Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Земельная реформаЗемельное право
* Введение
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Российской Федерации.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с протоколом первого заседания «круглого стола» от 26 декабря 1997 г. № Пр-2212 и поручением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № ВЧ-П1-41711.
1. Основные положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в России в 1991-1998 годах
В России завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
Проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн. га их земель. В итоге 11,8 млн. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс.хозяйств), в распоряжение которых передано 13,8 млн.га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 32 млн.га. В собственность граждан передано 138 млн.гектаров или 63 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. Дополнительно еще около 4 млн.граждан могут стать собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей приватизации сельскохозяйственных угодий.
Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено свыше 10 тыс. земельных участков под такими предприятиями и объектами.
Органам местного самоуправления передано в ведение 36,4 млн.га земель (153,3 тыс.сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В городах и поселках городского типа из 7,5 млн. га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 6 процентов земли.
Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 43,6 млн.граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 8,3 млн.га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,19 до 0,36 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 35 млн.граждан и 672 тыс.юридических лиц и крестьянских хозяйств.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 3,3 трлн. рублей, в 1996 году - 5,4 трлн. рублей, в 1997 году - 9,5 трлн. рублей (в ценах соответствующих годов).
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло 450 тысяч в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.
На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.
Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.
Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:
* осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;
* вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
* перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;
* повышение плодородия почв и охрана земель;
* приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
* разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности;
* создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории России.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа реализации Программы.
На I этапе (1999-2000 годы) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.
На II этапе (2001-2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными программами
Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации. Она конкретизирует и развивает положения программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360, касающиеся земельной реформы в стране, а также связанных с ней институциональных преобразований, затрагивает вопросы структурной, инвестиционной, жилищной и региональной политики.
В Программе определены направления реализации федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Программа развивает положения Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 933, и Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. № 1499, в части совершенствования земельных отношений и стабилизации финансового положения аграрного сектора.
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
* передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
* установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
* дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
* инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
* установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
* определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
* создание системы правового зонирования земель.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
* обеспечение всем гражданам Российской Федерации возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
* обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
* обеспечение всем гражданам Российской Федерации - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством Российской Федерации);
* активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей.
2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:
* развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
* создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
* информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
* установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
* введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
* стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа «предприятие - имущественный комплекс»;
* повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
* переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
* развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;
* расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
* обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
* совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
* законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем:
* создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг;
* создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости;
* проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
* создания системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними;
* создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости;
* введения административной и уголовной ответственности за правонарушения на земельном рынке и совершенствования гражданско-правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:
* создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;
* внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
* расширение доступа граждан Российской Федерации и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
* создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и т.д.).
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на I этапе реализации Программы:
* осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;
* уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена;
* установить для сельскохозяйственных организаций правила бухгалтерского учета операций с земельными долями;
* уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации;
* создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей;
* сформировать повсеместно земельный фонд для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления земельных участков казачьим обществам;
* содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов;
* принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их.
На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России» («Плодородие»).
2.5. Развитие ипотечного кредитования
Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени.
В целях использования потенциала земельной ипотеки на I этапе реализации Программы обеспечивается:
* учет особенностей регистрационных действий при ипотечных отношениях, гарантирующих в итоге соблюдение интересов залогодержателя;
* разработка механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества и гарантирование рисков отсрочки возврата кредита;
* разработка мер по защите прав залогодателей;
* использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств.
Необходимо при этом учитывать специфику залога земель сельскохозяйственного назначения. Целесообразно ограничить случаи залога земель сельскохозяйственного назначения предоставлением кредита, непосредственно связанного с сельскохозяйственным производством и развитием социальной инфраструктуры в сельской местности. Преимущественное право покупки на публичных торгах заложенных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при их реализации следует предоставлять гражданам и организациям, владеющим соседним участком. Реализация заложенных земельных участков допускается только на торгах, в том числе публичных.
Для развития ипотечных отношений целесообразно использовать возможности инструментов фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных предусматривается запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество.
2.6. Совершенствование системы земельных платежей
Действующая система земельных платежей в России регулируется Законом Российской Федерации «О плате за землю», по которому формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается только с 25 процентов всех земель России, а в городах - с 15 процентов. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платой за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель.
При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
* установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц;
* расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;
* выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли на I этапе реализации Программы предполагает:
* ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;
* завершение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации;
* существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате.
На II этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
2.7. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
На I этапе реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
* разработка отвечающей современным требованиям законодательной и нормативно-технической базы системы ведения государственного земельного кадастра;
* проведение кадастрового зонирования территории России в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
* обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
* формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
* обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;
* внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра;
* разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур;
* организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;
* разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения.
На II этапе реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия:
* введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
* завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;
* создание государственного кадастра недвижимости Российской Федерации путем интеграции государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных о недвижимости;
* создание информационной базы данных о федеральных землях, землях субъектов Российской Федерации и землях муниципальных образований.
2.8. Оценка земель
Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются:
* установление единого для всех субъектов Российской Федерации порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель;
* определение порядка, оснований и методов проведения оценки рыночной стоимости земельных участков;
* разработка методик массовой оценки земель различных категорий для целей налогообложения и их апробация в ряде регионов России, в первую очередь в городах и поселениях, районах развития минерально-сырьевой базы и добычи полезных ископаемых (в том числе в северных районах);
* государственная поддержка подготовки и деятельности частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося рынка земли, организация государственного регулирования их деятельности (лицензирование, сертификация и т.д.), законодательное определение их ответственности за достоверность результатов оценки.
Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
На II этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории России.
2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов.
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями.
Эффективность использования земель на действующих предприятиях можно рассматривать с двух позиций: во-первых, увеличение выпуска продукции предприятия с действующих занятых площадей без расширения территории предприятия, во-вторых, сокращение ненарушенных, но запроектированных под размещение объектов предприятия земель и увеличение емкости нарушенных земельных площадей с целью размещения отходов производства при дальнейшей эксплуатации.
Обе эти позиции позволяют решать вопросы сохранения от нарушений земельных площадей.
Максимальный выпуск продукции с занимаемой земельной площади позволяет резко снизить как удельные экономические показатели, так и удельные показатели землепользования, что, в свою очередь, если и приводят к увеличению загрязнений в абсолютном значении, то при этом позволяет не строить аналогичных производств в других районах, повышая тем самым нагрузку на природу в еще большей степени. Вопрос землепользования является частью природопользования, и его всегда следует рассматривать с позиции взаимосвязи всех экологических сред. Могут быть случаи, когда интенсификация использования площади даст увеличение объемов загрязнений по другим экосредам, сведя на нет достигнутый эффект. Для рудников и фабрик Кольского региона, спроектированных на оптимальную производительность и работающих в настоящий момент на одну треть, а то и четверть своей проектной сбалансированной мощности, повышение нагрузки на занимаемые площади даст существенный эффект и с позиций охраны природы.
Для проектирования горно-обогатительных предприятий необходимо разработать нормы оптимального землепользования, причем эти нормы должны учитывать региональные экологические особенности.
Пути повышения эффективности использования земель по второй позиции следует расширить за счет путей снижения нагрузки на земельные площади от горно-обогатительных предприятий.
Описание предмета: «Земельное право»Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений,
регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением,
использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.
Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление
особенностей метода регулирования земельных отношений. Предоставление земли для хозяйственных нужд производится
на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об
изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или
прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта – решения
(постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве
хозяйствующего субъекта, иными словами управляющего государственным земельным имуществом, а не как «власть».
Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование
конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т.е. земельных отношений.
Земельное право как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества имеет определенную
систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые, как «кирпичики», образуют -целое
здание правовой системы. Правовая норма – это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они
должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.
Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки, или звенья) норм, которые именуются правовыми
институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную
однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений
регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и
арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.
Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и
положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные
виды земельных отношений. Правовые институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть –
особенными.
Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: право собственности на землю, иные
виды прав на землю; право управления в области землепользования, а также не менее важные правовые институты
землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы
государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации,
рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного
законодательства.
Правовыми институтами особенной части являются группы (блоки) правовых норм, устанавливающих наличие в
государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования,
права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей сельскохозяйственных организаций,
колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.
Литература - П.М. Коловангин. Собственность на землю в России. История и современность. – М.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. – 528 с.
- Клаус Дейнингер. Земельная политика в целях развития и сокращения бедности. – М.: Весь Мир, 2005. – 292 с.
- В.В. Кузнецов, В.Н. Конобеев, Ю.В. Конобеев, И.В. Кузнецов. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы. – М.: Мини-Тайп, 2007. – 656 с.
- П.М. Коловангин. Собственность на землю в России. История и современность. – М.: Знание, 2003. – 528 с.
- Том Бетелл. Собственность и процветание. – М.: ИРИСЭН, 2008. – 480 с.
- Северный Кавказ. Модернизационный вызов. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2011. – 328 с.
- С.А. Боголюбов. Земельное право. – М.: Юрайт, 2013. – 384 с.
- Леонид Панов. Земельная реформа в России. Истоки и уроки. – М.: Издательство центросоюза, 2001. – 218 с.
- Народы СССР и Кубы навеки вместе. – М.: Правда, 1963. – 448 с.
- Фидель Кастро. Фидель Кастро. Речи и выступления. – М.: Издательство иностранной литературы, 1960. – 576 с.
- Е.Ю. Дутлова, П.Н. Никонов. Земля города Москвы. – М.: Издательство Главархива Москвы, 2007. – 488 с.
- Земельное право. – М.: Норма - Инфра-М, 1998. – 400 с.
- А.П. Анисимов, С.В. Дзагоев, Л.Т. Кокоева. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности. Вопросы теории и практики. – М.: Новый индекс, 2009. – 232 с.
- А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков. Земельная функция современного государства. – М.: Новый индекс, 2012. – 192 с.
- М.А. Казьмин. Земельные реформы в России XIX--XX вв. Уроки пройденного пути. – М.: Либроком, 2015. – 240 с.
- Виктор Хлыстун. Земельная и аграрная реформы в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 476 с.
- Казьмин М.А. Земельная реформа в регионах постсоветской России: Итоги преобразований и упущенные возможности. – М.: , 2016. – с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|