, 2009. – 312 с.
- И.А. Ефанов, И.И. Меламед, В.В. Холодов. Актуальные подходы к развитию рыбохозяйственного комплекса на основе создания технопарков. Современное состояние, цели и задачи, методы. – М.: Современная экономика и право, 2007. – 192 с.
- А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
- А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
- Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. Курс макроэкономики в таблицах и схемах. – М.: Современная школа, 2010. – 144 с.
- М.И. Одинцова. Институциональная экономика. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2009. – 400 с.
- А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
- Т.Е. Салье, Ю.М. Валиева, И.Н. Воскресенская. Английский язык для направления "Реклама и связи с общественностью" / English for Students of Communications. – М.: Академия, 2011. – 512 с.
- А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
- Н.И. Павленко. Столетие безумно и мудро. – М.: Дрофа, 2010. – 368 с.
- И.Д. Звягельская, Т.А. Карасова, А.В. Федорченко. Государство Израиль. – М.: Институт Востоковедения РАН, 2005. – 560 с.
- А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. Экономика для профессий и специальностей социальностей социально-экономического профиля. Учебник. – М.: Academia, 2013. – 336 с.
- А.И. Амосов. Последствия сверхускорения эволюции экономики и общества в последние столетия: Закономерности социального и экономического развития. – М.: ЛКИ, Ленанд, 2015. – 312 с.
- И.А. Гобозов. Государство и национальная идентичность. Глобализация или интернационализация?. – М.: Ленанд, 2019. – 200 с.
- И.А. Устинова. Государство и церковь в России в X — начале XX веков. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 194 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|