Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
ЗдравоохранениеМедицина и здравоохранение
Коренные изменения, происходящие в Российском обществе, характеризуются в отечественной системе здравоохранения ее качественной, хотя и не безболезненной, трансформацией.
Здравоохранение, как глубоко интегрированная специфическая социально-экономическая отрасль государства, система с высокой степенью структурных и функциональных связей, развиваясь и приобретая в конце ХХ века новые свойства, обобщенно выражаемые термином «демократизация» (по форме - структурная децентрализация, по содержанию - рыночные отношения с приоритетом экономических законов) - не просто количественно добавила к доселе сложившимся своим чертам новые характеристики, но видоизменилась в самой своей сущности.
В принципах советской системы здравоохранения, несмотря на их привлекательность, цели взаимоотношений врача и пациента более декларировались. За категориями «государственность», «профилактическая направленность», «бесплатность», «доступность» - прежде всего, стояли классические интересы государства. Личности пациента и врача как бы перемещены на второй план, хотя понятно, что без них, как субъектов взаимоотношений системы здравоохранения, никакие принципы реализованными быть не могут. Прикладная форма таких принципов во взаимоотношениях пациента и врача реализуется относительно «насильственными» административно - управленческими методами, а не порождается изначально «снизу», «изнутри»; к тому же санкционировано исключает теоретически возможное право выбора других форм взаимоотношений этих равноправных субъектов системы. По сути, любой принцип, основанный изначально не на общечеловеческих ценностях, рано или поздно входит в противоречие с исконно человеческой сущностью: желанием реализовать любые возможные формы взаимоотношений в рамках истинной свободы.
Анализируя происходящие изменения в здравоохранении с позиций социально - гигиенической науки, следует сделать предположение, что мы являемся участниками и свидетелями процессов, ведущих к закономерному возврату истинных «чистых» взаимоотношений пациента и врача. Правда, не форме доисторического уровня шаманства, а в формах, адекватных условиям современного этапа социально-экономического развития страны. Специфичностью этих современных взаимоотношениям потребителя и производителя медицинских услуг является приоритетность удовлетворения нужд и потребностей пациента (клиента). Ориентация на нуждающегося во врачебной помощи (медицинской услуге), становится ключевым фактором, а роль иных содержаний - переводится в разряд средств достижения баланса определенных целей, как пациента, так и врача.
Суть меняющейся парадигмы отечественного здравоохранения заключена, прежде всего, в переориентации приоритетов системы сохранения здоровья населения с безликого, так называемого обобществленного уровня, на уровень личности. Опираясь на данную аксиому, исследователь вправе рассматривать основополагающими составляющими мотивации целевых взаимоотношений врача и пациента (клиента) такие общепризнанные категории маркетинговой системы как нужда, потребность и спрос, предложения, деятельность и эффективность, в преломлении и адаптации их к конкретной системе медицинской деятельности.
Представляется методологически верным рассмотреть вышеперечисленные состояния субъектов маркетинговой системы в логической структурной и функциональной взаимосвязи с другими сопричастными элементами.
В оригинальной логистической модели не только вскрыты и представлены определенным образом соотнесенные элементы рыночных (маркетинговых) систем, но и предпринята попытка условно описать мотивацию возникновения тех либо иных функций субъектов маркетинговой системы на примере модели предложения и потребления медицинских услуг. Так нужда быть здоровым в определенной степени порождается болезненным состоянием организма, хотя и не ограничивается этой предпосылкой; желание выздороветь - в маркетинговой системе запускает механизм потребности в медицинской услуге, а потенциальная возможность выздоровления реализуется в виде спроса на медицинские процедуры. В тоже время, каждая из этих характеристик потребителя медицинских услуг: нужда, потребность, спрос (по сути своей являющимися обобщенными) посредством модели описываются конкретными элементами маркетинговой системы.
Так нужда характеризуется медико-социальной проблемой, порождающей определенное состояние организма; адекватной медицинской услугой соответствующего стандарта и медико-диагностической группой, к которой в конечном итоге отнесен пациент (клиент).
Потребность в медицинской помощи в отличие от нужды в большей степени соотнесена с личностью клиента (пациента) на что объективно указывают ее характеристики в модели такие как элементы, описывающие самого субъекта маркетинговой системы (пациента), т. е. его личность, медико-экономическая группа, к которой отнесен клиент по степени платежеспособности, медицинская услуга соответствующая медико-диагностической группе.
Наконец, спрос на медицинские процедуры, адекватный конкретной медицинской услуге, характеризуется опять же личностью пациента (клиента), конкретной процедурой и ее стоимостью, а так же случаем медицинского обслуживания, связывающего пациента с врачом в системе маркетинговых отношений.
В представляемом сообщении автором не ставится задача найти ответы и решения по спектру внутренних противоречий и проблем, присущих маркетинговым системам спроса и предложения медицинских услуг. В рамках настоящей статьи хотелось бы лишь очертить круг определенных вопросов, возникших на определенном этапе исследования. Используя представленный фрагмент модели маркетинговой системы в качестве своеобразного методологического инструментария, представляется возможным обозначить и привести некоторые направления движения исследовательской мысли при изучении диалектики взаимосвязей категорий «нужда», «потребность», «спрос».
Социально-экономические проблемы, порождающие нужды.
Скрытые неосознанные нужды. Нужда-в-себе.
Сущность медицинских нужд.
Двойственность и единство нужд: потребитель-производитель.
Нужды и медицинские услуги.
Нужды и медицинские технологические стандарты.
Форма и способы удовлетворения нужд.
Диалектика связи нужд и потребностей.
Медицинские потребности.
Скрытые потребности, перевод их в осознанные потребности.
Диалектика связи медицинских потребностей и спроса на медицинские процедуры.
Диалектика взаимосвязей и приоритетность нужд, потребностей и спроса в личности пациента.
Медико-диагностические группы - модель нужд и потребностей.
Случай медицинского обслуживания - прикладная форма, аккумулирования и реализации нужд и потребностей..
Формы и методы врачебных предложений и деятельности для перевода скрытых (неосознанных) нужд и потребностей в осознанные.
Ряд проблем, по всей видимости, имеет простое решение, иные - диалектически глубоки и неисчерпаемы. К примеру, в общих чертах относительно понятно, какие нужды заставляют пациента стать потребителем медицинских услуг и удовлетворить определенный спрос - это желание (нужда) долголетия, быть здоровым, полноценно (качественно) жить и трудиться и пр. Мотивация таких нужд достаточно полно и глубоко изучена. Стороне нужд, в которых приоритетно выступает мотивация предложений производителя, в частности медицинских услуг (врачебная деятельность), по нашему мнению, в научных исследованиях уделено не так много внимания. Какие нужды заставляют врача предлагать пациенту те или иные медицинские услуги, либо медицинскую помощь вообще? Чем обуславливается мотивация удовлетворения спроса пациента? Какова роль и приоритетность альтруистических и экономических составляющих медицинского (врачебного) труда? Какова диалектика соотношений нужд потребительских и нужд производителя? Соотносятся ли нужды потребителя и производителя медицинских услуг в случае медицинского обслуживания? Каковы противоречия при столкновении нужд пациента и нужд врача? Каким образом разрешаются эти противоречие?
Эти и ряд других вопросов, по всей видимости, должны найти ответы в исследованиях маркетинговых взаимоотношений производителя и потребителя услуг (в нашем случае врача и пациента).
Все вышеизложенное является неким составляющим, толикой того, что может быть обозначено как метод формального анализа медицинской деятельности в рамках маркетинга медицинских услуг.
Возникшая в современных условиях жизненная потребность в расширении и дополнении традиционных методов социальной гигиены, такими как методы экономического анализа, методы ситуационного моделирования в системе здравоохранения, потребность научного прогнозирования вариантов развития системы охраны здоровья на базе использования новейших информационных технологий в целях принятии научно обоснованных решений по управлению отраслью - все это заставляет по-новому взглянуть на врачевание, медицинскую помощь, предоставление медицинских услуг, удовлетворение спроса пациента. Именно в такой последовательности исторического развития отношений больного и врача - от врачевания до удовлетворения индивидуального спроса конкретного клиента - заложена диалектика медицины. Непростая задача исследователей - попытаться вскрыть эту современную сущность здравоохранения.
Описание предмета: «Медицина и здравоохранение»Медици?на — в широком смысле область научной и практической деятельности по изучению и исследованию нормальных и
патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению
и укреплению здоровья людей.
В медицине выделяют теоретическую медицину, или медицинскую науку, или, иначе, медицинскую теорию — область
науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания,
патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.
Выделяют также практическую медицину, или, иначе, клиническую медицину, или медицинскую практику — практическое
применение накопленных медицинской наукой знаний для лечения заболеваний и патологических состояний
человеческого организма.
Существует разделение на классическую медицину, называемую также конвенциональной, официальной, иногда -
ортодоксальной, или традиционной медициной, и альтернативную медицину, называемую также нетрадиционной (а
иногда неофициальной или неконвенциональной медициной). В англоязычных странах комплементарная и альтернативная
медицина объединены в одну категорию en:CAM (Complementary and alternative medicine) и регулируются специальным
законодательством.
Современная научная медицина, называемая также доказательной медициной, требует строгих доказательств
эффективности тех или иных методов лечения или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ —
двойных слепых плацебо-контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие
подтверждения эффективности в РКИ, просто отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их
кажущейся эффективности в не-слепых опытах (т.е. для пациента или для практикующего врача). [Материал из
Википедии]
Литература - Л.А. Габуева, В.М. Шипова, О.Ю. Александрова. Экономические основы российского здравоохранения. Институциональная модель. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2012. – 326 с.
- И.М. Шейман. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 320 с.
- Экономика здравоохранения. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 480 с.
- В.Ф. Мартыненко, Г.М. Вялкова, В.А. Полесский, Е.Н. Беляев, В.А. Гройсман, И.Ф. Серегина. Информационные технологии в управлении здравоохранением Российской Федерации. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 248 с.
- Здравоохранение в России. 2009. – М.: Росстат, 2009. – 368 с.
- Н.Г. Петрова, Н.И. Вишняков, Е.Н. Пенюгина, И.В. Додонова. Менеджмент в здравоохранении. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 256 с.
- М.А. Татарников. Сборник должностных инструкций работников учреждений здравоохранения. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 928 с.
- А.А. Кудрявцев. Менеджмент в здравоохранении. Медико-экономические стандарты и методы их анализа. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 172 с.
- Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: Медицина, 2002. – 416 с.
- Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению. – М.: Медицина, 2010. – 464 с.
- О.П. Щепин, В.А. Медик. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 592 с.
- Т.К. Рахыпбеков. Финансовый менеджмент в здравоохранении. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 312 с.
- Под редакцией В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 656 с.
- В.А. Медик, В.К. Юрьев. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 288 с.
- Общественное здоровье и здравоохранение. В 2 томах. Том 1. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 688 с.
- Б.А. Войцехович, А.Н. Редько, И.С. Козиева. Предпринимательская деятельность в здравоохранении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 208 с.
- Б.А. Войцехович. Общественное здоровье и здравоохранение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 128 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|