Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Предмет, понятие, метод и система криминологии

Криминология

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Криминология М., Изд. Московского университета, 1984, с. с. 5-18;

Криминология М., Юридическая литература, 1988, с. с. 3-16; Криминология М., Академия МВД СССР, 1984, с. с. 9-54;

Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература, 1980, с. с. 1-39.

Учебно-материальное обеспечение:

трибуна лектора;

фондовая лекция; - схемы.

ВВЕДЕНИЕ

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем Е, ире.

Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова «crime» (преступление) и греческого слова «logos» (cчение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает «учение о преступлении». Принимая во внимание то обстоятельство, что термин «преступление» практически равнознаЕ

gен термину «преступность», более точно, можно обозначить криминологию как «науку о преступности». Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в зако -одательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это - весьма общее понятие.

ВОПРОС 1. Понятие криминологии и ее предмет.

Впервые термин «КРИМИНОЛОГИЯ «появился на страницах печати в конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частно aти, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало «Криминология». Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, котор kе явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле сло

ва. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в пер

вые годы нашего столетия. Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915) Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалист ику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г. Гросса об объединении всех «вспомогательных по отношению к уголовному праву

наук с включением науки о следствии и пенологии» в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причи -ах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

Как Вы можете заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникл

и в силу необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в пер (од своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой. Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т. е. большое вниман ие уделяется изучению личности преступника, в т. ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебнико

в его основными составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности. В учебнике, по которому предстоит учиться Вам их по aледовательность несколько изменена, что практически не меняет сути. Изучаемые составные предмета криминологии расположены в следующей последовательности:

1. ПРЕСТУПНОСТЬ (сущность и ее закономерности).

Криминология изучает преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном госуд арстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно. Понятием преступности охватывается со вокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном быт (и преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются криминологией. К ним относятся: уровень, стру

*тура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются кри, инологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения. Исследования же этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет к 'иминологии.

2. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступнЕ (ка рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критериЕo, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника «имеет формальный от bенок» (Стручков Н. А. Проблема личности преступника Л., 1983, с. 49). Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально-психологическим), в соответст «ии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сю $а же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих адми нистративных правонарушений, могут встать на преступный путь (Антонян Ю. М. Изучение личности преступника М., 1982, с. 45).

То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие к атегории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть испол ьзована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

3. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ - представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организаци онно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопут aтвуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Причинное объяснение, неизменно актуальное для криминологических исследований, опирается в первую очередь на понятия причин и условий преступности. Однако криминологов интересуют и друг (е виды детерминации этого социально-негативного явления: корреляция, системно-структурная связь и т. д. Различные по источникам, содержанию, механизму действия и другим признакам детермина -ты преступности изучаются в криминологии применительно:

а) ко всей совокупности преступлений;

б) к их отдельным видам (группам, категориям);

в) к индивидуальным актам преступного поведения.

4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ или иначе называемая - ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ. Эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими.

По своей сути предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с прест cпностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных з адач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослаб +ение причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, су бъектам и другим параметрам.

Все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во-вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимани % социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы,

связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

В чем же тогда заключается специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений? В общем виде такая специфика проявляется в следующем:

1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения (социально-экономических, культурно-воспитатеЕ+ьных и т. д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием

и т. п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы позволим себе лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально

правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущиЕe встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологическо

й профилактики.

Вывод по первому вопросу: Криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре групп k изучаемых социальных явлений:

преступность;

личность преступника;

причины и условия преступности (детерминанты);

предупреждение (профилактика) преступности.

ВОПРОС2. Методология и задачи криминологии.

Изложенные в первом вопросе лекции положения являются отправными для понимания целей, задач и функций криминологии.

Анализ научной и учебной литературы по криминологии, к сожалению, не дает алгоритма этого вопроса. Это объясняется рядом объективных и субъективных причин, на которых мы останавливаться не будем.

Учитывая потребности и интересы данной науки разделим цели на: теоретические и практические. Их также важно разделить на ближайшие, перспективные и конечные. Все цели естественно должны рас сматриваться с позиции единства, но с соответствующей конкретизацией.

Не останавливаясь на их подробном рассмотрении перейдем к основным задачам криминологии, которые определяются «общими задачами обществознания и конкретизируются задачами борьбы с престу /ностью на современном этапе развития нашего общества «.

Их можно представить следующим образом:

в первую очередь - получение достоверных знаний обо всем том, что составляет ее предмет;

научное объяснение и прогнозирование криминологических явлений;

существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

определение общей политики в развитии науки, т. е. анализ имеющихся наработок (советского периода), сохранение ценных научных исследований и безоглядного отказа от «догматических и искажаю iих истину положений».

внедрение в практику теоретических знаний, особенно в части прогнозирования и планирования (проведение криминологических экспертиз и т. д.)

следующей задачей выделяется изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью, Здесь важное место должно быть уделено анализу международно-правовых документов, дости &ений науки, в Е. ч. и криминологической, участие в международных организациях (Интерпол, ассоциации полицейских и пр.), различных конференциях и семинарах.

научно-обоснованное обеспечение отдельных видов преступлений, в т. ч. и «новых» для нашей страны.

Осуществляя научные исследования, входящие в предмет и определяя первоочередные на сегодняшний день цели, криминология пользуется тремя основными функциями:

эмпирической (или собирательной), когда исследователь выясняет, как протекает тот или иной процесс;

теоретической (объяснительной), когда исследователь стремится выяснить, почему данный процесс протекает так, а не иначе;

прогностической, когда исследователь стремится заглянуть в будущее и раскрыть перспективы развития изучаемого явления, процесса, а также возможность позитивного влияния на них.

Функции криминологии отечественными учеными классифицируются и по-иному. Например, профессор Алексеев А. И. формулирует их следующим образом:

описательная;

объяснительная;

прогнозирующая;

идеологическая и

практически-преобразовательная.

Как представляется, это то же самое, за исключением идеологической функции. В Вашем учебнике она не указана, но ее влияние на практике исключить практически невозможно, хотя попытки (очень с +абые) в научной литературе прослеживаются.

С учетом вышеуказанных задач, целей и функций уместно разобраться с криминологической методологией. Прежде всего, хотелось бы отметить, что это, как оказалось, при подготовке данной лекции - один из самых сложных вопросов. В учебнике, по которому Вы будете готовиться, методология криминологии представлена, как и прежде, исходящей «из материалистической сущности и диалектическ. го характера взаимодействия явлений «. Отечественными учеными этот подход использовался и ранее, только под другим названием - диалектический и исторический материализм, как две стороны ма 'ксистско-ленинской философии. Методология западных ученых определяется несколько по-другому. Она находится в корреляционной зависимости от того, что подразумевается под предметом кримино логии, поставленным во главу. Единого подхода здесь не наблюдается и этим объясняется наличие ряда криминологических школ. Если более детально разобраться, то становится очевидным, что, ка * отечественные, так и зарубежные ученые используют одни и те же философские категории, такие, как -

общее, особенное и единичное;

необходимое и случайное;

содержание и форма и прочие.,

т. е. особых разногласий во всеобщей методологии нет.

Из общенаучных методов криминология использует логику, абстрагирование, моделирование, анализ и синтез и пр.

Также в криминологии имеются свои собственные «инструменты», определяемые выборочно для изучения конкретных проблем. Их называют методами. Их три:

статистики;

типологии либо изучения отдельного случая (так называемого case - study);

комбинация этих двух методов.

Отечественные ученые, кстати, отмечают большую разницу между своим подходом в методологии и своих западных коллег, как раз во втором методе. Последними уделяется слишком большое внимание

именно изучению отдельного случая, но в конечной цели все ищут одного - объяснения того или иного негативного явления и того, что надо сделать, чтобы подобное не повторялось или заранее пр %дупреждалось.

Конкретные методы и приемы, используемые в криминологии, заимствуются (в зависимости от характера научного исследования) из таких наук, как социология, психология, психиатрия, биология, физи ология и т. д.

ВОПРОС 3. Система криминологии и ее связь с другими науками.

Во время изучения криминологии мы с Вами занимаемся: я - подачей, а Вы - получением научных знаний. Одной из особенностей научных знаний является их логически упорядоченный, систематизирован ный характер. Имеет свою систему и криминология. Она в свою очередь находится в прямой зависимости от предмета науки криминология и отражает его структуру.

В системе криминологических знаний следует, прежде всего, обозначить четыре основных учения: опреступности, ее детерминантах, личности преступника и о предупреждении преступности. Однако эЕbим характеристика системы криминологических знаний не исчерпывается. В ней по различным основаниям выделяются и другие структурные элементы: частные теории, проблемы, концепции и т. д. К ним, в частности, относятся: науковедческие проблемы криминологии, история ее развития, криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, организация и методика изучения Е/реступности, криминологическое прогнозирование и планирование и т. д.

Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам, включая частные признаки. По мере развития этой нау ки она в определенных пределах может дополняться, уточняться и т. д.

Однако при любых условиях система криминологии должна соответствовать ее предмету, адекватно отражать его.

Система науки и система учебной дисциплины - понятия во многом совпадающие, но не идентичные. Исходя из особенностей контингента обучаемых, конкретных задач учебно-воспитательного процесс

а и других соображений, в систему науки при ее трансформации в учебную дисциплину могут вноситься те или иные коррективы, порой весьма существенные. Так, в курсе лекций, который открывает на стоящая лекция, значительное место отводится роли Федеральной пограничной службы, и в том числе пограничных войск, в предупреждении преступности.

Нами будут изучаться два раздела криминологии:

теоретическая и

прикладная.

Учеными она называется еще теоретическая и практическая, общая и особенная, общая и специальная части и т. д. Это дело вкуса, и Вы можете выбрать для себя любую из этих классификаций. Ошибки

здесь не будет.

Криминологическая теория вооружает ученых и практических работников научными знаниями о преступности и связанных с ней явлениях, раскрывает источники и механизмы соответствующих процесс

ов, показывает как правильно использовать факты, эмпирический материал, как увязать его с теоретическими позициями, как построить правильную, логически стройную систему получения, накопле ния и обработки этого материала, как рассматривать все это с позиций целостности своего предмета.

Важнейшим обстоятельством научного поиска в области криминологии является практика, ее нужды и потребности. Образно говоря, практика борьбы с преступностью создает социальный «заказ» теори

и криминологии. Практические задачи, стоящие перед криминологией, разнообразны. Основная практическая задача этой науки - осуществлять в стране эффективную борьбу с преступностью. Иначе г оворя, практическая роль криминологии (ее прикладной части) заключается в такой организации (в создании для этого научных основ) деятельности по предупреждению преступности и профилактики правонарушений (преступлений), чтобы обеспечить положительный результат. Именно поэтому криминология не ограничивается теоретическими исследованиями проблем борьбы с преступностью, а зат

рагивает широкий круг вопросов, связанный с практикой их решения.

Для определения места криминологии в системе наук существенное значение имеет выяснение, во-первых, степени ее родства с другими, особенно смежными, дисциплинами, во-вторых, степени ее само aтоятельности. Анализ этих проблем связан, прежде всего, с необходимостью укрепления союза криминологии и других наук, как юридических, так и неюридических. Взаимодействие этих наук диктует aя внутренней логикой развития научного знания, в частности в изучаемой нами сфере, насущными задачами теоретических и прикладных исследований в области борьбы с преступностью. Преступнос bь представляет собой настолько сложное социальное явление, что в борьбе с ней приходится использовать достижения многих наук. Но криминология занимает здесь особое место.

Преступность, ее причины и условия, меры предупреждения, личность преступника и преступное поведение, профилактику такого поведения, другие проблемы, связанные с преступностью, изучают, все

сторонне разрабатывают как юридические, так и неюридические науки. В комплексе этих наук криминология занимает особое место. Она как бы венчает здание наук, изучающих преступность и меры п редупреждения. Через нее, прежде всего, осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками - социологией, психологией Е

(пр. В этом смысле криминология и занимает центральное место в системе наук. Именно она, синтезируя знания о преступности, решает комплекс задач борьбы с этим явлением. Криминологии принадлЕ%жит самая ведущая роль в решении этих задач.

Криминология, являясь одной из отраслей знания, может выступать в качестве самостоятельной системы с присущими ей системными признаками и в то же время криминология - как комплексная наука bесным образом связана с другими отраслями знания, посредством органического впитывания в себя элементов других наук. Многие ученые справедливо отмечают, что надо находить не только точки с оприкосновения криминологии с другими науками, но и пределы вторжения этой отрасли знания в другие науки, и наоборот. Может ли, должна ли, и если должна, то до каких пределов, вторгаться крими нология в изучение различных проблем, связанных с преступностью и мерами ее предупреждения, причинами и условиями этого явления, личностью преступника и преступного поведения? Ответ на это

т вопрос связан с рассмотрением трех групп проблем.

Во-первых, криминология должна передавать другим наукам решение несвойственных ей вопросов для их более углубленного и предметного изучения (скажем, пьянство, наркомания, поведение людей aпсихическими аномалиями, иные виды антиобщественного поведения, которые квалифицированно оцениваются не криминологией и относятся к предмету других наук). Эти вопросы не относятся к пред

мету криминологии.

Во-вторых, криминология должна принимать от других наук свои специфические вопросы (например, преступления, совершенные на почве пьянства, наркомании и т. д.). Криминология изучает не пьянст «о и наркоманию, а преступления, совершаемые на этой почве. Она исследует не поведение людей с психическими аномалиями, а преступления, совершенные в результате такого поведения. Эти вопросы

входят в предмет криминологии, так как она изучает преступления.

В-третьих, те или иные науки, к примеру социология, психология, психиатрия, изучающие различные стороны пьянства, наркомании, поведения людей с психическими аномалиями, должны вооружать кри, инологию своими достижениями, особенно касающимися причин и условий преступлений, профилактики преступного поведения. Крминология же, в свою очередь, должна снабжать эти науки результатЕ ми своего исследования, главным образом по вопросам, относящимся к предмету данных отраслей знаний. Очевидно, криминологические рекомендации не должны противоречить достижениям другим на ук. Конечно, и рекомендации других наук не могут идти вразрез с позициями криминологии. Необходимы согласованность и научное содружество.

На стыке криминологии и других наук возникает много различных проблем. Например, при изучении преступлений, совершаемых военнослужащими нельзя обойти ряд военных наук и т. д.

Как отмечено выше, криминология - это система разнородных по своей дисциплинарной принадлежности знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода межди сциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности. Данной науке присущи две группы междисциплинарных связей. Одна группа связей заключается в ис пользовании методов иных наук без соприкосновения их предметов. Другая группа связей выражается в непосредственном соприкосновении предметов тех отраслей знания, которые изучают преступ ность и меры ее предупреждения.

Криминология тесносвязана со многими науками. О применении положений философии для исследования криминологических проблем уже говорилось, когда речь шла о методологических основах кр (минологии.

Связана криминология и с прикладной социологией, которая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сфера м его жизнедеятельности в разных исторических условиях. Познавая конкретные общественные отношения, прикладная социология исследует различные элементы структуры общества, проблемы тр cда, свободного времени, обоазования, культуры, развития городов и многие другие социальные явления. И практически каждое из них имеет тот или иной криминологический аспект.

Связь криминологии с экэномической наукой определяется прежде всего тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики. Имеет свои экономические

характеристики и сама преступность, ее последствия. Наконец, выделяются экономические меры в комплексе средств воздействия на преступность и ее детерминананты.

Тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной, которая является одним из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с нею, а также о лично сти преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики.

Криминология тесно связана с психологией, различными ее отраслями (общей, социальной, юридической, военной и пр.) Данные психологической науки имеют особое значение для исследования субъект ивных причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки важных аспектов криминологической профи лактики.

Криминология связана с педагогикой. С использованием положений и выводов педагогической науки используются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неб +агоприятные условия нравственного формирования личности в семье, школе, воинском коллективе и в других видах социальной среды. Одной из существенных характеристик личности преступника яв +яется ее нравственно-педагогическая запущенность. Опираясь на достижения педагогической теории и практики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей

и лиц, которые могут встать на преступный путь.

Наличие определенного влияния демографических процессов на преступность обусловливает связь криминологии с демографией. Процесс математизации науки в целом потребовал расширения и упроч

ения связей криминологии с математикой. Связана криминология и с другими неюридическими науками, например с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

Тесные связи существуют между криминологией и практически всеми юридическими науками, в особенности с теми, которые относятся к так называемому криминальному циклу. Наряду с различиями, о к оторых уже говорилось, во многом совпадают предмет и задачи криминологии, с одной стороны, и науки уголовного права - с другой. Такие уголовно-правовые понятия, как преступление и его виды, п 'еступники и их категории и др., являются исходными для криминологии, они во многом определяют круг проблем, изучаемых этой наукой. Большое теоретическое и практическое значение имеет вопро

с о соотношении двух основных подходов к борьбе с преступностью - криминологического и уголовно-правового. Многие нормы уголовного права непосредственно используются для юридического обоЕ

aнования конкретных мер криминологической профилактики. Следует особо подчеркнуть тесную связь криминологии с социологией уголовного права.

Связь криминологии с наукой уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права прослеживается наиболее выпукло применительно к общей для них проблеме предупреждения рецидива прест уплений. Изучая рецидивную преступность, криминология способствует рациональному решению различных вопросов исполнения наказаний, совершенствования деятельности исправительных учрежде ний. Широкий социально-правовой подход к проблеме рецидива преступлений и борьбы с ним, характерный для криминологии, предполагает необходимость учета и всесторонней оценки мер исправител ьного воздействия на осужденных, их роли и эффективности.

Нелишне заметить, что криминология, уголовное право и исправительно-трудовое право составляют одну научную специальность в соответствии с установленной их номенклатурой (12. 00. 08). Криминология связана также с наукой уголовного процесса. Как известно, уголовно-процессуальный закон включает обстоятельства, детерминирующие совершение преступлений, в предмет доказыва -ия по уголовному делу; формулирует соответствующую юридическую обязанность органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда; устанавливает определенные формы процессуал ьного реагирования на выявленные криминогенные факторы. Все это означает, что для уголовно-процессульной науки, практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют зна gение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Уголовно-процессуальные действия являются одним из эффективных средств получения инфо рмации о конкретных преступлениях, их детерминантах, о личности преступника. Не случайно в криминологических исследованиях как в теоретических, так и прикладных находит широкое применение изучение материалов уголовных дел.

Имеются у криминологии точки соприкосновения и с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступ ности (ее детерминантах, личности преступника) и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и

пр. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

Криминология тесно связана с теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскные меры, для того чтобы они были «прицельными» и, следовательно, эффективными, должны о пираться на полные, достоверные и точные знания о том, что они в соответствии с законом направлены, т. е. оперативные работники должны исходить из правильных представлений о закономерностях с овременной преступности, ее характерных тенденциях, конкретных формах преступных проявлений, особенностях личности, механизме индивидуального противоправного поведения, «преступном почеЕ

'ке» различных категорий правонарушителей и т. д.

Есть основание говорить о криминологическом аспекте социальных предпосылок оперативно-розыскной работы. Существуют оперативно-розыскные меры, целиком и полностью подчиненные интересам п 'едупреждения преступности. Оперативно-розыскная деятельность существенно расширяет информационную базу и арсенал средств предупредительного воздействия на преступность, ее детерминант

k и связанные с нею негативные явления. Необходимо отметить, что применительно к ранним стадиям развития некоторых криминогенных факторов оперативная работа является порой наиболее оптима +ьным, а в ряде случаев практически единственно возможным вариантом целенаправленного упреждающего воздействия на них.

Связь криминологии с наукой государственного права определяется прежде всего тем, что многие положения Конституции РФ имеют самое непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе cважения норм нравственности, законов и правил общежития.

Связь криминологии с адиминистративным правом обусловлена, во-первых, значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административного взыскания, предупреждения и

пресечения); во-вторых, ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности субъектов криминологической профилактики (в определении их задач, функций, компетенций и т. д.). Оба э ти аспекта регулирования общественных отношений нормами административного права особенно значимы для предупредительной работы Федеральной пограничной службы, деятельность ее отдельных

служб по предупреждению преступлений детально регламентируется ведомственными нормативными актами, как ФПС РФ, так и Пограничных войск РФ. Этим прежде всего определяется значение изученЕ (я криминологии в тесной связи с курсом административно-служебной деятельности.

Связана криминология и с иными юридическими науками: гражданского, трудового и других отраслей права. Эта связь обусловлена главным образом тем, что многие нормы соответствующих отраслей зЕ конодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

В заключении хотелось бы отметить тот факт, что в рамках нашего курса мы не сможем рассмотреть все вопросы академической и прикладной криминологии. Однако мне хотелось, чтобы у Вас сформиро валось четкое понимание важности того определенного круга знаний, умений и навыков, необходимых Вам, как будущим юристам и командирам, которые я попытаюсь дать и которые Вы сами захотите п. лучить. Здесь важно помнить, что продолжая традиции европейской школы права курс криминологии обязательно изучается при подготовке юристов. Изучая криминологию, молодой юрист, а особенно

специальный юрист, готовящийся к военной службе в пограничных войсках не только приобретает знания, еще он учится занимать гуманную позицию в отношении правонарушителя и жертвы преступле -ия, приобретает способность контролировать свои эмоции, учится использовать любую информацию, любые сведения общественных и эмпирических наук. При этом не превращаясь в технического испо +нителя правовых предписаний, которые в наше сложное время находятся в процессе постоянных изменений.

Автор лекции

Заместитель начальника кафедры УПД

кандидат юридических наук,

майор юстиции

Л. Тарасенко

«_____»_____________1995г.

Лекция обсуждена на заседании кафедры «______»____________1995г. Протокол № _______


Описание предмета: «Криминология»

Криминология - (от лат. crimen, род. падеж criminis - преступление и ...логия), наука, изучающая преступность, её причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности, путях и средствах предупреждения преступности и перспективах ее ликвидации.

Литература

  1. Криминалистика. Полный курс. – М.: Юрайт, 2013. – 856 с.
  2. А.И. Долгова. Криминология. – М.: Норма, 2009. – 384 с.
  3. Криминалистика. – М.: Юрайт, 2012. – 848 с.
  4. Под редакцией А.Г. Филиппова. Криминалистика. Полный курс. – М.: Юрайт, 2011. – 848 с.
  5. А.П. Кулаичев. Методы и средства комплексного анализа данных. – М.: Форум, Инфра-М, 2011. – 512 с.
  6. И.Ф. Волков. Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 1978. – 264 с.
  7. Методы и системы сейсмодеформационного мониторинга техногенных землетрясений и горных ударов. Том 1. – М.: Издательство СО РАН, 2009. – 321 с.
  8. Методы и системы сейсмодеформационного мониторинга техногенных землетрясений и горных ударов. Том 2. – М.: Издательство СО РАН, 2010. – 278 с.
  9. М.С. Мелентьев, В.И. Батищев. Аппроксимационные методы и системы измерения и контроля параметров периодических сигналов. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2011. – 240 с.
  10. Криминалистика. Полный курс. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 862 с.
  11. С.В. Лисиенко, А.Н. Бойцов, С.В. Демидов, И.Г. Рыбникова. Организация охраны и системы контроля промысла водных биологических ресурсов. Учебник. – М.: Моркнига, 2014. – 256 с.
  12. Дмитрий Эйдензон, Дима Шамрони und Виталий Воловоденко. Метод и система визуализации многомерных данных. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 52 с.
  13. Филиппов А.Г. Введение в криминалистику. Организация раскрытия и расследования преступлений. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.
  14. А.П. Кулаичев. Методы и средства комплексного статистического анализа данных. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 484 с.
  15. Филиппов Александр Георгиевич(редактор). Криминалистика. Полный курс в 2 ч. Часть 1. Учебник для бакалавриата и специалитета. – М.: Юрайт, 2017. – 315 с.
  16. И.Я. Лукасевич. Финансовый менеджмент в 2 частях. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 378 с.
  17. Филиппов Александр Георгиевич(редактор), Агафонов Владимир Васильевич(редактор). Криминалистика. Полный курс в 2 ч. Часть 1. Учебник для бакалавриата и специалитета. – М.: , 2018. – 449 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Проблема соотношения метода и методологии. частно-научная и общенаучная методологии.
Философия
Курсовая работа
40 стр.
Совершенствование методов и технологий социальной работы
Социальная психология
Диплом
158 стр.
Определение методологии как науки
Педагогика
Реферат
26 стр.
Совершенствование методов и технологий социальной работы
Социальное обеспечение
Диплом
118 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Валерия
Алина, спасибо за реферат, я все получила. За Вебстера я получила пятерку, За Мамаево побоище тоже пятера! Спасибо!!!