Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Особенности подготовки операции по разоружениюМеждународные отношения
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3. 1. Условия, определившие особенности работы по подготовке операции
30 ноября 1994 г. в связи с продолжающимся грубым нарушением Конституции Российской Федерации в Чеченской Республике, отказом
Д. Дудаева от разрешения кризиса мирными средствами, резким обострением криминогенной обстановки, нарушением прав и свобод граждан, захватом и удержанием заложников, возрастанием гибели мирного населения в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации был издан Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137с «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики».
В соответствии с этим Указом была создана группа руководства действиями по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, введению и поддержанию режима чрезвычайного положения на территории ЧР: Грачев П. С. (руководитель), Егоров Н. Д., Ерин В. Ф., Круглов А. С., Куликов А. С., Николаев А. И., Паничев В. Н., Пастухов
Б. Н., Старовойтов А. В., Степашин С. В., Ширшов П. П., Юшенков С. Н. Руководителю группы Президентом РФ были предоставлены соот-
ветствующие права и полномочия по созданию Объединенной группировки федеральных войск и руководству ею.
Планом мероприятий (приложение к указу) были определены задачи и сроки их исполнения задействованными министерствами и ведомствами. В частности, учитывая сложившуюся обстановку и невозможность решения данного конфликта политическими средствами, Президент РФ возложил на Объединенную группировку войск следующие задачи: стабилизировать обстановку в Чеченской Республике; разоружить незаконные вооруженные формирования, а при оказании сопротивления - ликвидировать их; восстановить законность и правопорядок в Чеченской Республике в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Подготовка операции практически осуществлялась впервые и имела ряд особенностей:
• во-первых, несмотря на длительный период антиконституционного развития внутриполитической обстановки в Чеченской Республике, дальнейшее обострение кризиса, неэффективность мирных шагов, предпринимаемых руководством России по его урегулированию политическими средствами, не было принято решения о заблаговременной подготовке операции по разоружению незаконных вооруженных формирований. А, учитывая современное состояние войск (сил), осуществление непосредственной подготовки этой операции выявило ряд проблем морального, материального, организационного и собственно военного характера;
• во-вторых, для проведения операции создавалась Объединенная группировка войск, в состав которой входили соединения и части Вооруженных Сил, внутренних, пограничных и железнодорожных войск, силы и средства ФСБ, ФАПСИ и МЧС;
• в-третьих, для руководства Объединенной группировкой войск было создано управление (на базе управления СКВО), в состав которого входили оперативные группы других министерств и ведомств;
• в-четвертых, такие операции с привлечением разнородных сил и средств различных министерств и ведомств, отличающихся спецификой решения возложенных на них задач, ранее на территории России не проводились и у силовых структур фактически отсутствовал опыт их подготовки и проведения;
• в-пятых, боевую задачу предстояло выполнять на территории одной из республик Российской Федерации в условиях неоднозначного отношения к чеченскому кризису в обществе, что накладывало на действия войск ряд существенных особенностей и ограничений.
3. 2. Принятие решения на операцию
3. 2. 1. Разработка замысла операции
Разработка замысла действий по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики возлагалась на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта работа проводилась с привлечением представителей взаимодействующих министерств и ведомств.
В соответствии с полученной задачей был разработан следующий замысел применения войск (прил. 2):
С целью разоружения незаконных вооруженных формирований и изъятия у населения оружия и боеприпасов, восстановления конституционной законности и порядка на территории Чеченской Республики предусматривалось провести специальную операцию соединениями и частями Вооруженных Сил совместно с другими войсками Российской Федерации в четыре этапа.
На первом этапе (с 29 ноября по 6 декабря 1994 г.) создать группировки войск для действий на моздокском, владикавказском и кизлярском направлениях и к 5 декабря занять ими исходные районы для проведения операции.
Фронтовую авиацию и авиацию Сухопутных войск к 1 декабря перебазировать на аэродромы применения, одновременно создать систему ПВО для полного блокирования воздушного пространства над Чеченской Республикой.
Выделенные средства РЭБ подготовить к подавлению системы управления незаконными вооруженными формированиями на территории Чеченской Республики.
На втором этапе (7-9 декабря) группировки войск под прикрытием фронтовой и армейской авиации выдвинуть по шести маршрутам к г. Грозный и блокировать его, создав два кольца: внешнее - по административной границе Чеченской Республики и внутреннее - по внешнему обводу г. Грозный. Основные усилия войск сосредоточивались непосредственно на блокировании города и разоружении незаконных вооруженных формирований в нем. Частью сил предусматривалось блокировать крупные населенные пункты, занимаемые незаконными вооруженными формированиями, и разоружить их.
Внутренними войсками МВД осуществить охрану коммуникаций, не допустить действий незаконных вооруженных формирований против частей федеральных войск и воспретить подход вооруженных групп и отрядов с сопредельных с Чеченской Республикой территорий.
Действиями подразделений ФСК России совместно со спецподразделениями МВД РФ обеспечить выявление и изоляцию руководящих лиц государственных и местных органов управления, оппозиционных партий, способных возглавить в тылу действующих войск вооруженные выступления и диверсии.
На третьем этапе (10-13 декабря) действиями соединений и частей войсковых группировок с севера и юга, имея разграничительную линию по р. Сунжа, планировалось захватить президентский дворец,
здания правительства, телевидения, радио и другие важные объекты,
совместно со спецподразделениями МВД и ФСБ продолжать изъятие вооружения и военной техники.
На четвертом этапе (15-23 декабря) суток действиями соединений и частей войсковых группировок стабилизировать обстановку и передать участки ответственности Внутренним войскам МВД, которым предписывалось выявлять и изымать оружие, боеприпасы у незаконных вооруженных формирований и населения на всей территории Чеченской Республики.
Для выполнения задач в операции был определен состав группировок войск.
На моздокском направлении -группировка N 1 под командованием
первого заместителя командующего войсками СКВО генерал-лейтенанта
Чилиндина В. М.
В ее состав вошли:
От Северо-Кавказского военного округа - сводный отряд 131 омсбр (мсб - 2, тб, адн, птадн, зенадн, личного состава - около 700 чел., танков - 20 ед., БМП - 50 ед., орудий и минометов - 16 ед., ПТУР «Конкурс» - 4 ед. и ЗПРК «Тунгуска» - 6 ед.); 481 зрп 19 мсд в составе КП полка и двух зрбатр «Оса»; исб 170 исбр (инженерно-саперная и инженерно-дорожная роты); помб 173 помбр (понр - 2); сводный отряд 22 обр СпН.
От воздушно-десантных войск - сводный пдп 106 вдд (пдб -2, садн, личного состава - 850 чел., БМД - 43 ед., орудий - 12 ед. и средств ПВО -39 ед.); сводный пдб 56 овдбр (парашютно-десантных рот
• 3, артиллерийская и противотанковая батареи, личного состава - 416 чел., орудий и минометов - 8 ед., средств ПВО - 6 ед.).
От Внутренних войск МВД: 59 пон (батальонов - 2, бронегруппа, аздн, рота СпН, личного состава - 600 чел., БТР-70 - 15 ед., БМП-2
• 18 ед., средств ПВО - 6 ед.); 81 пон (батальонов - 3, бронегруппа; рота СпН, аздн, личного состава - 446 чел., БТР-80 - 21 ед., средств ПВО - 6 ед., ПТ-76 - 9 ед., БМД - 12 ед.); 193 обон (личного состава - 219 чел., БМП - 18 ед.); 6 отряд СпН (личного состава
• 140 чел., БТР-80 - 8 ед.); - 451 пон (батальонов - 2, аздн - 1, личного состава - 600 чел. БТР-80 - 28 ед.).
Всего группировка войск на моздокском направлении насчитывала: батальонов - 15, в том числе: мсб - 2, тб - 1, пдб - 3; батальонных тактических групп ВВ - 96, рот СпН ВВ - 2; садн - 2, аздн - 3,
зенадн - 1, габатр - 1, птабатр - 1, личного состава - 6567 чел.,
танков - 41 ед., БТР - 99 ед., БМП - 132 ед., орудий и минометов -
54 ед.
На владикавказском направлении - группировка N 2 под командованием заместителя командующего воздушно-десантными войсками генерал-лейтенанта Чиндарова А. А.
В ее состав вошли:
От Северо-Кавказского военного округа - сводный отряд 19 мсд (мсб, тб, адн, зенадн, личного состава - 723 чел., танков - 28 ед., БМП - 34 ед., орудий - 10 ед., ЗСУ «Шилка» - 6 ед., ЗРК «С-10» - 4 ед.); 3/481 зрп 19 мсд (личного состава- 42 чел, БМ «Оса» - 4 ед.); 1/933 озрп 42 АК (личного состава- 36 чел., ПУ «КУБ» - 4 ед.).
От воздушно-десантных войск - сводный пдп 76 вдд (пдб - 3, садн, личного состава - 1125 чел., БМД - 41 ед., орудий - 12 ед., средств ПВО - 30 ед.); сводный пдб 21 овдбр (парашютно-десантных рот - 3, габатр, птбатр, личного состава - 350 чел., орудий и минометов - 10 ед., средств ПВО - 6 ед.).
От Внутренних войск МВД - 46 пон (батальонов - 2, аздн, рота СпН, личного состава - 639 чел., БТР - 29 ед, БМП - 18 ед.); 7 отряд СпН (личного состава - 168 чел., БТР - 6 ед.); 47 пон (батальонов - 2, оздн, личного состава - 650 чел., БТР-80 - 30 ед., БМП - 21 ед.).
Всего в состав группировки на этом направлении входило: батальонов - 11 (мсб, тб, пдб - 4, батальонов ВВ - 5), садн, адн - 2, оздн - 2, зрабатр, вертолетов - 14 ед., личного состава - 3915 чел., танков - 34 ед., БТР - 67 ед., БМП - 98 ед., орудий - 62 ед.
На кизлярском направлении - группировка N 3 под командованием командира 8 гв. АК генерал-лейтенанта Рохлина Л. Я.
Ее состав:
От Северо-Кавказского военного округа - сводный отряд 20 мсд (мсб - 2, орб, реабатр, габатр - 2, зенадн, ребатр, здн, личного состава - 1712 чел., БТР - 83 ед., орудий и минометов - 29 ед., средств ПВО - 15 ед.).
От Внутренних войск МВД - 57, 63, 49 пон (батальонов - 6, рот СпН - 3, здн - 2).
Всего на данном направлении привлекалось: батальонов - 8 (мсб-2, батальонов от ВВ МВД - 6), здн, зенадн, оздн - 2, габатр -
2, реабатр, вертолетов - 16 ед., личного состава - 4053 чел., танков - 7 ед., БТР - 162 ед., орудий и минометов - 28 ед.
Итого к началу операции группировки войск в своем составе насчитывали: батальонов - 34 (мсб - 5, тб - 2, пдб - 7, батальонов от ВВ МВД - 20), адн - 4, садн - 2, зрдн (здн) - 3, птабатр - 2, габатр - 4, реабатр, вертолетов - 90 ед., в том числе боевых- 47 ед., личного состава - 23, 8 тыс. чел. (в т. ч.: Вооруженные Силы РФ - 19 тыс. чел., Внутренние войска МВД - 4, 7 тыс. чел.), танков - 80 ед., ББМ - 208 ед., орудий и минометов - 182 ед.
Внешнее кольцо блокирования предусматривалось создать: с востока - 81 пон по рубежу Петропавловская, левобережье р. Аргун, 57 пон - Нижний Герзель, Герзель-Кутан; с запада - 59 пон по рубежу Зебир-Юрт, Долинский, 22 оброн - Новый Редант; с юга - 47 пон от Назрани до Ассиновской, 46 пон по рубежу Бамут, Новый Шарой, восточная окраина Самашки; с севера - 451 пон от Братское до Верхний Наур, 221 оброн - восточная окраина Галюгаевский, Ленпоселок, 51 пон - Подгорное, Кень-Юрт.
Для создания внутреннего кольца блокирования непосредственно по окраинам г. Грозный планировалось привлечь сводные отряды 19 мсд, 76, 106 вдд, 131 омсбр, 21, 56 овдбр.
Для сосредоточения войск определялись исходные районы: группировка N 1: сводный отряд 131 омсбр - 4 км юго-восточнее
Терская; пдп 106 вдд, пдб 56 овдбр - аэродром Моздок;
группировка N 2: сводный отряд 693 мсп 19 мсд - 1 км восточнее Черментского круга; пдп 76 вдд - 3 км северо-восточнее Беслан; пдб 21 овдбр - 2 км южнее Кантышево;
группировка N 3: сводный отряд 20 мсд - северная окраина Аверьяновка.
Выдвижение группировок войск планировалось осуществить по шести маршрутам:
N 1 - Моздок, Братское, Знаменское, Надтеречное, Кемь-Юрт, Первомайская;
N 2 - Моздок, Предгорное, Новый Редант, Горагорск, Керла-Юрт, Первомайская;
N 3 -Чермен, Верхние Ачалуки, Карабулак, Серноводск, Алхан-Кала, Алхан-Юрт;
N 4 -Чермен, Гамургиево, северная окраина Яндырка, Новый Шарой, Алхан-Юрт;
N 5 - Кизляр, Хамамат-Юрт, Нижний Герзель, Герзель-Аул, Новогрозненский;
N 6 - Теркели-Мектеб, Баклан, Луговое, Червленная Узловая, Виноградное, Петропавловская.
Протяженность маршрутов составляла: 1-4 - 80-90 км, 5-6 - 110-190 км.
Разработанный Генеральным штабом замысел операции был утвержден 29 ноября 1994 г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации.
Учитывая, что операция должна была проводиться на территории СКВО с привлечением значительного количества соединений и частей округа, детальное ее планирование, подготовка группировок и руководство войсками при выполнении задач были возложены на управление СКВО.
30 ноября 1994 г. директивой Министра обороны N 312/1/00148Ш эти задачи были поставлены командующему войсками СКВО.
Решение на операцию предписывалось доложить 5 декабря 1994 г. Для оказания помощи управлению округа в планировании операции, организации взаимодействия и координации действий силовых министерств и ведомств, подготовке войск к боевым действиям и организации управления были созданы оперативные группы Министерства обороны Российской Федерации.
3. 2. 2. Определение задач войскам
Командующим Объединенной группировкой войск (командующим войсками СКВО) в соответствии с замыслом операции войскам были определены следующие задачи:
Сводному отряду 131 омсбр - выдвинуться по маршруту N 1 и к исходу вторых суток блокировать Грозный с северо-западного направления на участке высота с отметкой 148. 0, северная окраина совхоза Родина, северная окраина Алхан-Чуртский, высота с отметкой 131. 6. При оказании сопротивления на марше огнем артиллерии, ударами авиации по вызову нанести поражение незаконным вооруженным формированиям и продолжать выдвижение в указанный район.
Сводному отряду 19 мсд - выдвинуться по маршруту N 4 и блокировать г. Грозный с южного направления на участке водохранилище, 1, 5 км юго-западнее Гикаловский. Быть в готовности к вводу в г. Грозный.
Сводному отряду 20 мсд - осуществить выдвижение по маршруту N 5. По наведенному понтонному мосту переправиться через р. Терек в районе 3 км западнее Червленная, занять участок обороны Горячеисточненское, г. Караил-Тюбе, (иск) Виноградное и блокировать г. Грозный с севера.
Воздушно-десантным войскам были определены следующие задачи: Сводному полку 106 вдд - выдвинуться по маршруту N 2, выйти в
район высот с отметками 306. 3, 362. 6, 190. 6, Соленая балка, высота с отметкой 333. 4, занять оборону и блокировать г. Грозный с запада.
Сводному пдб 56 овдбр - выдвинуться по маршруту N 2, занять оборону на высотах с отметками 306. 3, 349. 8, отметка 190. 6 и во взаимодействии со сводным полком 106 вдд блокировать г. Грозный с запада. Одну парашютно-десантную роту иметь в готовности для действий в тактическом воздушном десанте.
Сводному полку 76 вдд - выдвинуться по маршруту N 3 и к исходу первых суток выйти в район высоты с отметкой 233. 1, (иск) Алхан-Кала, (иск) поселок Кирова, к исходу вторых суток занять оборону и блокировать г. Грозный с юга и юго-запада.
Сводный пдб 21 овдбр - резерв старшего оперативной группы штаба ВДВ, выдвинуться по маршруту N 4 и к исходу первых суток сосредоточиться в районе 2 км северо-западнее Алхан-Кала. Одну парашютно-десантную роту иметь в готовности для действий в тактическом воздушном десанте.
С выходом в указанный район батальон предназначался для усиления сводного пдп 76 вдд, а также для решения внезапно возникающих
задач.
Внутренним войскам были определены следующие задачи:
81 пон - выдвинуться по маршруту N 1 за 131 омсбр. Во взаимодействии с частями СКВО и ВДВ блокировать г. Грозный с востока по рубежу Петропавловская, Примыкание, не допустить выхода незаконных вооруженных формирований из города в восточном направлении и исключить их проникновение со стороны г. Аргун в г. Грозный.
57 пон - занять участок обороны (иск) Нижний Герзель, (иск) Герзель-Аул, Новомехельта, Баташевский и не допустить притока вооруженных группировок с территории Хасавюртовского района республики Дагестан на территорию Чеченской Республики.
221 обон - оборонять район (иск) Галюгаевская, Ленпоселок, перекресток дорог с задачей не допустить прорыва вооруженных группировок на направлении Ищерская, Моздок.
451 пон - совершить марш за 81 пон по маршруту N 1 и в первый день операции приступить к охране и обороне участка маршрута Надтеречное, развилка дорог западнее Подгорное. Обеспечить безопасность движения колонн, перекрыть вероятные направления действий преступных групп и незаконных вооруженных формирований.
47 пон - выдвинуться по маршруту N 4, в первый день операции приступить к охране и обороне участка дороги Назрань, Алхан-Юрт. На уязвимых участках подготовить к круговой обороне ротные и взводные опорные пункты.
В дальнейшем охрана маршрутов после выдвижения войск возлагалась: на маршруте N 1 на участке Братское, Верхний Наур, Кень-Юрт - на 451 пон 2 дон (семь застав силой до взвода); на маршруте N 4 на участке Гамурзиево, Яндырка, северная окраина Ассиновская - на 47 пон; на участке Новый Шарой, Шаами-Юрт, (иск) Алхан-Юрт - на 46 пон (всего 16 застав, из них силой до взвода-14 и до роты-2). Предусматривалось оборудование и содержание маршрута подвоза и эвакуации Моздок, Братское, Знаменское, Горагорск, Долинский далее по маршруту N 2.
5 декабря по прибытии в Моздок Министр обороны Российской Федерации генерал армии Грачев П. С. провел служебное совещание с участием руководителей взаимодействующих министерств и ведомств. Были заслушаны решения командующего СКВО и командующих группировками войск на направлениях, а также доклады о ходе подготовки операции.
Генерал армии Грачев П. С. решение на проведение операции утвердил.
Министр обороны довел до присутствующих, что командующий СКВО генерал-полковник Митюхин А. Н. является командующим Объединенной группировкой федеральных войск. Ему предоставлены все полномочия по решению вопросов, связанных с подготовкой и проведением операции, включая кадровые. Это касалось войск, сил и средств других министерств и ведомств, привлекавшихся для решения задач в Чеченской Республике.
Министром обороны были отданы указания по ряду вопросов последующей подготовки операции. Особое внимание он обратил на организа-
цию взаимодействия войск всех видов ВС и других министерств и ведомств, подготовку авиационных наводчиков и артиллерийских корректировщиков. Для обеспечения движения колонн требовалось иметь сильные отряды обеспечения движения и головные походные заставы, на которые возлагалась задача поражения противодействующих групп боевиков. В целях сохранения личного состава и обеспечения безопасности населения предусматривалось ночные действия не вести.
Министром обороны было приказано завершить планирование операции к 14. 00 6 декабря 1994 г.
Им был определен порядок дальнейшей работы: завершение сосредоточения войск - к исходу 6. 12; создание группировок - к 7. 12; проведение радиотренировок во всех звеньях управления - 12. 00-16. 00
7. 12; - проведение строевых смотров частей - 8. 12.
Указания и порядок дальнейшей работы были подтверждены директивой Министра обороны от 6 декабря 1994 г. N 312/1/002 шр.
На совещании также был согласован с директором ФСК С. В. Степашиным вопрос организации и проведения встреч Министра обороны Российской Федерации с представителями оппозиции и лично с Д. Дудаевым. Такие встречи состоялись 6 декабря.
3. 3. Организация взаимодействия между войсками, силами и средствами, участвующими в операции
В плане подготовки предстоящей операции была проведена большая работа по организации взаимодействия. В звене округ - группировка такая работа была проведена 6 и 7 декабря. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия с частями Внутренних и Пограничных войск. В ходе работы были согласованы вопросы взаимодействия между соседними частями и подразделениями, совершающими выдвижение. В процессе этой работы было уточнено построение походного порядка с учетом специфики выполнения предстоящих задач. Так, например, в головах колонн предусматривалось иметь сильные ООД, имеющие в своем составе мотострелковые (танковые) взводы, танки с минными тралами, машины разграждения, мостоукладчики, саперные отделения с запасом взрывчатых веществ, огнеметные подразделения.
Кроме того, в состав ООД включались подразделения внутренних войск, предназначенные для применения специальных средств. Они должны были обеспечить продвижение колонн в случае их блокирования
населением. За ООД выдвигались ГПЗ и остальные элементы походного
порядка. Был определен порядок выдвижения артиллерийских подразделений. Учитывая планируемые невысокие темпы продвижения (до 10 км в сутки), предполагалось артиллерийские батареи последовательно развертывать вдоль маршрутов движения в готовности к открытию ответного огня по огневым средствам, препятствующим продвижению войск.
Был согласован порядок сопровождения колонн боевыми вертолетами.
Одним из сложных вопросов организации взаимодействия было согласование порядка действий подразделений в случае блокирования маршрутов их движения мирным населением. С одной стороны, необходимо было исключить гибель местных жителей, а с другой - обеспечить безопасность и беспрепятсвенное продвижение колонн федеральных войск, не допустить вывода из строя вооружения и техники, гибели и увечья личного состава. Кроме подготовленных подразделений внутренних войск, применяющих специальные средства, для рассеивания скоплений невооруженного местного населения планировалось применение пожарных машин и других водометных средств.
В ходе подготовки операции по блокированию Чеченской Республики и разоружению незаконных вооруженных формирований руководство Российской Федерации, Вооруженных Сил продолжало предпринимать усилия по разрешению чеченского кризиса мирными средствами, путем переговоров.
6 декабря 1994 г. состоялись встречи Министра обороны Российской Федерации генерала армии Грачева П. С. с лидерами оппозиции (У. Автурхановым, С. Хаджиевым и Б. Гантимировым), а также с Д. Дудаевым. Д. Дудаев осознавал безысходность своего положения в случае ввода российских войск на территорию Чеченской Республики. Однако, недвусмысленно дал понять, что он является заложником своего окружения и не может выполнить предъявляемые требования по безоговорочному разоружению и роспуску незаконных вооруженных формирований.
Д. Дудаев и его представители на переговорах делали все, чтобы завести в тупик переговорный процесс. Давая согласие на проведение переговоров, они пытались выиграть время в ожидании ухудшения метеорологических условий, что затруднило бы применение авиации и облегчило бы незаконным вооруженным формированиям ведение боевых действий против частей и подразделений российских войск.
В Чеченской Республике продолжались создание новых вооруженных отрядов, очагов сопротивления, вербовка наемников, накопление оружия и боеприпасов, нелегально поставляемых в республику.
В связи с создавшейся обстановкой 9 декабря 1994 г. был издан Указ Президента Российской Федерации N 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта». В этот же день принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», в котором был взят курс на разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики силовым методом.
На основании этих документов Министром обороны был уточнен порядок выполнения задач и в 7. 00 10. 12 директивой N 312/1/004шр доведен до командующего войсками СКВО.
Уточненное решение на операцию предписывалось доложить в 10. 00 10 декабря.
Было определено время готовности: к операции - 22. 00 10 декабря, к выдвижению войск - 7. 00 11 декабря 1994 г.
Из числа офицеров Главного оперативного управления Генштаба были назначены представители Генерального штаба ВС РФ в группировках войск, которые должны были обеспечивать информацией об обстановке оперативную группу ГШ, оказывать помощь командующим группировками войск на направлениях в управлении подчиненными частями и оперативном решении возникающих вопросов, а также координации действий с войсками других министерств и ведомств.
В связи с тем, что в ходе выдвижения войск и блокирования г. Грозный командующим Объединенной группировкой войск задачи войскам ставились, как правило, устно без документального подтверждения, офицеры-представители Генерального штаба служили юридическим гарантом достоверности этих распоряжений. А это в значительной мере способствовало более инициативным и решительным действиям командующих группировками войск на направлениях. Они впоследствии с благодарностью отзывались о профессиональной работе этих офицеров.
В 10. 00 10. 12 генерал-полковник Митюхин А. Н. доложил уточненное решение на проведение операции Министру обороны. Ранее
разработанный замысел операции в целом сохранялся. Однако были
конкретизированы задачи группировкам войск и порядок их действий по
созданию внешнего и внутреннего кольца блокирования.
В течение 10 декабря были уточнены задачи войскам, участвующим в операции, планирующие документы, детализированы вопросы взаимодействия и всестороннего обеспечения действий войск.
В 18. 00 10 декабря Министром обороны Российской Федерации генералом армии Грачевым П. С. был утвержден «План проведения совместной специальной операции по блокированию Чеченской Республики», подписанный командующим СКВО генерал-полковником Митюхиным А. Н.
С 18. 00 до 20. 00 10. 12 командующий Объединенной группировкой войск утвердил планы применения соединений и частей видов ВС, родов войск, специальных войск, а также по видам обеспечения. Он заслушал доклады командующих группировками войск на направлениях, родами войск, начальников специальных войск о готовности к проведению операции, после чего доложил о готовности Министру обороны Российской Федерации. На этом планирование операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики было завершено.
3. 4. Подготовка войск к боевым действиям
Подготовка войск к операции по разоружению незаконных вооруженных формирований и установлению конституционного порядка в Чеченской Республике имела ряд проблем.
Накануне ее проведения было проведено увольнение личного состава в запас, имелся перерыв в боевой подготовке, обусловленный подготовительным периодом перед началом нового учебного года.
Следует также учесть, что ранее войска в подобных операциях не участвовали, а решение полученных задач потребовали особых способов действий.
Кроме того, ограниченные сроки, установленные для подготовки операции, не позволяли обеспечить доукомплектование и боевое слаживание соединений и частей. Все это обусловило появление проблем и недостатков, которые пришлось устранять в ходе подготовки и ведения операции.
Вновь прибывшее пополнение должным образом не было готово к моменту начала операции выполнять функциональные обязанности.
Боевое слаживание вновь сформированных подразделений и частей в полном объеме провести не удалось из-за отсутствия необходимого времени и подготовленной материальной базы.
Поданные для доукомплектования вооружение и военная техника (большей частью стоявшие на длительном хранении) имели значительные недостатки по комплексу вооружения и ходовой части, что крайне отрицательно сказалось на ходе подготовки войск к операции.
Сводные части и подразделения комплектовались значительным количеством солдат и сержантов кавказских национальностей, часть из которых открыто заявили, что не будут выполнять боевые задачи на территории Чеченской Республики (в сводном полку 19 мсд таких было 82 чел.). И должностные лица, ответственные за комплектование подразделений, должны были обязательно учесть это обстоятельство.
Перечисленные недостатки в большей степени проявились в 129 мсп ЛенВО, 81 мсп ПриВО, 131 омсбр СКВО.
В 166 омсбр МВО основная часть специалистов была поставлена не по прямому должностному предназначению. Кроме того, в связи с передачей 440 человек (в том числе 30 экипажей танков) на доукомплектование частей в районе боевых действий, подразделения бригады пришлось доукомплектовывать в сжатые сроки, сократить этап боевого слаживания.
Предварительно не был проработан вопрос о структуре органов боевой подготовки непосредственно в созданных группировках войск.
Доукомплектование и формирование войск, подготовка резервов. Укомплектованность Сухопутных войск сержантами и солдатами на период формирования и доукомплектования частей и подразделений, направляемых в Чеченскую Республику, составляла только 57, 1%.
Причиной низкой укомплектованности войск личным составом явился острый недостаток призывных ресурсов. При ежегодной потребности Сухопутных войск около 300 тыс. чел., в войска поступало лишь 30-35 тыс. чел. (10-12%).
Такое положение привело к тому, что боевые части и подразделения оказались укомплектованными личным составом в пределах 30% от их штатной численности по мирному времени, что в свою очередь не позволило создать и подготовить боеспособные расчеты (экипажи), подразделения и части в целом по штатам военного времени.
В связи с этим доукомплектование сержантами и солдатами частей, подразделений проводилось практически из состава всех частей
округа, а в последующем - и за счет других военных округов, путем
подачи личного состава по военно-учетным специальностям и в составе
подразделений.
Все это отразилось на слаживании и боеспособности доукомплектованных и вновь сформированных частей и подразделений.
Кроме того, постоянная недопоставка в Сухопутные войска молодого пополнения в течение 1993-1994 гг. не позволила подготовить необходимых младших специалистов в учебных частях. В соединениях и частях недоставало 104 тыс. младших специалистов (укомплектованность ими составляла только 38, 4%): мотострелков - 7, танкистов - 13, 4, БМП - 12, 4, артиллерии - 9, инженерных войск - 4, 4, связи - 11, 2, ремонтников - 5 тыс. чел.
Большой проблемой оказалось укомплектование должностей водителей автомобилей, БТР и механиков-водителей МТЛБ. Подготовка их в учебных частях Сухопутных войск не предусмотрена.
За счет ресурсов военных округов и подачи с Центра соединения и части основными видами вооружения и техники обеспечивались полностью. Для восполнения потерь в ходе операции выделялись дополнительные ресурсы бронетанкового вооружения, автомобильной и другой техники.
Всего с арсеналов, баз, складов и за счет изъятия из других частей на доукомплектование войск, участвующих в проведении операции в Чечне, было подано более 800 единиц вооружения и техники, в том числе: танков - 79 ед., БМП, БМД - 138 ед., БТР, БТРД -145 ед., МТЛБ - 49 ед., наземной артиллерии - 23 ед., средств ПВО - 6 ед., другой техники (по номенклатуре СВ) - более 400 ед.
Для дообеспечения войск были использованы все имеющиеся резервы Центра по БТР.
В СКВО в составе частей и подразделений СВ из других военных округов отправлено около 1500 ед. основных видов вооружения и военной техники, в том числе: танков - 240 ед., БМП - 723 ед., БТР - 112 ед., наземной артиллерии - 350 ед., средств ПВО - 29 ед., противотанковых средств - 28 ед.
Особенности подготовки частей и подразделений Воздушно-десантных войск. После получения соответствующих распоряжений ГШ ВС РФ на подготовку сводных частей и подразделений (двух пдп от 76 и 106 вдд и двух усиленных пдб от 21 и 56 овдбр) к переброске сводных полков по воздуху с аэродромов вблизи пунктов дислокации на аэродромы Моз-
док и Беслан, а сводных батальонов от бригад - к выдвижению своим
ходом в указанные районы сосредоточения, штаб ВДВ спланировал и
осуществлял руководство комплектованием, обеспечением и подготовкой
к выполнению предстоящих задач сводными формированиями. Под руководством штаба и контролем его представителей на местах в частях были спланированы выход к аэродромам погрузки и марши своим ходом.
Организация формирования сводных частей и подразделений ВДВ проводилась в очень сжатые сроки. На формирование, обеспечение и подготовку к переброске в назначенные районы отводилось немногим более 3-х суток, что значительно осложнило выполнение задачи. После завершения предварительного планирования на уровне ГШ ВС - ВДВ (т. е. к исходу 28. 11), штаб ВДВ, начиная с 29. 11, разработал и направил в соединения: приказ командующего об организации и порядке перелета личного состава сводных полков, распоряжения на подготовку марша к аэродромам взлета, соответствующие распоряжения по боевому, техническому и тыловому обеспечению, а также распоряжение по связи. Части предварительными распоряжениями были ориентированы о порядке и характере предстоящих задач после выгрузки на аэродромах. 30 октября в 21 и 56 овдбр был передан приказ на выдвижение своим ходом к аэродромам Моздок и Беслан. 98 и 104 вдд получили задачу на формирование и подготовку сводных частей и подразделений, назначенных в резерв.
Организация подготовки частей, несмотря на столь малое количество отведенного времени, была проведена в указанные сроки, хотя качество проведения этих мероприятий оставляло желать лучшего.
Всего к 30 ноября в ВДВ было сформировано и подготовлено к переброске в район конфликта три сводных парашютно-десантных полка (один в резерве), три сводных парашютно-десантных батальона (один в резерве), полк СпН (личного состава - 4898 человек, бронетанковой техники около 300 ед., автомобилей около 350 ед.).
Однако, не обошлось без упущений. В связи с недостаточным ресурсом ВТА, выделенным для переброски сводных полков 76 и 106 вдд, по одному батальону прибыли без бронетанковой техники. По этой причине они вынуждены были действовать на автомобилях, что приводило к необоснованным потерям личного состава от огня незаконных вооруженных формирований при выдвижении к г. Грозный.
Особенности подготовки частей и подразделений морской пехоты. Подготовка органов управления морской пехоты к ведению боевых дейс-
твий была организована и начата с первого дня получения распоряжения на приведение частей в готовность к боевому применению. Были спланированы и проведены штабные тренировки на средствах связи, отработано слаживание радиосетей во всех звеньях, подготовлены документы командных пунктов, формализованные документы. Подготовка войск на СФ и БФ началась своевременно, а на ТОФ, из-за несвоевременного доукомплектования личным составом, с опозданием. В подразделениях были проведены одиночная доподготовка личного состава, прибывшего на доукомплектование из других частей флотов, боевые стрельбы, тактико-строевые занятия, ротные учения с боевой стрельбой, а на ТОФ - и батальонные тактические учения с боевой стрельбой (из-за досрочной отправки частей на СФ и БФ не были проведены батальонные тактические учения с боевой стрельбой). Эти мероприятия были бы проведены еще более качественно, если бы войска имели необходимую информацию о районе и особенностях предстоящих действий, а также необходимую учебную материально-техническую базу.
Основные недостатки в подготовке частей морской пехоты: отсутствие информации о тактике применения войск, структуре подчиненности, особенностях организации взаимодействия, местном населении, районе и особенностях предстоящих действий; ограниченность сроков боевого слаживания и, особенно доподготовки прибывшего на доукомплектование личного состава из других частей флотов; низкая укомплектованность частей и подразделений МП личным составом по штатам мирного времени; несовершенство организационно-штатной структуры соединений и частей морской пехоты.
3. 5. Организация управления войсками
3. 5. 1. Органы и пункты управления
Для обеспечения устойчивого непрерывного управления Объединенной группировкой войск была создана система управления. Органы управления включали: оперативную группу Министерства обороны Российской Федерации, управление Объединенной группировкой российских войск, созданное на базе управления СКВО, управления группировками войск на направлениях, оперативные группы ВДВ на моздокском и владикавказском направлениях, управления (оперативные группы)
соединений и частей, управления подразделений. В том случае, если
для решения задач в составе Объединенной группировки войск привлекался батальон (сводный батальон), кроме его управления привлекались оперативные группы полков и дивизий.
Кроме того, в состав управления Объединенной группировкой войск входили оперативные группы ВВС, Воздушно-десантных войск, ГРУ Генштаба, ФСК, ФАПСИ, МВД, Внутренних войск МВД, Федеральной пограничной службы, а также оперативные группы СФ, БФ и ТОФ - с прибытием в состав Объединенной группировки войск частей и подразделений морской пехоты.
Для управления созданными группировками войск (сил) на территории Ингушской и Чеченской республик была развернута система полевых пунктов управления объединенных Федеральных войск. Основу ее во всех звеньях составляли командные, передовые и тыловые пункты управления. Объединенный командный пункт Федеральных войск был развернут совместно с пунктом управления оперативной группы Министерства обороны на аэродроме в г. Моздок и в дальнейшем перемещен в район аэродрома г. Грозного (н. п. Ханкала). Учитывая специфику выполняемых задач, развертывание запасных пунктов управления не предусматривалось.
Практика показала, что принятая система пунктов управления в основном обеспечила руководство всеми войсками (силами) Федеральных войск, независимо от их ведомственной принадлежности.
В зоне конфликта в качестве основного пункта управления Министра обороны и оперативной группы Министерства обороны применялся железнодорожный пункт управления Генерального штаба (ЖдПУ ГШ). ЖдПУ ГШ был единственным пунктом управления и сбора оперативной информации по линии представителей Генерального штаба в группировках войск на направлениях.
Учитывая низкие технические характеристики и возможности средств управления и КШМ (Р-145БМ) старого парка, имевшихся на вооружении Федеральных войск, было спланировано использование воздушных пунктов управления (в т. ч. ВзПУ ГШ) в качестве самолетов и вертолетов ретрансляторов (СРТ). Дальнейшие события подтвердили правильность предположений. В некоторые моменты, особенно в начальной фазе операции при выдвижении войск для блокирования г. Грозного, только применение самолетов и вертолетов СРТ обеспечило управление выдвигавшимися группировками.
В некоторых случаях оперативной группой Министерства обороны для сбора, уточнения и анализа информации о противнике использовались данные, передаваемые в сети боевого управления авиацией. В этих целях непосредственно на ЦБУ ЖдПУ ГШ и рабочих местах операторов были установлены радио-выносные пульты управления КШМ, работавших в указанных сетях. Это позволило повысить оперативность сбора информации, ее анализа и своевременного принятия решения по сложившейся оперативной обстановке.
3. 5. 2. Система связи и АСУ
При развертывании системы связи средства различных войск объ-
единялись в единую систему, позволявшую осуществлять руководство
ими при подготовке и ведении операции. Были развернуты и функционировали три основные подсистемы: высшего звена управления, управления боевыми частями и подразделениями наземных войск, управления действиями авиации и перебросками войск и грузов по воздуху. В ограниченном объеме функционировала подсистема связи тыла.
Для обеспечения управления войсками развертывалось 43 подвижных узла связи, в том числе: Генерального штаба - 2, управления Объединенной группировкой войск - 2, группировок войск на направлениях - 3, оперативных групп ВВС - 1, ВДВ - 2, объединений - 3, соединений - 4, частей - 20 (общевойсковых - 6, ВДВ - 2, ВВ МВД -
12); узлов правительственной связи - 5.
Было развернуто 350 км тропосферных линий связи, 40 км - радиорелейных, 12 км - кабельных линий привязки.
Одновременно создавалась самостоятельная радиосеть представителей Генштаба при командующих группировками войск на направлениях. С каждым пунктом управления до бригады включительно организовывалась космическая связь. В части сверх штата были поставлены станции космической связи Р-440-0, что позволило развернуть 6 узловых сетей космической связи.
Укомплектованность средствами связи войск группировки составила 95-98 % от штатной потребности, в тоже время, новыми средствами в тактическом звене управления - не более 20-25%, а современными -
менее 10%.
Отсутствие в достаточном количестве необходимых средств связи в СКВО потребовало их выделения и переброски из состава армейских и фронтовых комплектов других округов и частей связи ЦП (только 17% за счет округа). В войска из Центра были направлены практически все запасы новых носимых средств связи и засекречивания, 7 КШМ Р-149Б с подготовленными экипажами, с завода - 6 КШМ Р-142НМ.
Вместе с тем при организации управления были выявлены серьезные недостатки.
Из десяти ВзПУ (Ми-9), числящихся по учету в СКВО, девять были не боеготовы из-за технических неисправностей и неукомплектованности экипажами.
Для развертывания полевого подвижного пункта управления (ПППУ) в отдельном батальоне охраны и обслуживания округа имелись 54 штабные машины (МШ), однако, в течение 10 суток было выведено и развернуто только 20 машин. Остальные штабные машины из-за неисправностей и отсутствия водительского состава использовать по предназначению так и не удалось.
Подвижный пункт управления СКВО на бронебазе штатными средствами управления был не укомплектован. Варианты его применения в различной комплектации (только КШМ, только УС или комбинированно) не планировались и практически не отрабатывались. Охрана, тыловое и техническое обеспечение ППУ спланированы не были, боевой расчет не уточнялся.
Опыт организации управления показал, что имеющиеся на вооружении вертолеты ВзПУ (Ми-9) морально устарели. Их бортовые средства связи не обеспечивают режим ретрансляции и организацию устойчивой закрытой радиосвязи в условиях помех, защиту экипажей от огневого воздействия и необходимую продолжительность полета.
Имеющиеся в тактическом звене управления средства связи четырех поколений, требующие свыше 12 типов АКБ и более 7 типов основных зарядных устройств, не в состоянии обеспечить надежную связь в частях и подразделениях.
Транспортная база имеющегося парка средств связи показала свою низкую живучесть и защищенность. Все КШМ (Р-145Б), смонтированные на устаревшей бронебазе (БТР-60), не отвечают современным требованиям, а аппаратные связи и радиостанции на автошасси оказались непригодными для применения в боевых порядках войск. Из потерянных 42 единиц техники связи большую часть составили средства старого парка на автомобильной базе.
Автоматизированные средства управления в тактическом звене управления полностью отсутствовали. Опыт показал необходимость использования в тактическом звене управления аппаратуры засекречивания гарантированной стойкости с радиостанциями нового парка и маскираторов речи.
3. 6. Контроль готовности войск к боевым действиям
В частях и подразделениях группировок войск проводилась большая работа по осуществлению контроля готовности и оказанию практической помощи командирам в подготовке к предстоящим действиям.
В ней приняли самое активное участие офицеры Главного оперативного управления Генерального штаба, других главных управлений и управлений Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе этой работы было выявлено значительное количество недостатков в укомплектованности, подготовке и обеспеченности частей и подразделений.
При проверке технического состояния вооружения и военной техники частей и подразделений была дана оценка каждой системе ору-
жия, каждой боевой машине. Результаты проверки позволили сделать
вывод о том, что командиры соединений и частей не уделяли должного
внимания поддержанию техники в боеготовом состоянии.
Так, в 131 омсбр из 46 БМП 12 оказались технически неисправными. Автомобильная техника, особенно подразделений специальных войск, не была укомплектована необходимым инструментом и инвентарем. Специальная техника подразделений РХБЗ по причине изношенности практически не была способна решать возложенные на нее задачи.
В артиллерийских подразделениях 19 мсд было выявлено значительное количество орудий с неисправными противооткатными устройствами, что исключало их применение для ведения огня.
Много недостатков было выявлено в состоянии техники связи и боевого управления. Практически все БТР групп боевого управления авиацией требовали ремонта. Значительное количество командно-штабных машин, которые были выделены частям и подразделениям, по состоянию базы или спецоборудования находились в неисправном состоянии и не могли быть использованы в соответствии с предназначением.
Существенные упущения были выявлены в обеспеченности частей и подразделений боеприпасами, ГСМ, продовольствием и другими мате-
риальными средствами. Сводный отряд 19 мсд вместо установленных 4-х
заправок топливом имел только 1, 5. В подразделениях РЭБ вместо 5
боекомплектов к стрелковому оружию было только 2. Инженерные подразделения 106 и 76 вдд прибыли недообеспеченными средствами инженерного вооружения. В частях отсутствовали запасы вооружения и средств РХБЗ, в том числе огнеметно-зажигательных средств.
Выборочная проверка уровня подготовки личного состава подразделений показала, что для подготовки их к выполнению боевых задач необходимо провести ряд занятий по предметам боевой подготовки и боевое слаживание подразделений (так как все они прибыли в сводном составе).
Выявились слабые навыки личного состава в подготовке к бою и ведении огня из КПВТ. Из 14 огнеметчиков, прибывших для усиления отрядов обеспечения движения, упражнения учебных стрельб выполняли только двое.
Слабую подготовку показали передовые авианаводчики, от которых во многом зависит успех применения авиации и особенно ее взаимодействия с общевойсковыми частями и подразделениями. Что же касается нештатных авианаводчиков из числа общевойсковых офицеров, то такие вообще не были подготовлены.
В этих условиях по указанию Министра обороны генералами и офицерами главных управлений Министерства обороны, Генерального штаба при участии командования, начальников управлений и служб СКВО были приняты неотложные меры по устранению выявленных недостатков и качественной подготовке частей и подразделений к выполнению предстоящих боевых задач.
Для доукомплектования экипажей КШМ, оказания помощи войскам связи СКВО, ВДВ в обеспечении радио и космической связи из ПриВО, МВО, Рязанского и Новочеркасского высших военных командных училищ связи было привлечено 100 военнослужащих, в том числе 25 офицеров.
Из 91 единицы неисправных вооружения и военной техники было отремонтировано 75 единиц.
Проведено освидетельствование средств связи во всех звеньях управления, восстановлено 23 радиостанции из комплектов КШМ и 18 комплектов аппаратуры ЗАС.
Для создания запасов материальных средств по установленным нормам в районы сосредоточения группировок войск было подано 17, 6
тыс. тонн горючего, 435 тонн боеприпасов, 305 тонн продовольствия.
Для повышения индивидуальной защиты военнослужащих было выдано более тысячи стальных шлемов, более трех тысяч бронежилетов и другого снаряжения.
Части и подразделения (включая ВДВ, ВВ) были обеспечены огнеметно-зажигательными и дымовыми средствами, доставленными ВТА из баз Центра.
Было организовано и обеспечено трехразовое питание личного состава горячей пищей. Кроме того, выдавалось дополнительное питание.
В частях и подразделениях были спланированы и проведены занятия как по одиночной подготовке военнослужащих, так и по боевому слаживанию подразделений.
Всем артиллерийским начальникам и командирам были доведены особенности применения артиллерии в предстоящей операции. Во взводах и батареях проводились занятия по выполнению задач прямой (полупрямой) наводкой и по применению осветительных боеприпасов. На Тарском полигоне были проведены боевые стрельбы со всеми командирами и наводчиками 82-мм минометов, 122-мм и 152-мм самоходных гаубиц привлекаемой артиллерии 19 мсд. Проводились радиотренировки и тренировки по управлению огнем во всех звеньях.
10 офицеров-инструкторов от Управления начальника инженерных войск МО было привлечено для проведения слаживания созданных отрядов обеспечения движения, а также занятий с прибывшими инженерными подразделениями.
С огнеметчиками (более 200 человек) проведены практические занятия с выполнением учебных стрельб, для чего было израсходовано около 250 огнеметов РПО-А. В частях и подразделениях проведены занятия по обучению личного состава применению средств дымовой маскировки, по подготовке экипажей и расчетов, предназначенных для ведения химической разведки.
Полезными были практические занятия, проведенные с офицерами групп боевого управления авиацией, передовыми авианаводчиками и офицерами-корректировщиками огня артиллерии.
Таким образом, все эти мероприятия, проведенные под руководством и при непосредственном участии генералов и офицеров центрального аппарата Министерства обороны позволили в короткое время выполнить значительный объем задач по непосредственной подготовке частей и подразделений к выполнению задач.
В ы в о д ы
1. Опыт подготовки операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики подтвердил необходимость обязательного учета всех факторов, влияющих на действия войск при выполнении боевых задач (создание Объединенной группировки войск, единое управление привлекаемыми силами и средствами, проведение операции на территории Российской Федерации, сжатые сроки подготовки операции, и, особенно создания и развертывания группировок войск).
2. При планировании операции был учтен опыт Великой Отечественной войны. Общий замысел разрабатывался Генеральным штабом, а детальное планирование операции осуществлялось созданным управлением Объединенной группировки федеральных войск с участием офицеров Министерства обороны, Генштаба, а также представителей министерств и ведомств, войска (силы) и средства которых участвовали в операции.
3. Опыт подготовки совместной операции показал, что существенной проблемой является организация единого управления войсками, силами и средствами. Несовместимость технических средств в различных частях и учреждениях затрудняла создание единой системы, вынуждала направлять на пункты управления взаимодействующих соединений, частей и подразделений технику связи и АСУ Вооруженных Сил.
Военные действия на территории Чеченской Республики подтвердили устойчивость противоречия между потенциальными возможностями развернутых космических систем и крайне низкими возможностями наземной инфраструктуры войск.
В условиях жестких временных ограничений, продиктованных скротечностью подготовительного периода, традиционные средства войсковой разведки, связи не могут обеспечить необходимый темп оперативного информационного обеспечения органов управления войск и сил. Эти задачи с нужной эффективностью могут быть решены только при ис-
пользовании космических средств разведки, связи и боевого управления. Войска группировки войск (сил) в этих целях должны заблаговременно оснащаться малогабаритными комплектами приема информации от космических систем разведки, особенно в интересах применения высокоточного оружия.
4. Особую сложность при подготовке операции представляла организация взаимодействия между частями и подразделениями, оснащенными разнотипными средствами связи. Это вынуждало обмениваться оперативными группами, офицерами связи как единственными, в этих условиях, средствами поддержания взаимодействия.
5. Низкая укомплектованность частей и подразделений личным составом по мирному времени, экстренное их доукомплектование при непосредственной подготовке операции показали необходимость проведения не только боевого слаживания подразделений, но и одиночной доподготовки личного состава, для чего затрачивалось значительное время (10 и более суток). Опыт показал, что одиночную доподготовку личного состава целесообразно проводить в пунктах постоянной дислокации с максимальным использованием учебной материальной базы.
Описание предмета: «Международные отношения»Международные отношения - конструктивная наука. В отличие от истории, эта отрасль знания может никогда не иметь
дела с одним элементом системы; теория международных отношений вынуждена описывать жизнь одного государства на
фоне других, с которыми оно взаимодействует. Совершенно верно и то, что существуют исследования одиночных
наций. Иногда работу ученого из государства Х о государстве Y рассматривают как относящуюся к теории
международных отношений. Способствовать развитию политологии и политической социологии можно даже просто изучая
и описывая довольно далекие от них вещи. Когда международная система или какая-нибудь ее подсистема
рассматривается как таковая, появляется предмет теории международных отношений. Таким образом, можно сказать,
что соотношение между политологией и международными отношениями такое же, как между психологией и социологией,
это переход от тщательного изучения одного элемента в определенные отрезки времени к исследованию структуры
взаимодействия между элементами, которое характеризует отношение данных пар наук друг к другу.
Литература - Л.Г. Герасимова, Р.В. Смоляк. 1С:Зарплата и Кадры 7.7. Повседневные операции. советы опытного бухгалтера. – М.: Книга по Требованию, 2006. – 317 с.
- Л.Г. Герасимова, Р.В. Смоляк. 1С:Зарплата и Кадры 7.7. Повседневные операции. Советы опытного бухгалтера. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 336 с.
- В.Р. Захарьин. Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: Омега-Л, 2007. – 56 с.
- Владимир Кузнецов, Сергей Засорин. Новейший самоучитель по 1С:Бухгалтерии 7.7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 496 с.
- М.Д. Полосин, Э.Г. Ронинсон. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов. – М.: Академия, 2008. – 80 с.
- Г.Ю. Волков, Г.П. Солодков. Международная торговля. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 352 с.
- В.Т. Пальчун, Л.А. Лучихин, М.М. Магомедов. Руководство по практической оториноларингологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2010. – 344 с.
- Kia Rio выпуска с 2003 по 2005 год. – М.: За Рулем, 2011. – 96 с.
- Renault Megane II выпуска с 2002 по 2008 год. – М.: За Рулем, 2011. – 96 с.
- Kia Sportage III. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. – М.: Третий Рим, 2012. – 352 с.
- Д.В. Чащин, Н.В. Захаров, Л.В. Архипов. Skoda Fabia. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. – М.: Третий Рим, 2012. – 312 с.
- Ю.Н. Дедикин, К.В. Сидоров, Н.А. Вольский. Volkswagen Jetta. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. – М.: Третий Рим, 2012. – 352 с.
- А.Н. Гаврилов, А.М. Петров, И.С. Горфин. Сhevrolet Cruze. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. – М.: Третий Рим, 2012. – 320 с.
- А.Ю. Грозных. Эксплуатация отечественного автомобиля. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 192 с.
- Сергей Лосев, Виталий Петрусенко. США: Операции по уничтожению. – М.: Советская Россия, 1984. – 304 с.
- Михаэль Штробель. Руководство по артроскопической хирургии. В 2 томах. Том 1. – М.: Издательство Панфилова, Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 672 с.
- В.Мотин,А.Целуйко,О.Моховиков,Л.Пирогова,Э.Трошин,Н.Шаталкина,А.Игошкина,Федор Мышко. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 80 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|