Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Особенности развития дипломатической службы ЯпонииМеждународные отношения
Вступление.
На протяжении длительного периода времени в политических обществах и научных кругах многих стран сохраняется и значительно усиливается интерес к Японии. Предметом внимания и изучения чаще всего становятся достижения японской экономики, древние традиции японского народа, его своеобразная культура.
Япония - вторая в экономическом отношении держава мира. По размерам валового национального продукта, объему промышленного производства и ряду других макроэкономических показателей она уступает только США. Быстро растут прямые японские капиталовложения за рубежом.
Участие «Страны восходящего Солнца» в международных торгово-экономических и научно-технических связях достаточно велико. Однако этого нельзя сказать о сфере мировой политики.
Японская внешняя политика по-прежнему в целом пассивна, замкнута на развитии двухсторонних отношений с узким кругом государств.
История дипломатической службы Японии.
1. Отношения Японии с другими странами до XIX века.
Дипломатическая служба Японии сравнительно молода - ей чуть больше 100 лет. Островное положение и удаленность от европейских и большинства азиатских государств предопределили ограниченный характер контактов Японии с другими странами. До середины XVII века, когда первые португальские и испанские корабли появились у берегов Японии, «Страна восходящего Солнца» поддерживала лишь ограниченные контакты с Китаем и Кореей.
Открытие Японских островов, прежде всего способствовало вовлечению Японии в мировые торговые связи. За этим последовали попытки европейцев подчинить Японские острова своему влиянию, что явилось одной из причин того, что к 40-м гг. XVII в. все иностранцы (кроме голландцев) были высланы из Японии. Более чем на 200 лет страна изолировалась от внешнего мира.
2. Японская внешняя политика в XIX веке.
В 1854 г. американцы, при поддержке военной эскадры заставили Японию подписать договор о мире, торговле и судоходстве. После долгой изоляции, Япония отстала от мирового уровня развития науки и техники, что позволило Англии, Франции и Голландии, последовав примеру США, подписать с Японией неравноправные договоры. По этим договорам иностранцы могли жить и свободно вести торговлю в Японии.
Но возобновление связей с внешним миром не привело к созданию в Японии дипломатических органов. Японская дипломатическая служба начала организовываться лишь только после реставрации абсолютной монархии в 1867 г.
Внешнеполитическими делами было поручено заниматься сразу нескольким гидзё (старшим советникам) и санъё (младшим советникам). В 1868 г. был учрежден департамент иностранных дел во главе с гидзё М. Ямасина. Затем департамент был преобразован в Министерство Иностранных Дел. Первым министром иностранных дел стал Н. Сава.
По уставу Министерства Иностранных Дел 1879 г. были созданы департаменты и отделы. 6 департаментов возглавили дзё (советники), а отделы - року (секретари). 1й департамент ведал отношениями со странами Европы, 2й - со странами Америки и Азии, Координационный департамент занимался документацией; также существовали департамент переводов, договорный департамент и департамент по общественным вопросам.
Ко Второй Мировой войне структура Министерства Иностранных Дел стабилизировалась. Важнейшими органами МИД являлись: министр, заместитель министра, секретариат министра, включающий отдел кадров, протокольный отдел, финансовый, договорный, политический, исследовательский отделы, отдел экономики военного времени, документации и связи.
Первые заграничные учреждения-миссии появились в 1870-1874 г. г. (в США, Великобритании, России, Франции, Австрии, Китае). К 1914 г. в США, России, Франции, Великобритании Италии миссии были преобразованы в посольства.
В первые годы существования Министерства Иностранных Дел высшие дипломатические посты занимали «назначенцы», но постепенно послами и посланниками становятся люди, имеющие опыт дипломатической работы. К концу XIX века состав Министерства Иностранных Дел формировался из чиновников, которые поступили на дипломатическую службу, сдав специальный конкурсный экзамен.
Япония приступила к активной внешнеполитической деятельности в невыгодных условиях, так как отставала по экономическому развитию и не имела дипломатического опыта, следовательно, первые дипломатические проблемы решались не в пользу «Страны восходящего Солнца». Основные усилия японской дипломатии были направлены на поиски путей пересмотра неравноправных договоров с иностранными державами. Япония долгое время проводила в отношениях со странами Запада политику, получившую название «гейся гайко» (дипломатия гейши). Лишь в 1888 г., как следствие успешных переговоров под руководством выдающегося дипломата, посланника Японии в США и Мексике М. Муцу, был заключен японо-мексиканский договор о торговле и мореплавании - первый равноправный договор Японии с западной страной.
В 80-х гг. XIX в. в США и страны Европы было отправлено посольство во главе с министром юстиции Т. Ивакурой. После двух лет путешествий посольство пришло к выводу о необходимости постепенного, но настойчивого осуществления в «Стране восходящего Солнца» буржуазных перемен.
3. Японская дипломатическая служба до Второй мировой войны.
На рубеже XIX-XX вв. Япония вступила на путь империалистических захватов и войн, начала распространять своё влияние на Окинаву, Тайвань, Корею, Китай. По поводу экспансионистской политики Японии мнения расходятся. Японские дипломаты в своих мемуарах обвиняют в агрессии военных, узурпировавших власть, работники же Министерства Иностранных Дел играют роль миротворцев. Также по конституции 1884 г. права исполнительных органов ограничивались, то есть император имел право единолично решать вопросы внешней политики. Следует ещё отметить, что министр иностранных дел подчинялся непосредственно премьер-министру и в случае разногласий с главой правительства подавал в отставку. Военный же министр подчинялся только императору. Это привело к тому, что с конца 30-х гг. XX в. начались назначения генералов и адмиралов послами. Поэтому, по словам работников Министерства Иностранных Дел, японская дипломатия играла пассивную роль в проведении агрессивного курса Японии, так как МИД был не в состоянии противостоять военным.
Но иностранные исследователи (в основном советские) считают, что в Министерстве Иностранных Дел были сильны настроения в пользу силовых решений внешнеполитических проблем, и что японская дипломатия одобряла действия военных. На конференции в Министерстве Иностранных Дел Японии в 1928 г. дипломаты пришли к решению «о целесообразности использования военной силы «для защиты японцев, находящихся в Китае», а также осуществления «позитивных» и «независимых» действий для обеспечения безопасности специальных прав и интересов Японии в Манчжурии и Монголии». К тому же среди руководства Министерства Иностранных Дел в 30-е гг. наблюдается стремление к силовым методам решения внешнеполитических проблем и ставится вопрос об устранении западного влияния в Азии. В 1934 г. Министерство Иностранных Дел Японии «выступило с заявлением, в котором говорилось, что «Япония несет единоличною ответственность за поддержание мира в Восточной Азии» и готова выполнить эту миссию вне зависимости от отношения к ней других стран». Часть дипломатов (т. н. «реформисты») способствовала заключению «антикоммунистического пакта» и тройственного германо-японо-итальянского союза. В 1940 министром иностранных дел стал Ё. Мацуока, сторонник тройственного союза. Под его руководством МИД Японии «предложил установить «новый порядок» в Восточной Азии: на первом этапе завоевать Китай, Таиланд, Малайзию, Филиппины, Новую Гвинею; на втором - Австралию, Новую Зеландию, Бирму, Восточную Индию».
С другой стороны, бывший министр иностранных дел Японии, великолепный дипломат, посол во многих странах мира Того Сигэнори, в своих мемуарах пишет, что, находясь во время Второй Мировой войны на посту министр иностранных дел, призывал к «продолжению дипломатических усилий в целях достижения мира между Россией и Германией». Также, С. Того неоднократно заявлял, что «министерство обязано...вести подготовку к прекращению войны».
Путь захватов и войн привел Японию к закономерному финалу - сокрушительному разгрому японского милитаризма. Многие дипломаты (Ё. Мацуока, С. Того, К. Хирота и другие) были наравне с военными осуждены Международным военным трибуналом на процессе 1948 г. в Токио, где вина японской дипломатии была доказана.
4. Дипломатия Японии в послевоенный период.
В августе 1945 г. началась оккупация Японии, длившаяся почти 7 лет, на продолжении которых в Японии осуществлялись радикальные буржуазно-демократические реформы. Был взят курс на приоритетное экономическое развитие, в том числе за счет ограничения расходов на развитие Вооруженных Сил.
В Японии оккупационная политика проводилась «косвенным путем» - через японский административный аппарат, который подвергся серьёзной перестройке и чистке.
Структура и функции Министерств Иностранных Дел Японии тоже претерпели изменения. С октября 1945 г. японскому правительству было запрещено вести внешнеполитическую деятельность; все загранпредства Японских островов были закрыты. Аппарат министерства подвергся резкому сокращению. Все контакты между японскими властями и иностранными миссиями в Токио осуществлялись только через штаб оккупационных войск.
Были упразднены политический и экономический департаменты, вместо них создавался департамент по общим вопросам. Протокольный отдел был объединен с отделом кадров, отдел связи - с отделом документации. Был создан департамент контроля, который занимался вопросами репатриации. По японской инициативе было учреждено бюро особых документов, которое вело сбор и обработку всех документов, касающихся политики союзных держав в отношении Японии.
Восстановление внешнеполитической деятельности Японии началось с подписания Сан-Францисского мирного договора, по которому «режим оккупации прекращался, и Японии возвращалась самостоятельность».
По мере роста внешнеполитической активности Японии структура министерства усложнялась. В 1955 г. был образован иммиграционный департамент, в 1957 появились департамент Америки и департамент Европы и Океании. После принятия Японии в ООН в 1958 г., был реорганизован департамент ООН. В 1961 г. был учреждён департамент Ближнего Востока и Африки, в 1965 - Центральной и Южной Африки.
Оккупационный период оказал существенное влияние на методы
и организацию работы Министерства Иностранных Дел Японии. Вплоть до сер. 50-х гг. в министерстве работали американские дипломатические советники.
Главной целью внешней политики Японии в послеоккупационный период был союз с США.
Естественно, после войны и оккупации перед японской дипломатической службой встало множество проблем. Важнейшей было практически полное отсутствие опытных, хорошо подготовленных дипломатов. Это связано, отчасти, с тем, что большинство опытных дипломатов были уволены во время «чистки», многие дипломаты во время войны были призваны в армию, следовательно, не имели достаточной практики для решения множества важных вопросов. Перед Министерством Иностранных Дел Японии встала проблема кадров.
Дипломатическая служба Японии сегодня.
1. Структура МИД Японии.
Гаймусё (МИД Японии) возглавляет гаймудайдзин (министр). Следующее по значению лицо в министерстве - гаймудзимудзикан (первый заместитель министра). Затем в порядке старшинства - два заместителя министра, начальник секретариата министра, директора департаментов, начальники управлений, заведующие отделениями.
Так как правительство в Японии в среднем сменяется раз в 2-3 года, то министр иностранных дел обычно не вдается в подробности работы аппарата МИД. Работу аппарата направляет и контролирует первый замминистра иностранных дел. Обязанности замминистра - докладывать премьер- министру о ситуации во внешней политике, координировать кадровую политику министерства, участвовать в пресс-конференциях, обеспечивать сохранение традиций МИД.
Первому замминистра помогают 2 замминистра. Их функции - содействие первому замминистра в разработке и планировании внешнеполитического курса; они представляют МИД на международных конференциях. Один замминистра занимается вопросами внешнеполитической проблематики, второй - внешнеэкономической.
В подчинении начальника секретариата министра (замминистра по административным вопросам) находятся отдел кадров, общий, бюджетно-финансовый отделы, отдел загранпредставительств, документации и архивов. Он также курирует иммиграционное управление и следит за повседневной работой персонала.
В составе МИД Японии 5 региональных департаментов (департамент Азии, Сев. Америки, Центр. и Южной Америки, Европы и Океании, Ближнего Востока и Африки) и 5 функциональных - экономический, экономического сотрудничества, договорный, департамент ООН, департамент информации и анализа. Также в министерстве имеются 2 управления - консульское и иммиграционное и культурных обменов.
Региональные департаменты занимаются проблемами двухсторонних отношений. Деятельность функциональных департаментов следует рассмотреть немного подробнее.
Договорный департамент является советником МИД по вопросам международного права. Отделы департамента информации и анализа (создан в 1985 г.) занимаются сбором, обработкой и анализом информации о международной политической обстановке. Экономический департамент изучает международное экономическое положение; департамент экономического сотрудничества рассматривает вопросы экономического и научно-технического сотрудничества Японии с иностранными государствами предоставления льготной помощи развивающимся странам. Департамент ООН в частности занимается вопросами мирного использования ядерной энергии и освоения космоса.
Практическая деятельность МИД сконцентрирована в отделах (их около 70).
Отдел состоит из 3-х секторов. Сектор общих проблем вырабатывает направление политики и координирует работу других секторов. Административный сектор занимается контактами отдела с японскими официальными представительствами. Также существует отдел двухсторонних отношений (или, если отдел функциональный, конкретных проблем). Работой отдела руководит карьерный дипломат.
Сотрудники МИД не квалифицируются по дипломатическим рангам, а по категориям. Младшие сотрудники принадлежат к 8, 7 и 6 категориям; сотрудники среднего уровня - к 5, 4 и 3; старшие - к 1 и 2 категориям. Лишь в посольствах сотрудники занимают должности в соответствии с международной практикой.
Поступившие на работу в МИД молодые карьерные дипломаты зачисляются в 7 или 8 категорию. Проработав в министерстве около 7 лет, они переводятся в 6 категорию, а через 2 года после этого - в 5-ю. Некарьерные дипломаты достигают среднего уровня лишь через 14-20 лет работы в министерстве.
В Японии о МИД в целом сложилось мнение, как о закрытой, «высокомерной» организации. Однако представление о японском дипломате более благоприятное: распространено убеждение, что он хорошо образован, вежлив, трудолюбив, предан стране и службе; множество молодых японцев держат сложнейшие экзамены с целью поступить на дипломатическую службу.
Так как внешнеполитический курс Японии достаточно устойчив, то в радикальных реформах дипломатической службы нет необходимости; лишь создаются новые органы или незначительно изменяются старые (например, в 1984 г. вместо департамента информации и культуры в информационно-исследовательский департамент был введен пост представителя по связям с прессой).
2. Функции МИД Японии.
Согласно японскому законодательству о МИД, основными функциями министерства являются:
Планирование и осуществление внешней политики.
Направление за рубеж дипломатических и консульских работников.
Заключение международных соглашений.
Участие в работе международных организаций и конференций.
Изучение иностранных государств.
Анализ информации по вопросам внутренне- и внешнеполитического положения страны.
Осуществление культурных обменов с иностранными государствами.
Защита находящихся за границей японцев.
Велико также значение ознакомления народов других стран с японской культурой, так как до начала 80-х гг. представление о Японии было сильно искажено. Под руководством МИД были созданы «Общество ознакомления с мировой культурой» и «Фонд международных обменов». Последний занимается спонсированием гастролей японских театров и выставок японского искусства за границей, оказывает помощь в изучении японского языка, содействует международным обменам в области спорта. В 1986 г. при ФМО был создан «Международный центр японского языка», который координирует распространение японского языка в мире.
Заключение.
В 70-80-х годах Япония превратилась в одну из крупнейших торговых держав мира. В настоящее время Япония сохраняет традиции третьей страны-экспортера после США и ФРГ, однако, по многим направлениям внешнеэкономической деятельности стала лидером. С помощью т. н. «японского чуда «- высоких темпов и качества работы при дефиците ресурсного потенциала - «Страна восходящего Солнца» вошла в мировое сообщество как полноправный его член. В данный момент, роль Японии настолько высока, что практически весь мир ориентируется на ее деятельность.
Рост международных политических, торогово-экономических и культурных связей Японии способствует усилению роли МИД Японии в системе государственных учреждений. Министерство иностранных дел «Страны восходящего Солнца» использует все возможности для воздействия на внешнеполитический курс страны, направленный на повышение её международного статуса. Мнение МИД наиболее влиятельно при решении специфических международных проблем и при определении позиции Японии на многосторонних переговорах.
С целью улучшения работы министерства проводятся меры по совершенствованию кадровой политики, сбора и анализа информации и т.д. Однако дипломатическая служба «Страны восходящего Солнца» остается инертной и консервативной, в чём отчасти виновато руководство МИД, считающее, что нововведения способны поколебать устойчивость японской внешней политики. Однако в МИД появляются настроения в пользу большей свободы Японии во внешнеполитических делах.
Список литературы.
Панов А. Н. «Японская дипломатическая служба» - М., 1988.
Смирнов Л. Н., Зайцев Е. Б. «Суд в Токио» - М., 1978.
Того Синэгори «Воспоминания японского дипломата» - М., 1996.
Алиев Р. Ш. -А. «Внешняя политика Японии в 70-х - начале 80-х годах» - М., 1986.
Описание предмета: «Международные отношения»Международные отношения - конструктивная наука. В отличие от истории, эта отрасль знания может никогда не иметь
дела с одним элементом системы; теория международных отношений вынуждена описывать жизнь одного государства на
фоне других, с которыми оно взаимодействует. Совершенно верно и то, что существуют исследования одиночных
наций. Иногда работу ученого из государства Х о государстве Y рассматривают как относящуюся к теории
международных отношений. Способствовать развитию политологии и политической социологии можно даже просто изучая
и описывая довольно далекие от них вещи. Когда международная система или какая-нибудь ее подсистема
рассматривается как таковая, появляется предмет теории международных отношений. Таким образом, можно сказать,
что соотношение между политологией и международными отношениями такое же, как между психологией и социологией,
это переход от тщательного изучения одного элемента в определенные отрезки времени к исследованию структуры
взаимодействия между элементами, которое характеризует отношение данных пар наук друг к другу.
Литература - Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе. – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
- Человек. Образ и сущность, 2007. Семья. Традиции и современные тенденции. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 258 с.
- Московские организации, помогающие детям с особенностями развития. – М.: Теревинф, 2011. – 176 с.
- В.А. Гуреев. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации. – М.: Статут, 2013. – 408 с.
- Т.А. Занко. Правовое обеспечение организации и прохождения дипломатической службы. – М.: МГИМО-Университет, 2013. – 118 с.
- Н.М. Мякишева. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. – 160 с.
- Московские организации, помогающие детям с особенностями развития. Справочник. – М.: Теревинф, Центр лечебной педагогики, 2013. – 144 с.
- Дипломатическая служба. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 352 с.
- Лариса Александровна Сафонова und Галина Николаевна Смоловик. Анализ региональных особенностей развития сферы инфокоммуникаций. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 144 с.
- Бауржан Нурумов. Особенности развития эстетических ценностей школьников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 128 с.
- Анна Нагорнова. Cоциальные инновации: теория и особенности развития в организациях. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
- Татьяна Кравцова. Особенности развития личности подростка с девиантным поведением. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 140 с.
- Т.А. Занко. Дипломатическая служба Российской Федерации. Особенности и основные направления совершенствования правового регулирования. Учебное пособие. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 256 с.
- Дипломатическая служба зарубежных стран. Учебник. – М.: Аспект Пресс, МГИМО-Университет, 2015. – 400 с.
- Дипломатическая служба зарубежных стран. Учебник. Гриф УМО. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 400 с.
- М.Г. Зубов. Дипломатическая служба Королевства Норвегия. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 160 с.
- Авторский Коллектив. Дипломатическая служба. Учебное пособие. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. – 688 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|